Мамардашвили, Мераб Константинович

Мамардашвили, Мераб Константинович

(15.09.1930—25.11.1990) — философ, спец. по филос. сознания и истории филос.; большую часть жизни прожил в России. Род. в г. Гори (Грузия) в семье военного. В годы войны отец М. был комиссаром стрелковой дивизии. М. окончил филос. ф-т МГУ (1954). (В эти годы на ф-те учились Э.В.Ильенков, А.А. Зиновьев, A.M.Пятигорский, Б.А.Грушин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Ю.А.Левада, Ю.Ф.Карякин, И.Т.Фролов, Г.П.Щедровицкий.) Характерно, что уже во время учебы в ун-те М. интересовала природа человеч. сознания и мышления — сквозная тема его будущей филос: одна из его студенческих курсовых работ называлась "Роль труда в происхождении мышления". После окончания асп. (1957) М. работает в редакции ж. "ВФ", где публикуются его первые статьи ("Процессы анализа и синтеза" и "Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания"), связанные с темой канд. дисс. В 1961 М. командируется в Прагу в ж. "Проблемы мира и социализма". Позже, с 1966 он работает в академических ин-тах Москвы (в Ин-те меж-дунар. рабочего движения и в ИИЕТ), а также читает лекции на психол. ф-те МГУ, в Ин-те кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Ин-те общей и пед. психол. АПН СССР, в др. городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Тбилиси), как правило, по приглашению своих друзей. Фактически эти лекции или беседы, как называл их М., и составляют основу его творч. наследия. В 1970 в Тбилиси он защищает докт. дисс. "Формы и содержание мышления", в 1972 получает звание проф. В эти же годы он занимает должность зам. гл. ред. ж. "ВФ" (1968—1974). С 1980 работает в ИФ АН Грузии. После возвращения из Праги М. становится "невыездным": вновь выезжает на Запад только в начале 1988. При жизни М. были изданы всего 3 небольшие кн.: "Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания" (М., 1968); "Классический и неклассический идеалы рациональности" (Тбилиси, 1984); "Как я понимаю философию" (М., 1990). Все остальное — и прежде всего многочисленные курсы его лекций (о Декарте, Канте, Марселе Прусте, совр. филос., античной и др.), а также подготовительные материалы к ним, в к-рых раскрываются природа филос. и ее проблемы,— находится в "архиве" у сестры философа и лишь в наст. вр. начинает издаваться его учениками. Философствование вслух было любимым занятием М. По отзывам слушателей, он был великий мастер импровизации и мудрой филос. беседы. Это был органичный для него жанр — устной беседы, размышления вслух, особенно в аудитории. В "архиве" находилась и рукопись кн. по филос. науки "Стрела познания", единственная, к-рую он написал (а не наговорил) во второй половине 70-х гг., когда работал в ИИЕТ. Это была так называемая "плановая работа", хотя известно, что отчислили его из ин-та (после чего он вынужден был уехать в Грузию) "за невыполнение плана". Изд. наследия М. занимается специально созданный фонд его им.. В рамках Фонда выходят материалы Филос. чтений, посвященных памяти М. (Конгениальность мысли. М., 1994; Встреча с Декартом. М., 1996; Произведенное и названное. М., 1998 и др.). Прекрасно владея европ. яз. и считая себя космополитом, М. мог легко реализоваться как философ в любой европ. стране, но случилось так, что большую часть жизни он провел в России. Он скончался в Москве, в аэропорту Внуково. Похоронен в Тбилиси. Вся жизнь и творч. М. были ответом на пережитое Россией XX в. тотальное зло и насилие. Начав профессиональный путь с изучения истории филос. (см. библиографию его опубликованных статей в кн. "Как я понимаю философию") и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е гг. центр. идею своей филос: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере че-ловеч. жизнедеятельности (К пространственно-временной феноменологии событий знания // ВФ. 1994. № 1). Эта идея интересует его прежде всего в плане он-тол. защиты трансцендентальных оснований еврои. культуры, выявленных в свое время Декартом и Кантом. Считая, что "реальность входит в мир трансцендентально", он вслед за Кантом обращает внимание на априорные условия жизненного опыта человека, подчеркивая, что мы не можем мыслить произвольно и по желанию приращивать знания к уже имеющемуся знанию, потому что жизненное время дискретно. Но при этом как бы сдвигает свой анализ дух. опыта личности с проблемы метафиз. априори на проблему, как он выражается, "метафиз. апостериори", т. е. на сам факт события мысли. После напряженной двухлетней работы над кн. "Стрела познания" в указанной статье он попытался в сжатом виде сформулировать именно апостериорный подход к анализу событий знания (или мысли). В дальнейшем этот подход получит развернутое обоснование в его публичных лекциях о Декарте и Канте, а затем — уже на материале искусства — в обширном цикле лекций о романе Пруста "В поисках утраченного времени". При этом он будет постоянно настаивать, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить др. Идея произведения как "органа жизни", способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при к-рых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творч. Согласно М., философ рассуждает не о том, что видится, а о том, что видится (или познается) лишь в той мере, в какой есть сознание видимого или мысль о видимом на уровне рефлексии. И это сознание и акт филос. рефлексии в качестве предпосылки или условия возможного опытного познания уже заключены внутри психол., физики, этики, права и др. наук, т. е. сам акт науч. и любого др. познания уже содержит в себе какие-то филос. акты, независимо от того, знаем мы об этом или не знаем. И именно они являются предметом реальной или натуральной филос. (Сознание как философская проблема // ВФ. 1990. № 10). Дуализм "души" и "тела" не опытная истина, не наблюдательное утверждение, а по-нимательная, плодотворная тавтология (одно из гл. понятий его филос), к-рая открывает возможность грамотного рассуждения. Если же первопонятие (сознания, свободы, бытия) задается умственным, логич. путем и из него начинают мыслить, то мы погибли. Поэтому, заявляет М., я начинаю с понимательной тавтологии: я — когито, я мыслю. Это метафиз. ощущение жизни проговаривалось М. бесконечное число раз. Только об этом фактически он и вел свой филос. разговор. И когда его спрашивали, как он определяет собственную филос., он отвечал: я представитель естеств., натуральной филос., как понимал ее Кант, когда писал в "Критике чистого разума", что не стремление человека к счастью, связанное с достижением внешн. успеха и благополучия, и не любовь или симпатия характеризуют моральный поступок, но уважение к моральному закону как таковому, следование долгу, поскольку лишь этика долга дает нам не теор., а практич. жизненную уверенность распоряжаться собственной свободой.

