Адриан, имя монашествующих это:

Адриан, имя монашествующих

— имя нескольких монашествующих, прозвание которых неизвестно:

1) Адриан, духовник великого князя киевского Рюрика Ростиславича, игумен Выдубицкого монастыря, в Киеве в 1190 г. рукоположен в епископа белгородского и юрьевского киевской епархии. В 1196—97 гг. в Белгороде Адриан освятил храм св. апостолов и по этому случаю от своего духовного сына, на "духовном пиру", получил дары, а в Киеве освятил церковь св. Василия.

П. С. Р. Л., том II, стр. 138, 152 и 322.

2) Адриан, последний патриарх московский, до монашества Андрей, род. 2 октября 1627 г., умер в Москве 15 октября 1700 года, на 73-м году от рождения, как видно из надгробной эпитафии. Год и место пострижения неизвестны. Адриан делается известным с 1678 г., когда патриарх Иоаким определил его архимандритом Чудова монастыря. Управляя им, Адриан соорудил соборный храм в честь св. Алексия митрополита, с приделом Благовещения, с особой церковью во имя апостола Андрея. Храмы Чудова монастыря при Адриане устроены для каждого пола особо. Устроив трапезную палату в обители, Адриан в понедельник, среду и пятницу приказал не отворять монастырских ворот, и это выполнялось во все патриаршество его. Патриарх Иоаким считал Адриана самым доверенным и преданным себе лицом, и при осенних беспорядках стрельцов в 1682 г., когда, за уничтожением князей Хованских, стрельцы просили оставить им вины, Иоаким посылал Адриана в Троицкую лавру, ко Двору, с ходатайством принять челобитье раскаявшихся. После этого случая, оставаясь на виду, Адриан 21 марта 1686 г. рукоположен митрополитом в Казань, где им сочинена книга "О древнем предании Св. Апостол и Св. отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты, и кия, слагати, и како на себе оный изображати". Кафедральный казанский собор Благовещения Адриан обогатил своими вкладами. По смерти Иоакима, по настоянию матери Петра I, царицы Наталии Кирилловны, возведенный 24 августа 1690 г. в патриархи московские, Адриан оказался приверженцем старины, чем вызывал неудовольствие Государя-преобразователя. Преследуя ученых, Адриан сослал греческих учителей в Заиконоспаской академии, братьев Лихудов, должно быть не нравившихся московским начетчикам и их покровителям, занимавшим первые места при царевне Софье Алексеевне. Адриан заподозрил Лихудов в неправославии за их сочинения в разговорной форме "О единстве Восточной и Западной Церкви" и за споры об Евхаристии с белорусским богословом Яном Белобоцким и Сильвестром Медведевым, заявлявшим, что хлеб и вино становятся телом и кровью Господа Иисуса Христа по произнесении слов установления Евхаристии. Лихуды же учили и утверждали, что обращения в тело и кровь Господа хлеба и вина совершается при призывании благодати Св. Духа. Мнение Лихудов утвердили и греческие патриархи, к которым обращался Адриан за разъяснениями, но тем не менее Лихуды оставались в ссылке в костромском Ипатьевском монастыре. Адриан поручил также Афанасию (Любимову), от своего имени, составить обличительную книгу против отступников, под заглавием "Щит веры". Она содержит все документы по вопросу об Евхаристии, разные нравоучительные рассуждения, возражения против еретиков, державшихся поповщины и беспоповщины. Сверх того, в "Щите веры" есть "слова" и "наставления" лицам духовным и мирским о должностях их, применительно к тогдашним обстоятельствам и образу мыслей народа, спасавшего мнимо старую веру бегством в пустынные окраины и за границу. Проповедники разных кривых толков в Москве не переводились, и при Адриане собирались в столице два собора: 1-й на нерукоположенного дьячка Ваньку Михеева, вводившего новые догматы касательно крещения и других обрядов, а 2-й против диакона Петра, утверждавшего, что один папа есть истинный пастырь и римская церковь одна не в заблуждении, греческая же церковь будто бы отступила от православия. Собор сослал диакона Петра сперва в Холмогоры, потом в Соловки. Туда же удален был "за некие вины", рассмотренные особым собором, и Игнатий, епископ тамбовский, лишенный епархии в 1699 г. В то время издана Адрианом подробная "инструкция поповским старостам" (благочинным) и "святительское поучение к новопоставленным священникам". В инструкции сказываются заботы Адриана о церковном благочинии, о снабжении церквей исправными печатными книгами и служебниками, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы мирские люди монашеских одеяний самовольно не надевали, чтобы суд отправлялся при старостах и т. д. Последним трудом патриарха Адриана было хранящееся в патриаршей библиотеке "духовное завещание" его. В 1696 г. от Адриана посланы две грамоты "ближнему боярину Алексею Семеновичу Шеину", под Азов, и еще написаны службы: св. Донату, Ипатию, Даниилу московскому и Даниилу переяславскому чудотворцу. Когда в 1699 г. Петр I повелел заняться собранием указов для уложения, Адриан приказал выписать все права и преимущества Российской церкви, начав с Номоканона, льготных грамот Владимира и Ярослава, а также ярлыков ханов и окончив эту выборку временем подачи царю Петру І, т. е. 1700 годом. Петр Великий в ответном письме к Адриану дал пункты, которыми предоставлен патриарху церковный суд по делам брачным, наследственным, еретическим, сомнительным между клиром, кроме епископа, которого судить собором. Церковному суду предоставлен надзор над монастырями, церквами и их имуществом, тогда как уголовные преступления членов клира должно судить гражданским судом. За бесчиния в храмах решено было подвергать уголовной каре, а в патриаршем разряде членов причта в их распрях судить, вместе с духовными лицами, и патриаршему боярину. В обсуждении нового уложения Адриан лично не принимал участия. В его патриаршество введено новое летосчисление, не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и новый год стали считать не с 1-го сентября, а с 1-го января (1700); тогда же был отменен совершавшийся в Вербное воскресение обряд "шествия на осляти". В "Библиологическом словаре" Строева и Бычкова Адриану приписывается пять разных "поучений", находимых в рукописных сборниках патриаршей и других библиотек, и высказано предположение, что "в 29-ти поучениях неизвестных авторов (Патр. библ., 4, в тетр. № 351), быть может, некоторые сего же патриарха". Кроме того, Адриану принадлежат два окружных послания, несколько грамот, из которых любопытна грамота против бритья бород, и семь писем к разным лицам, кроме переписки с Петром Великим. В сборнике Флорищевой пустыни (№ 2464, л. 225—237) помещено сочинение неизвестного о кончине патриарха Адриана, с кратким известием о его жизни и со стихом духовного завещания и эпитафией.

