Каменский, Василий Васильевич

Каменский, Василий Васильевич

Каменский Василий Васильевич


[1884—] — поэт, беллетрист, драматург. Род. в семье смотрителя золотых приисков на Урале. По образованию — агроном. В 1910—1911 работал авиатором-пилотом. Литературную деятельность начал в 1904 (стихотворением "Кузнецы", напечатанным в екатеринбургской газете "Урал").

К. — один из первых представителей русского футуризма (см.). Вместе с В. Маяковским, В. Хлебниковым и Д. Бурлюком был участником и редактором футуристических сборников, газет, журналов и др. изданий. Идеологически К. связан с группой мелкобуржуазной деклассирующейся интеллигенции, имеющей корни в деревне. Ненависть к капиталистическому городу, к буржуазному быту и буржуазной культуре — вот то, что объединяет его со всей группой футуристов. Но в отличие от мелкобуржуазной деклассировавшейся интеллигенции, имеющей корни в городе, К. бунтует против буржуазии, ориентируясь не на городские демократические слои (как напр. Маяковский), а на крестьянство. В ряде своих произведений К. противопоставляет буржуазному городу не революцию, а народнически идеализированную деревню ("Землянка", 1911). Это противопоставление связано у него с идеализацией примитивных людей и чувств в противовес нервным городским интеллигентам с их утонченной психикой. Характерны в этом отношении самые названия его книг: "Землянка", "Танго с коровами", "Девушка босиком". Но народнические мотивы не складываются у К. в законченную мировоззренческую систему. К. — поэт не столько законченных воззрений, сколько ощущений. Эмоциональное отношение к вещам заменяет ему точку зрения. Жизнерадостность, беззаботность — вот основная эмоциональная расцветка большинства произведений Каменского. Этот нарочитый идеологический примитивизм на полународнической основе определяет и особенности стиля Каменского. В его поэтической работе, как и в творчестве других футуристов, довольно большое место занимает словотворчество, речевое экспериментаторство. Но в отличие от Маяковского К. ориентируется не столько на городской, разговорный и митинговый яз., сколько на заумь (см.), язык детей и т. п. источники. Каменский разрабатывает не столько смысловую, сколько музыкальную сторону стиха (сближаясь в этом с символистами). Иногда работа над музыкой стиха приобретает у него самодовлеющий характер.

Империалистическая война и революция переводят расплывчатое полународническое мироощущение К. и его беспредельную эмоциональность в более конкретный план. Он обращается к исторической теме о Стеньке Разине и трактует ее как тему современности. В полном согласии со своей социальной природой К. воспринимает нашу революцию как народную — крестьянскую — и воспевает Стеньку Разина в качестве ее прямого предшественника (в заключительной сцене пьесы "Стенька Разин" революционное торжество происходит на месте казни Степана Разина).

После "Стеньки Разина" творчество К. идет по линии ослабления революционных мотивов и возрождения старой экспериментаторской словотворческой поэзии, — мотивы "Стеньки Разина" не оказались решающими для дальнейшего пути К. Революционность его оказалась столь же поверхностной, чисто эмоциональной, не подкрепленной мировоззрением, как и его дореволюционное "народничество". Ярче всего это сказалось в стихотворении "Жонглер", напечатанном в № 1 журнала "Леф":

"Искусство жизни — карусель,

Блистайность над глиором

И словозвонная бесцель,

И надо быть жонглером..."

Кроме стихов и пьес К. после революции выпустил несколько романов. Но если стихи К. при всей своей безыдейности оказали все же некоторое влияние на развитие поэзии (напр. Асеева), то о романах К. и этого нельзя сказать. Они не занимают сколько-нибудь заметного места в советской литературе, а некоторые граничат с бульварной литературой (напр. "Пушкин и Дантес" — роман, в котором историческая тема опошлена).

