Иннокентий Гизель

Иннокентий Гизель

— архимандрит, духовный писатель, умер 18 ноября 1683 года. Род. в реформатской семье и провел детство в польской Пруссии, откуда еще в молодости попал в Киев. Здесь он присоединился к православию, постригся в Киево-Печерской лавре и вскоре был отправлен для усовершенствования в науках в Львовскую академию. По возвращении оттуда Иннокентий занял должность учителя и проповедника, а в 1648 г. был назначен ректором Киевской коллегии. В 1650 г. Иннокентий покинул училищную службу и перешел в Кирилловский монастырь, а чрез два года в Николаевский, игуменом. В 1656 г. он сделался архимандритом Киево-Печерской лавры, и на этом месте оставался 27 лет, заслужив от современников название "столпа и подпоры церкви Божией", как характеризует его св. Дмитрий Ростовский в речи, сказанной им над его могилою. Заслуги, оказанные Иннокентием просвещению, были оценены уже при его жизни, когда Петр Могила, умирая, завещал ему титул "благодетеля и покровителя Киевских школ", который он и сохранял до конца своей жизни. В 1674 г. был напечатан в Киеве его "Синопсис", в основание которого легла хроника Сафоновича. Не имея за собою никаких достоинств историко-литературных, этот труд тем не менее представляет "первый, младенческий несвязный лепет русской историографии у нас на юге" (Соловев); до выхода в свет "Краткого российского летописца" Ломоносова, "Синопсис" представлял единственный учебник русской истории, хотя и переполненный массою не только искаженных, но даже и выдуманных фактов. Он выдержал 12 изданий, 3—церковною печатью в Киеве и 9—гражданскою в Москве и Петербурге. Из других трудов Иннокентию известны: "Мир человека с Богом", (2 издания: 1669 и 1671 гг.); "О истинной вере" (или "Ответ иезуиту Бойме о власти папы"), сочинение написанное на польском языке в довольно резком тоне, остается в рукописи. Иннокентий трудился также над изданием патерика Печерского, который вышел в Киеве, в 1661 г. но с довольно сильным искажением текста первоисточников.

Евгений, "Слов. пис. дух. чина"; Аскоченский, "Киев", 158—160; Филарет "Обз. рус. дух. лит."; Шляпкин, "Св. Дмитрий Ростовский", 43 и др.

{Половцов}



Иннокентий Гизель

— киевский ученый, родился в Пруссии, в реформатской семье. В молодости переселился в Киев, принял православие, обратил на себя внимание Петра Могилы и был послан им за границу для научных занятий. Судя по "Синопсису", обнаруживающему в авторе наклонность к истории, и по "Миру", где подробно говорится о правах и обязанностях христианина, можно думать, что Гизель, кроме богословия, изучал за границей еще историю и юриспруденцию. По возвращении в Киев Гизель был преподавателем и ректором Киевской коллегии. При нем преподавателем коллегии был Л. Баранович, учениками — Галятовский, Славинецкий, Сатановский, вероятно, Симеон Полоцкий. Гизель поддерживал частые сношения с московским правительством по монастырско-хозяйственным и политическим вопросам. В 1654 г. Гизель был в Москве с разными ходатайствами малорусской старшины и духовенства. В 1656 г. Гизель получил сан архимандрита и настоятеля Киево-Печерской лавры и сохранял его до кончины в 1683 г. И. был сторонником Москвы, но по временам брался отстаивать "вольности" малороссийские. Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич и правительница София Алексеевна благоволили к И. и посылали ему ценные подарки, но его полит. ходатайства оставляли без удовлетворения. И. был одним из ученейших людей в Малороссии XVII в. Л. Баранович называл его в письмах Аристотелем и отдавал ему на просмотр и исправление свои литературные произведения. Он участвовал в публичных диспутах с католиками, говорил проповеди, которыми, по словам св. Димитрия Ростовского, "немощные яко лекарством подкреплялись", содействовал малорусским ученым в издании их сочинений. В 1669 г. Гизель издал обширное соч. "Мир с Богом человеку" (вторично в 1671 г.), в богословском отношении значения не имеющее. Книга посвящена царю Алексею Михайловичу. В 1690 г. московский патриарх Иоаким признал эту книгу зловредной, новотворной, за подчинение автора "внешним учителям", т. е. католикам, в толковании некоторых темных религиозных вопросов. В книге Гизеля подробно говорится о грехе вообще и об отдельных грехах в частности, о покаянии, духовнике и т. п. В книге встречаются местами любопытные бытовые подробности. Отношение к людям мягкое, гуманное, что в особенности обнаруживается в разрешении от обязанности поститься людей старых, слабых, обремененных трудами. Против иезуита Боймы Гизель издал полемическое соч. "О истинной вере". По хронике Феодосия Софоновича Гизель составил знаменитый "Синопсис" (изд. 1674, 1676, 1680, 1718 и 1810 г.), бывший главным учебным по истории пособием до Ломоносова (о нем см. Синопсис и Русская историография). Гизель пользовался славой человека доброго и благотворительного. Ср. Н. Ф. Сумцов, в "Киевской стар." (1884, X) и отдельно; Коялович, "История русского самосознания" (1884 г., стр. 92—97).

