Сундукян, Габриэл

Сундукян, Габриэл

[1825—1912] — крупнейший армянский драматург, основоположник армянской реалистической драматургии, создатель национального восточно-армянского театра. Род. в Тбилиси в богатой купеческой семье. В 1850 окончил Петербургский ун-т со степенью кандидата восточных языков и получил назначение на должность переводчика в канцелярию кавказского наместника. Всю жизнь состоял на государственной службе, дослужившись до генеральского чина.

Вступление С. на литературное поприще почти совпало с моментом зарождения восточноармянского (русско-армянского) театра и явилось могучим стимулом к его укреплению и росту. Ни псевдоисторические, романтико-националистические трагедии Кариняна и других, ни забавные водевили М. Патканяна, Пухикяна, Э. Тер-Григоряна не могли стать основой для роста и расцвета армянского театра.

С. упорно работал над созданием новой драматургии, систематически изучая и осваивая драматургическое наследие и театральное искусство восточных и западных народов. В 1863 он выступил с одноактной комедией — "Чихнуть на ночь — к добру". Хотя по содержанию она мало отличалась от десятков комедий и водевилей, наводнявших в ту пору армянскую сцену, но в ней уже давали себя чувствовать подлинное драматургическое мастерство и большая театральная культура. Через три года вышла в свет двухактная комедия "Скандал", впоследствии переработанная автором в большую четырехактную пьесу, а вслед за тем "Оскан Петрович на том свете" и "Еще одна жертва". В 1870 С. опубликовал лучшее свое произведение — комедию (как вазвал ее автор) — по сути социальную драму "Пэпо". Это произведение выдвинуло С. в ряды крупнейших мастеров драматургии. После "Пэпо" С. написал еще ряд пьес: "Разрушенный очаг", "Супруги", "Любовь и свобода" и др.

Темы для своих комедий С. черпал преимущественно из хорошо знакомой ему и тщательно изученной им жизни тбилисского армянского купечества, причем писал исключительно на родном тбилисском диалекте, значительно отличавшемся от литературного армянского языка. Но было бы неверно считать С. только бытописателем тбилисского армянского купечества, писателем "местным", "краевым", как это делали буржуазные историки армянской литературы и их последователи из троцкистско-авербаховского лагеря. С. — подлинно национальный драматург. "Темное царство" армянской торговой буржуазии составляет основной объект художественного изображения у С., и он по праву носит имя "армянского Островского". С огромным мастерством С. изображал быт и нравы армянской буржуазии, изобличая ее хищническую "мораль", эксплуататорскую психологию, алчность, стяжательство, лицемерие, ложь и обман, сатирически обнажая угнетательские черты буржуазно-капиталистического строя с его чиновничеством, духовенством, судом и полицией. С. показывал буржуазно-семейные отношения, с характерным для них лицемерием, насилием, порабощением женщины. "Темному царству" хищничества и эксплуатации, преступности и разврата С. противопоставил светлый мир труда, окружив его ореолом подлинной человечности. С. не был ни социалистом, ни революционным демократом. Он не понимал настоящих причин социальной несправедливости, не понимал подлинной сущности классового общества и не знал путей к освобождению, но зорким взглядом подлинного художника он проник глубоко в изображаемую действительность; он нарисовал потрясающую картину социальных конфликтов и борьбы трудящихся масс за свое освобождение. Комедия "Пэпо", переведенная на грузинский, азербайджанский и русский (трижды) языки, экранизированная Арменкино, стала достоянием трудящихся всего СССР. Пламенные речи Пэпо, его гневный протест против хищников и эксплуататоров находили и находят горячий отклик в сердцах трудящихся. Имена героев пьесы, не говоря уже о Пэпо, стали нарицательными среди народов Закавказья. Этот исключительный успех, беспримерный в истории армянской драматургии, объясняется не только захватывающим сюжетом пьесы и огромным драматургическим мастерством автора, яркостью и четкостью образов, но гл. обр. художественно мотивированной глубокой симпатией автора к эксплуатируемым и угнетаемым и особенно к Пэпо с его непоколебимой волей к борьбе, с его непреклонностью и непримиримостью. Пэпо — монументальный образ, в котором С. удалось полноценно воплотить свою любовь к трудящимся, осознавшим свои права на свободную жизнь и поднявшим гневный голос протеста против угнетения и угнетателей.

