Стригины-Оболенские

Стригины-Оболенские

угасший княжеский род, ведущий свое начало от князей Черниговских через внука известного Всеволода Святославовича Чермного-Черниговского, Юрия Михайловича, родоначальника князей Торусских. От сына Юрия Михайловича, Константина Юрьевича, давшего начало роду князей Оболенских, в пятом колене (Иван Константинович — Константин Иванович — Иван Константинович — Василий Иванович — Иван Васильевич Оболенские) и произошел род С.-Оболенских. Таким образом, он является ветвью, именно младшею, рода кн. Оболенских, и непосредственным родоначальником его следует считать младшего представителя ХVIII-го (от Рюрика) колена Оболенских, Ивана Васильевича, прозванного Стригою, что в соединении с общим именем рода и дало новое название — Стригины-Оболенские. Немногие представители этого рода никогда не достигали ни особенно высокого положения на иерархической лестнице, ни особенного влияния на дела государства; в большинстве случаев они несли ратную службу.

1. Александр Васильевич, брат кн. Ивана Васильевича Стриги, ум. в 1501 г., князь собственно Оболенский, но почему-то за ним утвердилось прозвище его племянников, — С.-Оболенский. В 1476 г. он находился в числе бояр, сопровождавших вел. кн. Иоанна III во время первого новгородского похода. Когда пришли к Новгороду, и вел. князь распределил, где кому стать с воинскими отрядами, то А. В. досталось место в монастыре, у Николы на Мостищах. В 1478 г., во главе отряда, составившегося из калужан, алексинцев, серпуховцев, хотунцев, москвичей, радонежцев, новоторждев и глуховцев, он участвовал в новом походе на Новгород и, по повелению Иоанна III, шел между Демонской и Яжолбицкой дорогами. В казанском походе 1487 г. А. В. был воеводой правой руки в судовой рати. В 1493 г. — воевода передового полка в походе к литовским городам, Мезецку и Серпейску, предпринятом с целью отнять у Литвы эти города вместе с принадлежащими к ним волостями, перешедшими раньше к Москве, но затем вел. кн. литовским Александром взятыми обратно. В том же 1493 г. A. B. участвовал в походе в Тверь. В 1495 г. в новгородском походе был с вел. кн. московским. В 1497 г. и казанском походе, в конной рати, был воеводой Большого полка. В 1501 г. он предводительствовал передовым полком в ливонском походе и был убит в темную осеннюю ночь в сражении близ Гельмета. У кн А. В. был один сын, Василий, принявший монашество с именем Варлаама, в Троице-Сергиевом монастыре. О нем упоминает Иоанн Грозный в своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь, писанном около 1578 г. Сравнивая прежние монастырские порядки с теми, которые установились впоследствии, когда в Кирилло-Белозерском монастыре стали делать исключения из общих правил для монахов из знатных родов, Иоанн, между прочим, писал: "И у Троицы, при отце нашем, келарь был Нифонт, Ряполовского холоп, да с Вельским с блюда едал; а на правом крылосе Лопотало да Варлам, невесть кто, а княж Александров сын Васильевича Оболенского Варлам на левом: ино смотрите того, коли был путь спасения, холоп с Бельским ровен, а князя доброго сын со страдники сверстан".

"Акты ист.", т. І, стр. 385. — "Чтения Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс.", 1902 г., т. І, стр. 11, 12, 15, 16, 17, 19, 24. — Карамзин, "Истор. гос. Рос.", т. VI, стр. 191, пр. 516. — Татищев, "История Российская", M., 1848 г., т. V, стр. 52. — Петров, "История родов русского дворянства", СПб. , 1886 г., т. І, стр. 30—31.