Во всех биографиях Адриана почему-то годом рождения его указывается 1636, что прямо противоречит сведениям, заключающимся в эпитафии (1700 — 73 = 1627). Энциклопедический словарь, т. II. Словарь Старчевского, т. І. "Библиологический словарь", стр. 12—13. Филарет, "Обзор духовной литературы", стр. 364—365. Евгений, "Словарь писателей дух. чина", ч. І, стр. 19—20. "Черниговск. епарх. вед.", 1864 г., часть неофиц., стр. 713. "Древн. Росс. Вивлиофика", ч. XV, стр. 373. "Чтения в Имп. общ. истор. и древн. росс. при моск. университете", № 8 (год III), 1848, стр. 29—36, биография "Адриан" с портретом и fac-simile, и 1876 г., т. II, стр. 138—143. "Критико-биогр. словарь" Венгерова, вып. 3, стр. 128— 138. "Временник общ. ист.", статья Калачова, т. XII. Устрялов, "История царст. Петра Великого", т. I. Соловьев, "История России", т. 14. "Письма и бумаги Петра Великого", собр. А. Ф. Бычковым, т. I. Невоструев, "Описание славянских рукописей", т. 3, стр. 2.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Адриан, имя монашествующих" в других словарях:

  • Список участников Поместного Собора Русской православной церкви 2009 года — В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… …   Википедия

  • БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ… …   Православная энциклопедия

  • ГААГСКАЯ И НИДЕРЛАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, учреждена 18 авг. 1972 г. Территория совпадает с границами Королевства Нидерландов. Кафедральный город Гаага. Кафедрального собора нет. Правящий архиерей Брюссельский и Бельгийский архиеп. Симон (Ишунин; с 30 авг. 1991). В нач. 2005 г. в… …   Православная энциклопедия

  • ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве. Основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591 1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом… …   Православная энциклопедия

  • ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (Рязанской и Касимовской епархии), находится на окраине с. Пощупова Рыбновского р на Рязанской обл. Основан не позднее 1237 г. По легенде, начало И. Б. м. положили в кон. XII нач. XIII в. греч. монахи миссионеры, принесшие в дар великому князю… …   Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ — [Двоеслов; лат. Gregorius Magnus] (ок. 540, Рим 12.03.604, там же), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент. день интронизации), папа Римский (3 сент. 590 12 марта 604), отец и учитель Церкви. Жизнь Источниками жизнеописания Г. В.… …   Православная энциклопедия

  • ДОБРОТОЛЮБИЕ — Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50 е гг. ХХ в. Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50 е гг. ХХ в. [греч. Θιλοκαλία],… …   Православная энциклопедия

  • Самарский Пустынно-Николаевский монастырь — Монастырь Самарский Свято Николаевский пустынный монастырь …   Википедия

  • АФИНЫ — [Греч. ̓Αθῆναι, ̓Αθήνα], г. на юго востоке Балканского п ова (в Ср. Греции), столица Греческой Республики, центр нома Аттика; центр Афинской архиепископии, главной епархии Элладской Православной Церкви. Совр. А. составляют особую адм. единицу и… …   Православная энциклопедия

  • Духовенство. — О духовенстве в Западной Европе см. Клир. Духовенство русское православное. История. Еще до принятия христианства велик. кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии следов., было и духовенство; один из священников, Григорий,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»