Рерих, Николай Константинович

Рерих, Николай Константинович

Рерих Николай Константинович (1874-1947)


— живописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в 1874 г.; учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской академии художеств, где его главным руководителем был профессор А. Куинджи. В 1898—1900 гг. читал лекции в СПб. археологическом институте. Состоит директором рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Важнейшие из его картин: "Гонец", "Город строят" (обе в Третьяковской галерее в Москве), "Заморские гости" (приобретена Государем Императором), "Зловещие" (в Русском музее имп. Александра III в СПб.), "Заповедное место" (у г-жи М. Якунчиковой, в Москве).

{Брокгауз}



Рерих, Николай Константинович

[Рерих; 27.09.(09.10).1874 — 13.12.1947] —художник, писатель, путешественник, обществ. деятель, философ. Род. в Петербурге, в семье юриста. В 1893 окончил Гимназию фон Мая — одно из лучших частных учебных заведений Петербурга. По окончании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга — в Академию художеств и на юрид. ф-т ун-та. В 1897 оканчивает академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный художник. Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Р.: его женой стала Е.И.Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П.Мусоргского. С 1909 Р. — действ. чл. Академии художеств. С 1910 — предс. об-ва "Мир искусства". Еще в 1916 Р. тяжело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сор-товала), и оттуда лишь изредка приезжал в Петроград. Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Р. оказался отрезанным от Родины. Началась жизнь семьи Рерихов в эмиграции. В течение года они живут в Лондоне, затем переезжают в США. В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востоковедения путешествие Р. по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Алтай — Монголия — Китай — Тибет — Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результаты экспедиции превзошли все ожидания. Был собран гигантский этнографический, зоологич., лингвистич. и религиоведческий материал. Для его разработки был создан гималайский ин-т науч. иссл. "Урусвати" во главе с Р., установивший связи со многими науч. центрами мира. В 1929 Р. обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению междунар. правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (т.н. "Пакт Рериха"). Инициатива Р. получила мощную междунар. поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского пакта, "Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Живя за границей, Р. всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее. Так, во время своего цен-тральноазиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луначарским и передал им послание махатм — дух. учителей Востока. Вплоть до посл. дня своей жизни Р. стремился вернуться на Родину. Смерть не дала осуществиться задуманному. Р. скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: "15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого друга Индии". Дух. учение, провозглашенное Е.И. и Н.К.Рерихами, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью к-рого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является дух. просветление и дух. совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу дух.-космич. творч. и со-творч. Основой дух. эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез зап. и вост. культур, совр. и древнего сокровенного знания, науки и религии. Особое место в осуществлении подобного синтеза принадлежит России. В своих собственных кн. Р. развивает и конкретизирует краеугольные положения учения "Живой этики", стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Р. — это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеч. бытия: о любви и дружбе, о красоте и творч., о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравств. совершенствования. Р. утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе искру этих великих мыслеогненных космич. энергий. Он — органическая часть бесконечной дух. иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании. Важнейшим фактором проявления и творч. приращения огненного "зерна" человеч. духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда дух. ценностей культуры, по Р., является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. "Что может заменить вопрос культуры? — пишет Р. в работе "Пути благословения". — Продовольствие, промышленность — тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает. Весь уровень культуры народа понижается. Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа". Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую дух.-космич. устремленность, Р. тем не менее всегда подчеркивал значение понятия "Родина" и важность укоренения в нац. культурной почве. Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества разл. племен и нац. традиций, Р. одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к обще-человеч. культурным ценностям, не зная и не любя дух. ценностей собственного народа. В работе "Нерушимое" он писал: "Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове — в подвиге — заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства".

Соч.: Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути благословения. Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Алтай—Гималаи. М., 1974; Избр. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990; О Вечном... М.,

1994.

А.В.Иванов



Рерих, Николай Константинович

Род. 1874, ум. 1947. Философ-мистик, писатель, живописец, путешественник. Представитель русского символизма и модерна. Ученик А. И. Куинджи. Участник объединения художников "Мир искусства", его председатель (1910—1918).

Полотна: "Гонец" (1897), "Заморские гости" (1901), "Город строят" (1902), "Бой" (1906), "Небесный бой" (1912), "Пантелеймон-целитель" (1916), "Три радости" (1916), "Майтрейя" (цикл, 20-е гг.), "Матерь Мира" (1924), "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933), "Помни" (1945) и др. Работал также как театральный художник. Оформил спектакли "Пер Гюнт" (1912, Московский Художественный театр), "Весна священная" (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" (1914, антреприза С. Дягилева в Лондоне) и др. Книги: "Цветы Мории" (сборник стихотв., 1921), "Пути Благословения" (сборник эссе, 1924), "Алтай-Гималаи", (1927, 1974 на рус. яз.), "Сердце Азии" (1929), "Шамбала" (1930), "Держава Света" (1931), "Твердыня Пламенная" (1932), "Листы дневника" (1934—35), "Врата в будущее" (1936), "Нерушимое" (1936), "Моя жизнь" (1936—47). С 1920-х гг. в США, Индии. Один из основателей "Института Урусвати" (Института гималайских исследований) в Нигаре (совместно с сыном Юрием, 1929—42). В 1923—28 гг. предпринял Трансгималайскую экспедицию для исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. В 1992 г. в Москве открыт Международный Центр Рерихов.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Рерих, Николай Константинович" в других словарях:

  • Рерих Николай Константинович — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • РЕРИХ Николай Константинович —     РЕРИХ Николай Константинович (27 сентября (9 октября) 1874, Петербург 13 декабря 1947, Куху, Индия] философ, художник, писатель. По окончании гимназии (1893) поступает сразу в два учебных заведения Петербурга Академию художеств и на… …   Философская энциклопедия

  • РЕРИХ Николай Константинович — (1874 1947) российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член Мира искусства . С 20 х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно декоративные композиции,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Рерих Николай Константинович —         Рерих (1874 1947), русский живописец, археолог. Учился в петербургской АХ (1893 97) у А. И. Куинджи, затем в Париже (1900 01). Секретарь ОПХ (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906 18). Член объединения Мир искусства… …   Художественная энциклопедия

  • Рерих Николай Константинович — Рерих (Николай Константинович) живописец исторического жанра и пейзажист. Родился в СПб. в 1874 году; учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской Академии Художеств, где его главным руководителем был профессор А.… …   Биографический словарь

  • Рерих, Николай Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рерих. Николай Рерих Николай Рерих (1940 …   Википедия

  • Рерих, Николай Константинович — Н.К. Рерих. Дозор . 1905. Русский музей. РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874 1947), российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902 60) и художника С.Н. Рериха (1904 91).… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович — (Рерих) Николай Константинович (1874–1947), живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Чл. Мира иск ва . С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Др. Руси ( Гонец , 1897), инд. и тибетской природой …   Биографический словарь

  • РЕРИХ Николай Константинович — (27.09(9.10). 1874, Петербург 13.12.1947, Кулу, Индия)    философ, живописец, археолог, географ, писатель. В 1897 г. Р. окончил Академию художеств, с 1909 г. стал действительным ее членом, ас 1910 г. председателем художественного объединения Мир… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Рёрих (Рерих) Николай Константинович — (1874—1947), живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»