2. Александр Иванович, шестой сын кн. Ивана Васильевича Стриги. Под 1507 г. упоминается наместником Козельским; в этом году крымцы приходили на Белевские и на Одоевские места; против них-то, вместе с князьями-воеводами Иваном Холмским, Конст. Ушатым, Вас. Сем. Одоевским, Ив. Воротынским, отправился и А. И. Они побили крымцев, отняли пленных и гнались за ними до речки Рыбницы. В 1508, 1509 и 1515 гг. А. И. участвовал в литовских походах: в первом и последнем случаях был воеводой левой руки, а в 1509 г. — воеводой сторожевого полка. В 1523 г., когда ставали г. Васильсурск, он был воеводой правой руки. В 1534 г. вскоре после смерти вел. князя Василия Ивановича, ездил в Крым боярский сын Челищев с известием о восшествии на престол Иоанна III и с поручением "бить челом" Саип-Гирею о продолжении между ним и новым великим князем той дружбы, которая существовала между их предшественниками. В той речи, с которою вменялось Челищеву обратиться к хану, должно было упоминаться и имя А. И. в такой связи: "Если дашь (хан) шертную грамоту, то большой посол, князь Стригин-Оболенский, уже ждет в Путивле с большими поминками и немедленно поедет к тебе". Скоро в Крыму возникла усобица между ханом Саип-Гиреем и старшим по нем из Гиреев — Исламом, что было выгодно для Москвы, потому что силы крымцев разделились. Ислам обещал польско-литовскому королю Сигизмунду-Августу стоять с ним заодно против неприятелей, следовательно и против московского великого князя, но, желая получить денег, послал в Москву с предложением союза. Так как Саип-Гирей пограбил Челищева и всех его людей и доказал этим свое враждебное отношение к Москве, то решили послать "казну" Исламу. С нею, а также и с "большими поминками" и приказано было А. И. ехать из Путивля к Исламу в Крым; однако, дойдя до Новогрудка-Волынского, А. И. остановился и оттуда написал Иоанну III, что Ислам обманывает, называя себя царем, тогда как в действительности он "калга". Относительно посланного к вел. князю Исламом посредника Темеша с ходатайством о деньгах А. И. сообщал следующее: "Ислам отправил к тебе послом Темеша; но этого Темеша в Крыму не знают и имени ему не ведают; в том Бог волен да ты, государь: опалу на меня наложить, или казнить меня велишь, а мне против этого Исламова посла Темеша нельзя идти". В результате этого послания великий князь положил на А. И. опалу, а в Крым послал вместо него кн. Мезецкого. Турецко-татарские историки ничего не говорят о свержении Исламом Саип-Гирея, и потому следует думать, что А. И. был прав, уведомляя свое правительство, что Ислам не хан, а "калга", и что следовательно ему не за чем ехать в Крым, так как не к кому править посольство.

"От. Зап.", 1830 г., ч. 44, стр. 14. — "Чтения Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс.", 1902 г., т. І, стр. 37, 42, 43, 58, 59. — Карамзин, "История госуд. Росс.", т. VII, пр. 37, ст. VIII, стр. 18. — Соловьев, "История России", т. VI, стр. 24—25. — В. Д. Смирнов, "Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII в.", СПб. , 1887 г., стр. 401, 403. — Петров, "История родов рус. двор.", СПб. , 1866 г., стр. 30—31.

3. Андрей Иванович, в родословной не показан, но может быть сыном кн. Ивана Ивановича (5), у которого значится только один сын, Роман. В разрядах об А. И. имеются следующие сведения: в 1567 г. — воевода в Мценске; в 1570 г. — наместник в Почепе, затем воевода Передового и Сторожевого полка; отпущен "с берега" в Тулу, потом воевода в Путивле. В 1572 г. — воевода в "ертоуле" при походе против шведов.

"Др. Рос Вивл.", ч. XIII, стр. 399, 405, 406, 412, 414, 423. — Те же сведения в "Синб. Сборн." Валуева, — Петров, с. 30—31.

4. Василий Иванович. прозвищем Шиха, пятый сын кн. Ивана Васильевича Стриги. В 1471 г. Иоанн III отправил его к Новгороду с большим войском, дав ему на помощь князей царевичевых Даньяровых со многими татарами; идти им он велел на Волочек да по Мсте. В 1486 г. казанский царь Магмет-Аминь сообщил Иоанну III, что он хотел "выдать ему братью свою", но казанские князья не дали ему воли и чуть ве убили его, вследствие чего он бежал к московским воеводам; потом, по челобитью этих князей, вернулся в Казань на царство. Получив это известие, Иоанн послал к Магмет-Аминю своих князей-воевод, Василия Тулупа, кн. Тимофея Тростенкова и В. И. В 1502 г. он — воевода в правой руке в литовском походе. В 1507 г. по казанским вестям стоял в Муроме; воевода в правой руке. В 1508 г. писал из Торопца Василию Иоанновичу кн. Вас. Юрьев. Ростовский, что к Торопцу пришли литовские люди и приводят торопчан к крестному целованью за короля литовского. Вследствие этого великий князь, велев кн. Дан. Вас. Щеня с новгородскою ратью идти из Вязьмы к Торопцу, отпустил туда же царевича Яная с городецкими татарами, послав с ним В. И. В 1515 г. — воевода в левой руке в литовском походе. В 1519 г. — воевода Передового полка в походе из-под Дорогобужа в Литовскую землю.

