Карделли, Сальватор

Карделли, Сальватор

— гравер на меди резцом. Приехал из Рима в Россию в последних годах XVIII ст. В 1797 г. награвировал очень схожий портрет императора Павла І, в 1798—"Катафалк над прахом герцога Виртембергского", а в 1814 г. получил звание придворного гравера, с содержанием по 1200 руб. в год из Кабинета Его Величества. Кроме 50-ти различных портретов, в том числе: императора Александра I (с оригиналов Кюгельхена, Рейхеля, Жерара, Изабе и др.), императриц: Елизаветы Алексеевны, Марии Феодоровны, вел. кн. Константина, Михаила и Николая Павловичей, Александры Феодоровны, разных героев отечественной войны им же, или под его наблюдением, были награвированы еще с рисунков Д. Скотти 1814 г. "Победы, одержанные в России над Наполеоном" на 12-ти листах, доски которых ценились Советом Академии в 1816 г. по 1500 руб. каждая, а также "Пожар московский 1812 г." с рис. Л. Ругендаса 1813 г. Затем ему же принадлежат 15 гравюр с различных картин старых мастеров, в том числе 10-ть с Эрмитажных.

Сборник "Матер. для истории И. А. X.", Петрова, II, и "Указатель к нему", А. Е. Юндолова; Д. Ровинский, "Русск. Народ. Картинки", II, 249 и IV, 419 в "Подроб. Словарь русск. гравиров. портретов".

Н. С.

{Половцов}



Карделли, Сальватор

(Cardelli), гравер резцом; приехал из Рима в последних годах прошедшего столетия. В 1797 г. награвировал очень схожий портрет Павла I и множество других портретов. В 1814 г. получил титул придворного е. и. в. гравера с жалованьем по 1200 рублей в год [Хотя подписывался этим титулом уже в 1807 году.]; был назначен в академики. Произведения его очень неравного достоинства; некоторые сильно плохи: 1. Имп. Александра Феодоровна. — 2. Имп. Александр I, с ориг. Кюгельхена. — 3. Он же; конный портрет. — 4. Он же, с ориг. Рейхеля. — 5. Он же, с ориг. Жерара, в рост. — 6. Он же, с ориг. Изабе. — 7. Он же, в рост, на Неве. — 8. Он же, как освободитель Европы. — 9. Князь Багратион. — 10. Барклай-де-Толли. — 11. Бренна. — 12 и 13. Витгенштейн. — 14. Он же, большой конный портрет. — 15. Кн. П.М. Волконский. — 16. Кн. М.С. Воронцов. — 17—19. Голенищев-Кутузов; Слов. 4, 11 и 42. — 20. Кончина Голеницева-Кутузова; большая гравюра в двойной лист; Слов. 102. — 21. Князь Д.М. Голицын, Слов. 9. — 22. Кн. А.Ф. Голицын-Прозоровский. — 23. Кн. А.И. Горчаков. — 24. Дорохов. — 25 и 26. Елизавета Алексеевна. — 27. Иловайский IV. — 28. В. кн. Константин Павлович. — 29. Кульнев. — 30. А.И. Кутайсов. — 31. Мария Феодоровна. — 32. Михаил Павлович. — 33. Николай I. — 34. Граф Орлов-Денисов. — 35. Он же. — 36. Князь Остен-Сакен. — 37. Граф. А.И. ОстерманТолстой. — 38. Павел I. — 39. Платов. — 40. Он же. — 41. Поляков. — 42. Раевский. — 43. Г.В. Розен. — 44. Тормасов. — 45. Он же. — 46. Тромбара. — 47. Князь А.И. Чернышев. — 48. Портрет Иосифа Райнери: "Ioseph de Raineri. | Bossi Delin.-Cardelli Sculp". — 49. "Colonel Roiny. F. Méstre Pinx.Cardelli Sculp". 8°. 50. Господин в высокой треуголке, бежит влево; справа к полю гравюры приделан Реомюр, — ртуть стоит ниже 25 градусов холода. На моем экземпляре, из собрания Гассинга, его рукою подписана фамилия бегущего: "Sellumpf"*. 51. Одна доска (№ 9), из числа изданных Карделли: Двенадцати побед, одержанных русскими войсками над французами в 1812 году; прочие 11 выполнены под его смотрением. Двенадцать больших листов в длину; под каждым из них подписи: "D. Scotti invenit 1814. S. Cardelli direx" и имя гравера. Издано в С.-Петербурге 1814 года. Подписи на русском и французском языках: 1) Сражение при Бородине 26 авг. 1812: "Fedoroff sculp". — 2) Победа при Тарутине 6 окт. 1812: "Fedoroff sculp". — 3) Взятие Полоцка гр. Витгенштейном 6 окт. 1812: "J. Beggrow sculp". — 4) Победа при Малом-Ярославце 12 окт. 1812: "J. Beggrow sculp". — 5) Бегство французов из Москвы 12 окт. 1812: "Beggrow sculp". — 6) Победы при Колотском монастыре 18 окт. 1812: "Fedoroff sculp". — 7) Взятие г. Вязьмы 22 окт. 1812 г.: "Beggrow sculp". — 8) Победа при Духовщине 26 окт. 1812: "Fedoroff sculp". — 9) Разбитие Маршала Давуста при г. Красном: 6 ноябр. 1812: "S. Cardelli direx. Sculp. St.-P." — 10) Разбитие Маршала Нея, 6 нояб. 1812 г. — 11) Разбитие Наполеона при переправе через Березину 16 и 17 нояб. 1812: "Fedoroff sculp". — 12) Разбитие Маршала Виктора при г. Старом Борисове 25 и 26 нояб. 1812: "Beggrow sculp". Полные экземпляры всех 12 листов очень редки. Относительно этих досок в делах Академии художеств сохранились следующие сведения: 1) "3-го августа 1813 года было публиковано от некоего иностранного художника, что он предлагает выгравировать с простых рисунков 14 картин с фронтисписом, кои будут представлять 14 достославнейших побед, одержанных российскими войсками в 1812 году, обещая кончить все это в 5 месяцев, и желает иметь на покупку их 200 охотников, назначая за 15 картин простой рисовки, 200 p., c оттенком 400 p., a иллюминованные за 600 р." (Петров, Материалы, II. 50) и 2) 13 декабря 1816 г. С.-Петербургское Губернское Правление прислало в академию 12 досок, выгравированных гравером Сальватором Карделли, прося оценить и одобрить их. На что академия отвечала, что если бы доски те были выгравированы самым искуснейшим образом, то каждая доска стоила бы от 5000 до 6000 руб.; карделлиевская же доска стоит не более 1500 р. (Мат., II. 84).