Н. Сумцов.

{Брокгауз}



Иннокентий Гизель

— Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в бывшей Польской Пруссии от родителей Реформатского Исповедания, и там с детства обучался; но в юношеских летах, пришедши в Киев, обратился к Греко-Российской Церкви и принял Монашество в Киево-Печерской Лавре. Когда Киевский Митрополит Петр Могила, вознамерясь завести в Киеве Латино-русские училища, отправлял способных людей из бельцов и Монашества в заграничные училища для образования к учительской должности, то в числе их посылан был и Гизель в Львовскую Академию. По окончании там круга наук своих возвратился он в Киев и определен Учителем и Проповедником. В 1645 году посвящен он во Игумена Дятловицкого, а в 1646 году переименован Киево-Братского Монастыря и Ректором Академии; в 1650 году переведен с тем же чином в Кирилловский Монастырь, оттуда 1652 года в Киево-Николаевский, с продолжением и Ректорской должности; а в 1656 году произведен в Архимандрита Киево-Печерской Лавры и там скончался Февраля 24-го числа 1684 года. Св. Димитрий, Митрополит Ростовский, бывший тогда еще Игуменом, в 1685 году сочинил и говорил ему на годичное поминовение Похвальное Слово, которое и напечатано в Собрании его Сочинений. По завещанию основателя Киевских школ, Митрополита Петра Могилы, Гизель по смерть свою имел Титул Благодетеля и Попечителя оных. В бытность свою Архимандритом Киево-Печерским, он после Могилы предпринимал собирать и дополнять Четьи Минеи: но труд сей осталось докончить уже Св. Димитрию. Сочинения Гизелевы: 1) Богословская книга под названием: Мир человеку с Богом, или покаяние Святое примиряющее Богови человека, учением от Писания Святого и Учителей Церковных собранным, напечатана в Киево-Печерской Лавре 1669 г. в лист. В сей книге есть несколько и непристойных толкований, а в Главе о позволенных и непозволенных степенях родства в браках, многое несходное с правилами Кормчей Книги. По сему-то Указом Св. Синода 1766 года запрещено ссылаться на книгу сию в решении степеней родства и дел брачных; 2) Синопсис, или краткое описание о начале Славенского народа и о первых Киевских Князьях до Государя Царя Феодора Алексеевича, напечатано первым тиснением в Киево-Печерской Лавре 1674 г., потом 1678 г. и 1680 г. там же, все в 4 долю листа. Из них последнее издание полнее первых. Книга сия, исполненная ошибок и неисправностей, впрочем не есть собственное сочинение Гизелево, а сокращено им или кем другим при нем и инде дополнено из Хроники Феодосия Софоновича, Игумена Киево-Златоверхо-Михайловского Монастыря (см. о нем статью ниже). Но поелику до издания Ломоносова Краткого Российского Летописца не было никакой другой печатной Русской Истории, то сей единственный Синопсис многократно был печатан и при С.-Петербургской Академии Наук, так что с 1718 до 1810 г. вышло оного уже 9 изданий Академических. Страленберг, а ему последуя, и Далин приписали сочинение сие какому-то Патриарху Константину, а последний назвал его даже древним Русским Историком. В 1823 г. издан сей Синопсис в Киево-Печерской Лавре с присовокуплением росписей Великих Князей, Царей и Императоров Российских, Великих Князей Литовских, Королей Польских, Удельных Князей Российских, Митрополитов Киевских, Гетманов Малороссийских, Ханов Великие Орды и Крымских, Воевод и Кастелланов Киевских; 3) Гизелю также приписывается книга под названием: Наука о Тайне Св. Покаяния, сиречь о Правдивой и Сакраментальной Исповеди, напечатано в Киево-Печерской Лавре 1671 г. в 4 долю листа; 4) Есть еще в Библиотеке Московской Синодальной его на Польском языке рукописная книга под названием: Истинная Вера (Prawdziva Wiara), сочиненная в ответ на письмо Иезуита Павла Боймы, изданное 1668 г. на Польском языке в Вильне под названием Старая Вера о власти Св. Петра и Павла Римских, и о исхождении Св. Духа.