"Ник. Лет.", ч. VI. стр. 105. — "Царств. Летоп.", стр. 412. — "Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Росс.", 1902, т. І, стр. 14, 31, 33, 35, 40, 59, 67. — "Русск. Родосл. Сборн." 2-е изд., т. II, стр. 41—Петров, с. 30—31, — Соловьев, "История России", т. V, стр. 99.

5. Иван Иванович, меньшой, прозвищем Щетина, четвертый сын кн. Ивана Васильевича Стриги, умер в 1538 г. В 1500 г. — первый воевода правой руки. 1501 г. в ливонском походе к Дерпту, Нейгаузену и Мариенбургу — воевода левой руки, 1505 г. — участвовал в казанском походе. 1508 г. — в походе к г. Дорогобужу. 1514 г. — воевода левой руки в походе под Смоленск. В 1519 г. пожалован в бояре и в 1524 г. назначен наместником в Новгороде; к нему приезжали приближенные шведского короля Густава, Канут Эриксон и Биорн Классон, для подтверждения заключенного с Московским государством перемирия на 60 лет.

"Русск. Род. Сб.", 2 е изд. ч. II, стр. 41. — "Древн. Рос. Вивл.", ч. XX, стр. 27, — Карамзин, "История госуд. Рос.", т. VI, пр. 516; т. VII, стр. 89, пр. 9, 36, 110. — Петров, стр. 30—31.

6. Петр Александрович, сын кн. Александра Ивановича (2), умер бездетным. В 1501 г. — второй воевода в передовом полку. В 1549 г. в Нижнем Новгороде, за городом, был для береженья от прихода казанских людей.

"Русск. Род. Сб.", ч. II, 2-е изд. стр. 41. — "Чт. Моск. Общ Ист и Др. Росс.", 1902 г. т. I, стр. 134, 139. — Петров, с. 30—31.

7. Федор Иванович, прозванием Гузей, третий сын кн. Ивана Васильевича Стриги. В 1500 г. был воеводой правой руки в походе в Смоленскую область под предводительством боярина Юрия Захарьевича (деда Анастасии Романовны, первой жены Иоанна Грозного).

"Русск. Род. Сб.", ч. II, 2-е изд., стр. 41. — Карамзин, "Ист. гос. Росс ", т. VI, пр. 484. — Петров, с. 30—31.

В. Корсакова.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Стригины-Оболенские" в других словарях:

  • Стригины-Оболенские — Стригины Оболенские  русский княжеский род, одна из множества ветвей князей Оболенских. Происходят от имевшего прозвище Стрига князя Ивана Васильевича (умер 1470 г., XVIII колено от Рюрика), сына Василия Ивановича Оболенского Косого,… …   Википедия

  • Оболенские — Описание герба: Выдержка из Общего гербовника …   Википедия

  • Оболенские, князья, бояре и воеводы — Князь Алексей В. Оболенский (1850) в мундире гвардейского адъютанта, работы Франца Крюгера Оболенские русский княжеский род, отрасль князей черниговских. Содержание 1 История 2 …   Википедия

  • Оболенские (дворянский род) — Князь Алексей В. Оболенский (1850) в мундире гвардейского адъютанта, работы Франца Крюгера Оболенские русский княжеский род, отрасль князей черниговских. Содержание 1 История 2 …   Википедия

  • Оболенские (княжеский дворянский род) — Князь Алексей В. Оболенский (1850) в мундире гвардейского адъютанта, работы Франца Крюгера Оболенские русский княжеский род, отрасль князей черниговских. Содержание 1 История 2 …   Википедия

  • Оболенские, княжеский род — русский княжеский род, происходящий от Черниговских князей через внука князя св. Михаила Черниговского, князя Юрия Всеволодовича Торусского, сын которого, князь Константин Юрьевич, получил в удел город Оболенск (ныне село Оболенское, Калужской… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Оболенские-Стригины — см. Стригины Оболенские. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ярославовы-Оболенские — небольшая ветвь русского княжеского рода Оболенских. Происходят от псковского наместника князя Ярослава Васильевича Оболенского (XVIII колено от Рюрика), сына Василия Ивановича Косого Оболенского, от других сыновей которого происходят Стригины… …   Википедия

  • Рюриковичи — Рюриковичи  княжеский, позднее также царский (в Москве) и королевский (в Галицко Волынской земле) род потомков Рюрика, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Последними правителями правящей династии Рюриковичей на Руси были… …   Википедия

  • Рюриковичи — русский княжеский род, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Разветвление начинается с Владимира Св., причем прежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков Изяслава Владимировича. По смерти Ярослава Мудрого (1054) его… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»