Библиография: I. На армяне к. яз.: Хатабала, Тифлис, 1904; Оскан Петрович на том свете, Тифлис, 1899, 1906; Супруги, Тифлис, 1893, 1896, 1905; Разрушенный очаг, Тифлис, 1905; И так далее; Новый Диоген, Тифлис, 1907; Любовь и свобода, Тифлис, 1910; Беседы Амала, Тифлис, 1912; Пэпо, Ереван, Гиз, 1933; Собр. соч., т. I, Ереван, 1934. На pусск. яз.: Пэпо, Перев. В. Тэряна, "Сборник армянской литературы", под ред. М. Горького, изд. "Парус", П., 1916.

С. Г.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Сундукян, Габриэл" в других словарях:

  • Сундукян Габриэл Мкртичевич — [29.6(11.7.).1825, Тбилиси, 16(29).3.1912, там же], армянский писатель, драматург. Один из зачинателей критического реализма в армянской литературе. Окончил в 1850 восточное отделение историко филологического факультета Петербургского… …   Большая советская энциклопедия

  • СУНДУКЯН Габриэл Мкртичевич — (1825 1912) армянский писатель, драматург. В реалистических пьесах Переполох (издана 1881), Супруги (издана 1893), Еще одна жертва (издана 1894) показаны острые социальные конфликты. В пьесе Пэпо (издана 1876) создан образ героя из народа,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сундукян Габриэл Мкртичевич — (1825 1912), армянский писатель, драматург. В реалистических пьесах «Пэпо» (1876), «Переполох» (1881), «Супруга» (1893), «Ещё одна жертва» (1894) отражены острые социальные конфликты. * * * СУНДУКЯН Габриэл Мкртичевич СУНДУКЯН Габриэл Мкртичевич… …   Энциклопедический словарь

  • СУНДУКЯН Габриэл Мкртичевич — (1825—1912), армянский драматург. Пьесы «Ночное чихание — к добру» (1863), «Переполох» (1866, изд. 1881), «Оскан Петрович на том свете» (1866, изд. 1899), «Прочие, или Новый Диоген» (1869, изд. 1907), «Еще одна жертва» (1870, изд. 1894) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Сундукян Габриэл Мкртичевич — …   Википедия

  • Сундукян — Габриэл (1825 1912) крупнейший армянский драматург, основоположник армянской реалистической драматургии, создатель национального восточно армянского театра. Р. в Тбилиси в богатой купеческой семье. В 1850 окончил Петербургский ун т со степенью… …   Литературная энциклопедия

  • Сундукян — Сундукян, Габриел Мкртичевич Габриэл Мкртичевич Сундукян армянский драматург, писатель Дата рождения: 11 июля 1825(1825 07 11) …   Википедия

  • Сундукян, Габриел Мкртичевич — Габриэл Мкртичевич Сундукян Армянский драматург, писатель Дата рождения: 11 июля 1825(1825 07 11) …   Википедия

  • Сундукян —         Габриэл Мкртичевич [29.6(11.7.).1825, Тбилиси, 16(29).3.1912, там же], армянский писатель, драматург. Один из зачинателей критического реализма в армянской литературе. Окончил в 1850 восточное отделение историко филологического факультета …   Большая советская энциклопедия

  • Сундукян Г. М. — СУНДУКЯ́Н Габриэл Мкртичевич (1825–1912), арм. писатель, драматург. В реалистич. пьесах Пэпо (изд. 1876), Переполох (изд. 1881), Супруги (изд. 1893), Ещё одна жертва (изд. 1894) – острые социальные конфликты …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»