{Болховитинов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Иннокентий Гизель" в других словарях:

  • Иннокентий (Гизель) — …   Википедия

  • Иннокентий Гизель — (нем. Innozenz Giesel, ок. 1600, Пруссия 8 (18) ноября 1683, Киев) архимандрит Киево Печерской лавры (с 1656), ректор Киево Братской коллегии. Родом из Пруссии; был реформатор; в молодости, приехав в Киев и поселившись здесь, принял православие и …   Википедия

  • Иннокентий Гизель — Иннокентий (Гизель) выдающийся киевский ученый и малорусский церковно общественный деятель. Родился в Пруссии, в реформаторской семье. В молодости переселился в Киев, принял православие, обратил на себя внимание Петра Могилы и был послан им за… …   Биографический словарь

  • Иннокентий (Гизель) — киевский ученый, родился в Пруссии, в реформатской семье. В молодости переселился в Киев, принял православие, обратил на себя внимание Петра Могилы и был послан им за границу для научных занятий. Судя по Синопсису , обнаруживающему в авторе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иннокентий Гизель — – киевский ученый XVII в., родом из Пруссии; был реформатор; в молодости, приехав в Киев и поселившись здесь, принял православие и постригся в монахи. Петр Могила, современник Г., видя в нем талантливого человека, послал его для окончания… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Иннокентий (Гизель) — духовн. писатель, архим. Киево Печерской лавры, р. в реформатской семье, † 18 ноября 1683. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гизель, Иннокентий — Иннокентий Гизель Иннокентий Гизель (нем. Innozenz Giesel, ок. 1600, Пруссия 8 (18) ноября 1683, Киев) архимандрит Киево Печерской лавры (с 1656), ректор Киево Братской коллегии. Родом из Пруссии; был реформатор; в молодости, приехав в Киев и… …   Википедия

  • ГИЗЕЛЬ — Иннокентий (1600–83) – укр. мыслитель и церк. деятель. Ректор и проф. философии Киевской Братской (Могилянской) коллегии (1645–50), архимандрит Киево Печерской лавры (с 1656), в типографии к рой печатал, в частности, труды Барановича. Поддерживая …   Философская энциклопедия

  • Гизель — Гизель: Иннокентий (Гизель)  архимандрит Киево Печерской лавры в XVII веке, историк. Гизель  селение в Пригородном районе Северной Осетии. Гизель  река в Германии …   Википедия

  • ГИЗЕЛЬ — Иннокентий (ок. 1600 18.XI.1683) укр. историк и политич. деятель, выходец из Пруссии, принял православие; ректор Киевской коллегии, с 1656 архимандрит Киево Печерской лавры. Был сторонником воссоединения с Россией, но за автономию укр.… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»