- МАЛИК Теренс
-
МАЛИК (Malick) Теренс (р. 30. 10. 1943), американский режиссер, сценарист, продюсер.
Сын чиновника из нефтяной компании, родившийся в штате Иллинойс, вырос в Техасе и Оклахоме, что немаловажно для режиссера, которого сами американцы считают подлинным певцом Среднего Запада, лучше всех на экране передавшего дух пустошей Дакоты и Монтаны в фильме «Опустошенные земли» (Badlands, 1973, главная премия на МКФ в Сан-Себастьяне, 1974) и пшеничных полей Техаса в ленте «Дни Жатвы» (Days Of Heaven, 1978, премия за режиссуру на МКФ в Канне, 1979). Уникальность творчества Малика заключается не только в том, что благодаря всего двум работам он вошел в историю американского кино, но и из-за нежелания идти на какие-либо уступки он в течение 20 лет ничего не снимал, путешествуя между Парижем и Техасом, нередко выступая в качестве не указываемого в титрах «сценарного доктора» или щедро раздаривая ценные советы относительно идей и сюжетов для других авторов.
Летом 1997 Малик приступил к съемкам своей третьей картины «Тонкая красная линия» (The Thin Red Line, 1998) — эпической военной драмы по мотивам романа Дж. Джонса со звездным составом исполнителей (Ш. Пенн, Д. Клуни, Б. Чаплин, В. Хэррелсон и др.) — приз МКФ в Берлине, 7 номинаций на «Оскар». Личная трагедия человека на войне, желающего просто выжить, стала главной темой этого фильма. Режиссера прежде всего интересовали не историческая конкретика высадки американского десанта на остров Гуадалканал и батальные сцены, а переживания и взаимоотношения героев в экстремальной ситуации.
Несмотря на то что фильмы этого режиссера так и не были награждены какими-либо премиями на родине, он назван одним из самых сущностных творцов в кинематографе США, выразившим в емкой концентрированной форме (ленты Малика на удивление непродолжительны по хронометражу — в пределах 100 минут) многие мифы и мании Америки. Обычно почитающие его критики отмечают визуальный дар режиссера и его пренебрежение к сюжетной занимательности, что оказывается барьером на пути признания и понимания картин широкой зрительской аудиторией. Интересно, что Малик, который получил общее гуманитарное образование сначала в колледже в Оксфорде, а потом в Гарвардском университете (был журналистом в «Ньюсуик», «Лайф» и «Нью-Йоркер» и даже преподавателем философии) пожелал учиться в Американском киноинституте в Лос-Анджелесе (дипломная работа — «Фабрики Лэнтона», 1970), а свою деятельность в кино начал именно как сценарист. Правда, его вариант известного полицейского триллера «Грязный Гарри» так и не был принят к постановке, а в титрах фильма «Поезжай, сказал он» (Drive, He Said, 1971, дебют Дж. Николсона в режиссуре) он не указан. Но Малик причастен и к появлению авантюрных комедий «Бесплатные мили» (Deadhead Miles, 1972) и «Карманные деньги» (Pocket Money, 1972), «Выгодное дело» / «Братья Дион» (Dion Brothers, 1974), пусть они тоже не пользовались успехом в прокате. На самом деле, все эти попытки вписаться в типичное голливудское кино лишний раз подтверждают, что имея внешнюю склонность к американским жанрам (ведь и «Опустошенные земли» можно считать гангстерским фильмом, а «Дни Жатвы» — эпической драмой в стиле «Унесенных ветром»).
Малик все же в большей степени похож на еще одного этапного автора в истории кинематографа США, на современного титана Ор. Уэллса, которому тоже было тесно в жестких рамках поточного кинопроизводства «фабрики грез».
Сергей Кудрявцев
1972 БЕСПЛАТНЫЕ МИЛИ / DEADHEAD MILES сценарист
1972 ПОЕЗЖАЙ, СКАЗАЛ ОН / DRIVE, HE SAID не указанный в титрах сценарист
1972 КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ / POCKET MONEY исполнитель
1973 ОПУСТОШЕННЫЕ ЗЕМЛИ / BADLANDS продюсер, режиссер, сценарист, исполнитель
1974 БРАТЬЯ ДИОН / DION BROTHERS сценарист
1978 ДНИ ЖАТВЫ / DAYS OF HEAVEN режиссер, сценарист
1998 THIN RED LINE, THE режиссер, сценарист
1998 ENDURANCE продюсер
2002 Медвежий поцелуй (см. МЕДВЕЖИЙ ПОЦЕЛУЙ) сценарист
2003 Beautiful Country, The сюжет, продюсер
Энциклопедия кино. 2010.