Скрипица, Георгий

Скрипица, Георгий

— священник г. Ростова, автор известного "Написания о вдовствующих попех", благодаря которому было отменено постановление собора 1503 г. об устранении вдовствующих попов от служения. Этот факт имеет общее значение и находится в связи с внутренней политикой и жизнью того времени. Правительство Иоанна III поставило на очередь вопрос об улучшении нравственного состояния духовенства и мирян и об отношениях гражданской и духовной власти. Оба эти вопроса привлекали внимание как правительства, так и общества. К улучшению нравов духовенства ревностно стремились: митрополит Феодосий, хотевший, по словам летописца, силою навести духовенство на Божий путь, новгородский архиепископ Геннадий, настаивавший на необходимости школ для духовных лиц, и киевский митрополит Иосиф, старавшийся воскресить строгую монастырскую жизнь. Этот вопрос об улучшении быта обсуждался и на соборе 1503 г. На нем митр. Симон с архиеп. Геннадием и с шестью епископами, ссылаясь на правила св. апостолов и отцов, запретил вдовым попам и диаконам служить ввиду того, что многие из них, не переставая священнодействовать, держали наложниц. Затем было установлено наказание таким вдовым священнослужителям, а те, кто "после своих жон живет чисто", также отстраняются от служения, если не идут в монастырь, но сохраняют часть своих прав. Было принято и несколько других мер, направленных к той же цели, как, напр., запрещение жить в одном и том же монастыре чернецам и черницам. Такая мера была не первой и не последней. Еще в 1468 г. псковичи самовольно по всей своей волости отстранили от службы овдовевших священников и диаконов, и когда архиеп. Иона хотел за это наложить на них епитимью, митр. Феодосий запретил ему это. Также спустя 6 лет после Московского собора, на Виленском соборе (1509 г., 18 янв.), под председательством киевского митр. Иосифа, в VI статье "о попех, не имущих жен", было постановлено почти то же самое. Но постановлением собора 1503 г. остался недоволен С., сам вдовый поп, и направил прямо против него свое большое "Написание". "Не оскорбляйте и не осужайте свяшенников, — пишет между прочим С. членам собора, — кроме богословных вин. Вы же, господа, осудили есте всех ереев и дияконов, настоящих и будущих, смертию жен их... Писано: священнику, впадшему в блуд, не священствовати... А о чистых ереех и дияконех где писано отлучити от священства и нужею постричися?.. А вы, господа, всех ереев и дияконов безо испытания, на лица зря, осудили: который поп имеет жену — чист, а не имеет жену — нечист"... Далее он останавливается на вопросе о причинах понижения нравственного уровня духовенства. "От кого то зло сталось в нашей земле?" — спрашивает он и объясняет это "нерадением и небрежением" высшего духовенства, тем, что "священноначальники" управляют церковью "по обычаю земных властителей" — через бояр, дворецких, тиунов и пр. "Вам достоит пасти церковь", говорит С., "священниками благоразумными, а не мирским воинством". И эти слова не прошли бесследно: на соборе 1551 г. светская власть в духовном управлении была значительно ограничена в пользу духовенства. С. останавливается также на других, более мелких постановлениях собора. Его послание напечатано с предисловием О. Бодянского под заглавием: "Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попех" в "Чтениях Общества Истории и Древн. Рос. при Имп. Моск. университете", 1848 г., № 6, отд. IV, 45—54, в виде свода трех списков XVII в.: 1) рукописи Моск. духовной академии, в 4 д., № 177, стр. 466—75, 2) рукописи Моск. главного архива Мин. Иностранных Дел, в 4 д., № 2, стр. 47—61, и 3) из рукописной Кормчей М. П. Погодина. Эти списки указывают на некоторое распространение "Написания".

Филарет Гумилевский, "Обзор русской духовной литературы", 1884 г., стр. 122. — П. М. Строев, "Библиологический Словарь и черновые к нему материалы", под ред. А. Ф. Бычкова, 1882 г., стр. 60, 428. — А. Ф. Бычков, "Описание церковно-славянских рукописей", стр. 70. — С. М. Соловьев, "История России с древнейших времен", изд. "Обществ. Пользы", I, 1878—79, и указатели к ней М. С. Соловьева и Шилова. — "Акты Арх. Эксп.", т. I, № 382—383. — "Софийский Временник", ч. II, 271, и "История Российская" В. Н. Татищева, ч. IV — определение собора. — Н. И. Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", I, 336. — В. С. Иконников, "Опыт русской историографии", 1892 г., 1272. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXX, 270. — В. Межов, "История русской и всеобщей словесности. Библиографические материалы", № 7748. — Указатели И. Забелина и С. Белокурова к издан. Общ. Ист. и Древн. Poсс.

А. Купалов.

{Половцов}



Скрипица, Георгий

— священник гор. Ростова, автор замечательного "Написания о вдовствующих попех", направленного против постановления Московского духовного собора 1503 г. об устранении от священнослужения вдовствующих попов; благодаря протесту С. постановление это было отменено. Напечатано "Написание" в "Чтениях Московского общества истории и др. росс." за 1848 г., № 8.

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Скрипица, Георгий" в других словарях:

  • Скрипица Георгий — Скрипица (Георгий) священник г. Ростова, автор замечательного Написания о вдовствующих попах , направленного против постановления московского духовного собора 1503 г. об устранении от священнослужения вдовствующих попов; благодаря протесту… …   Биографический словарь

  • Скрипица Георгий — (XVI в.) – священник г. Ростова, автор Написания о вдовствующих попех , в котором он подвергает критике постановление московского собора 1503 г. об устранении от священнослужения вдовых попов. Благодаря влиянию С. постановление это было… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Георгий Скрипица — (нач. XVI в.) – ростовский священник, автор «Написания о вдовых попах». «Написание» Г. С. было вызвано решением церковного собора 1503 г., повелевшего «вдовым попом и дьяконом не пети, ни священьству касатися». Решения это мотивировалось тем, что …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Скрипица — Георгий священник г. Ростова, автор замечательного Написания о вдовствующих попех , направленного против постановления Московского духовного собора 1503 г. об устранении от священнослужения вдовствующих попов; благодаря протесту С. постановление… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Георгий Скрипица — – ростов. свящ., известен своим произведением: Написание вдового попа Г. Скрипицы из Ростова града о вдовствующих попах , написанным по поводу определения Московск. собора 1503 г., запрещавшего вдовым священникам и диаконам служение. По… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • Паисий Ярославов — духовный писатель XV в. Предполагают, что около половины ХV в. Паисий был иноком Кирилло Белозерского монастыря; позднее он жил некоторое время в Троицко Сергиевой лавре (1467 1474) и по настоятельному желанию великого князя сделался там даже… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Паисий Ярославов — Почитается: в Русской православной церкви Паисий Ярославов аскет, монах, подвижник, переписчик рукописей, автор Сказания , посвященного Спасо Каменному монастырю. Жизнеописание Родился около половины ХV в. в Ярос …   Википедия

  • Паисий (Ярославов) — Паисий Ярославов Почитается: в Русской православной церкви Паисий (Ярославов) († 1501)  аскет, монах, подвижник, переписчик рукописей, автор «Сказания», посвященного Спасо Каменному монастырю. Жизнеописани …   Википедия

  • Собор 1503 года — Собор 1503 года, также известный как «собор о вдовых попах»  собор Русской православной церкви, который проходил в Москве в августе  сентябре 1503 года. Задачей собора было решение ряда дисциплинарных вопросов, в отношении которых было… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»