Библиография: I. Землянка, СПб., 1911; Танго с коровами, М., 1914; Девушка босиком. Тифлис, 1916; Степан Разин, Роман, М., 1916 (переиздан в 1919 и 1928); Звучаль веснянки, М., 1918; Стенька Разин, Пьеса, М., 1919 (переиздано в 1923 и в 1925 в сб. пьес); 27 приключений Харта Джойса, Роман, М., 1924; Пушкин и Дантес, Роман, Тифлис, 1928.

II. Лерс Я. Г., Русский футуризм, М., 1922; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Сосновский Л., О якобы революционном словотворчестве, "На посту", 1923, III; Книпович Е., "Красная новь", 1928, VI (рец. на роман "Пушкин и Дантес").

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М., 1928.

Е. Мустангова.

{Лит. энц.}



Каменский, Василий Васильевич

Род. 1884, ум. 1961. Поэт, драматург, авиатор. Произведения: "Стенька Разин" (романтическая поэма, 1912—1920), "Емельян Пугачев" (1931), "Иван Болотников" (1934).


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Каменский, Василий Васильевич" в других словарях:

  • Каменский, Василий Васильевич — Василий Каменский Д.Бурлюк. Портрет поэта футуриста Василия Каменского (1917) …   Википедия

  • КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич — (1884 1961) русский поэт. Один из первых русских пилотов; ввел в обиход слово самолет . В раннем творчестве футурист. Романтические поэмы Стенька Разин (1912 20), Емельян Пугачев (1931), Иван Болотников (1934). Пьесы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Каменский Василий Васильевич — [5(17).4.1884, близ Перми, ‒ 11.11.1961, Москва], русский советский поэт. Один из первых русских пилотов (1910‒1911). Родился в семье смотрителя золотых приисков. Начал печататься в 1904. Футурист (см. Футуризм), был близок к В. В. Маяковскому. В …   Большая советская энциклопедия

  • КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич — (1884 .1961), поэт, драматург, один из первых русских пилотов, сценарист. Ввел в обиход слово «самолет». В раннем творчестве представитель футуризма. Автор романтических поэм «Стенька Разин» (1912 1920), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван… …   Энциклопедия кино

  • Каменский, Василий Васильевич — Каменский Василий Васильевич (1884–1961), футурист, обладал редким даром писать стихи так, как будто до него никто их не писал: самые заумные строчки звучали у него естественным ликованием. Атлет, авиатор, всеобщий любимец, он прославился поэмой… …   Русские поэты Серебряного века

  • Каменский Василий Васильевич — (1884 1961), русский поэт. Один из первых русских пилотов; ввёл в обиход слово «самолёт». В раннем творчестве  футурист (поэтические сборники «Танго с коровами», 1914, «Звучаль веснеянки», 1918; роман в прозе и стихах «Стенька Разин», 1916).… …   Энциклопедический словарь

  • Каменский Василий Васильевич — Василий Васильевич Каменский (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе [1], по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми 11 ноября 1961, Москва) русский поэт футурист, один из первых русских авиаторов.… …   Википедия

  • КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич — (1884—1961), русский советский поэт. Один из первых рус. пилотов (1910—11). Поэтич. сб. «Танго с коровами. Железобетонные поэмы» (1914), «Девушки босиком» (1917), «Звучаль веснеянки» (1918), «И это есть…» (1927), «Сарынь на кичку» …   Литературный энциклопедический словарь

  • Каменский, Василий Васильевич — (05(17).04.1884, близ Перми 11.11.1961, Москва)    поэт. Род. в семье служащего. Окончил реальное уч ще. В 1897 1902 служил конторщиком в бухгалтерии Перм. ж. д., 1902 04 актер провинциальных театров, 1904 05 таксировщик на товарной ст. в Нижнем… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Василий Васильевич Каменский — (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе [1], по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми 11 ноября 1961, Москва) русский поэт футурист, один из первых русских авиаторов. Содержание 1 Биография …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»