Соч.: К проблеме метода истории философии // ВФ. 1965. № 6; Анализ сознания в работах Маркса // Там же. 1968. № 6; Формы и содержание мышления. М., 1968; Классическая и современная философия. [В соавт.]. М., 1972; Проблема объективного метода в психологии. [В соавт.] // ВФ. 1977. № 7; Символ и сознание. [В соавт.]. Иерусалим, 1984; Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси. 1984; Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993; Проблема сознания и философское призвание // ВФ. 1988. № 8; Лекции о Прусте. М., 1995; Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996; Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996; Психологическая топология пути. М.Пруст "В поисках утраченного времени". Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. в 1997); Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. [В соавт.]. М., 1997 (дополн. и пере-раб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984); Лекции по античной философии. М., 1999; Кантианские вариации. М., 2000; Эстетика мышления. М.,

2000.

Ю.П.Сенокосов



Мамардашвили, Мераб Константинович

Род. 15 сентября 1930 г., в г. Гори, ум. 25 ноября 1990 г., в Москве. Грузинский философ. Выпускник философского факультета МГУ. Был заместителем главного редактора журнала "Вопросы философии" (с 1968 г.), сотрудником тбилисского Института философии (с 1980 г.). Работы: "Формы и содержание мышления" (1968); "Символ и сомнение" (совм. с А. М. Пятигорским, 1982); "Классические и неклассические идеалы рациональности" (1984); "Как я понимаю философию" (1990); "Картезианские размышления" (изд. 1993).


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Мамардашвили, Мераб Константинович" в других словарях:

  • Мамардашвили, Мераб Константинович — Мераб Мамардашвили Мераб Мамардашвили Дата рождения …   Википедия

  • Мамардашвили Мераб Константинович — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания …   Википедия

  • МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — (15 сентября 1930, г. Гори, Грузия 25 ноября 1990, Москва), грузинский философ. Отец будущего философа был военным, а мать Ксения Платоновна происходила из дворянского рода Гарсеванашвили. Мамардашвили учился на философском факультете Московского …   Энциклопедический словарь

  • МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — (1930 90) российский философ. Учился и работал в Москве, профессор (с 1972); с 1980 в Грузии. Сократический характер философствования Мамардашвили наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях (в т. ч. о Декарте, И. Канте, М. Прусте,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — (1930 1990) российский философ, сыгравший в 1960 1980 гг. большую роль в возрождении филос. жизни и филос. климата в стране. М. мало издавался при жизни, но часто выступал с курсами лекций по актуальным проблемам философии в МГУ, во ВГИКе, в Ин… …   Философская энциклопедия

  • МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ — (1930 1990) философ, большую часть жизни проведший в России, получивший на Западе имя «Грузинский Сократ». М. говорил, что «философия это сознание вслух». Его лекции о Декарте, Канте, Прусте и изданные на их основе книги (в обработке Ю. П.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — (1.09.1930, Гори, Грузия 15.11.1990, Москва, похоронен в Тбилиси)    философ, историк философии и культуролог. Окончил философский ф т МГУ (1954) и аспирантуру того же ф та. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему: Формы и содержание… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Мераб Константинович Мамардашвили — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания …   Википедия

  • Мамардашвили, Мераб — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания …   Википедия

  • Мамардашвили — Мамардашвили, Мераб Константинович Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930(19300915) Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смер …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»