52. Пожар Москвы; подписи на русском и французском языках: "Пожар Московской | в Сентябре 1812 года. | Неприятель, вступив без всякого сопротивления в Москву, на~ шел сию столицу против ожидания | своего почти пустою. Не находя в оной никакого продовольствия для армии своей и не надеясь | склонить Главнокомандующаго Российскими войсками к выгодному для него миру, от ярости зажег сей | первопрестольный град, и над оставшимися жителями неслыханные оказал лютости. — L'incendie de Moscva... Гравер. Кардели". Это точная копия с гравюры в большой лист, с подписью: "Incendie de Moscou. — L. Rugendas inv. 1813".

53. "Catafalque érigé dans l'Eglise catholique de St. Petersbourg à l'occasion des | obsèques de Son Altesse Serenissime Monseigneur le Pri- | nce frederich Eugène Duc de Wurtemberg | et Teck et Ca et Ca le 16 janvier 1798. | Brenna Architecte — Cardelli Sculp". B лист. В Эрмитаже.

54. "Comp. et dess. par Charles GuibalGravé par S-Cardelli Graveur de S. M. L'Empereur 1807". — "Заговор детей Брута против... римским гражданином". В двойной лист.

55. Христос посылает апостолов на проповедь; огромная гравюра, скопированная точь-вточь с доски Жерара Одрана; посвящена кн. А.М. Голицыну: "Peint par N. Poussin. Gravé par Salvator Cardelli. grav. de S.M. Impl".

56. Тайная вечеря; огромная доска, посвященная Александру I: "Leonardus Vincius pinxit — Salvator Cardelli sculpsit... DDD"*. Ужасная копия с гравюры Моргена.

57. "Mater Pietatis... DDD. — Guido Reni definis — S. Cardelli del. e incise". B малый лист*.

58. "Salmace Ermafrodito. — Inv. et dess: par Ant. Raphael Mengs. — Gravé par Sal Cardelli Graveur de S.M.I."*.

59—67. Девять досок, с картин Эрмитажа [Карделли через кн. А.М. Голицына предлагал эти доски Академии художеств; но совет рассудил, "что Академия на покупки их суммы не имеет; купить же оные можно разве для продажи только отпечатков с оных, что, во-первых, для самого художника, яко человека честного, гораздо удобнее, нежели для Совета, вовторых, доски сии от множества сделанных с них оттисков уже довольно выпечатались; то за сими причинами и полагает: от приобретения досок г-на Карделия отказаться" (Матер. Акад. худож., т. II, стр. 90 и 91).]; a именно:

59. Персей и Андромеда; с Рафаэля Менгса.

60. Ринальдо и Армида; с Николая Пуссена.

61. Портрет любовницы Тициана: "Peint par Titien Vicelli — Dessiné et gravé par S. Cardelli graveur de S.M. Imperiale... lombarde"*.

62. "Прекрасная продавщица...", с ориг. Леонардо да Винчй.

63. "Маленькой Савойяр", с ориг. Мурилло.

64. Маленькая Савоярка; его же.

65. "Giorgione pinx — Cardelli sculpsit"; портрет Доменико Каприоло из Мюнхенской галереи (№ 1119, Каталог 1890 г.); шедевр Карделли*. У меня экз. до подписи.

66. "Приготовление к охоте", Н. Пуссена: четыре амура, играющие с двумя собаками. Очень большой лист. В моем собрании экземпляр без всякой подписи*.

67. "Peint par le Chr. Vanderwerff — Gr. d'apré le Tableau Par Cardelli graveur de Sa M. L'Impereur... large 7 3/4 v".

{Ровинский}



Карделли, Сальватор

назначенный академик И. А. Худ., гравер портретов резцом, работал в СПб. при Павле I (1798 г.) и Александре I.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»