Прянишников, Ипполит Петрович

Прянишников, Ипполит Петрович

— известный баритон; род. в 1850 г. Дебютировал в 1875 г. в Милане в опере "Мария де Роган". В течение 1876—77 гг. пел в Милане, Болонье, Парме, Генуе, Турине, Флоренции. В 1878 г. П. успешно дебютировал в Петербурге в опере "Демон" и был принят на Императорскую сцену, где оставался до 1886 г. В этом году П. был приглашен в Тифлис, сначала на гастроли, а потом в качестве певца и заведующего местной казенной оперой. Здесь П. оставался до 1889 г., когда тифлисская опера перешла в частные руки. П. уехал в Киев, где организовал оперное товарищество. В 1892 году товарищество перешло в Москву. В 1893 г. П. окончательно оставил сцену и посвятил себя педагогической карьере. Выдающиеся роли его: Риголетто, Евгений Онегин, Демон, Орсо в "Корделии" Соловьева, Петр во "Вражьей силе" Серова, Амонасро в "Аиде" и многие др.

Н. С.

{Брокгауз}



Прянишников, Ипполит Петрович

— известный певец (баритон) и преподаватель пения. Род. 14 августа 1847 в Керчи. Окончив 1867 морской кадетский корпус, пять лет был в плавании; учился затем пению в СПб. консерватории у Бронникова и Корси, и с 1874 в Италии у Ронкони, которому многим обязан. Дебютировал 1875 в Милане ("Мария де Роган"). Пропев 1876—77 в Милане, Болонье, Генуе, Флоренции и др. итальянских сценах, П. с успехом 1878 дебютировал в "Демоне" на СПб. Мариинской сцене, где пел до 1886. Затем П. пел в Тифлисе, где 1887—89, кроме того, управлял еще всем оперным делом. 1889 П. успешно гастролировал в Праге, 1889—92 руководил учрежденным им же первым русским оперным товариществом в Киеве, дела которого шли очень хорошо, благодаря художественным и административным способностям П-а, энергии участников и сочувствию публики. Менее удачно шли дела товарищества в Москве 1892—93 (здесь некоторыми спектаклями дирижировал Чайковский); оно прекратилось, после чего П. отдался исключительно вокально-педагогической деятельности (в СПб.). В этой области П. успел составить себе не менее почетное имя, чем в артистической. К числу его учеников вполне или отчасти относятся Мравина, Славина, Фигнер, Звягина, Гончаров и др. "Советы обучающимся пению" П. напечатаны в "Рус. Муз. Газ." (1898, №№ 8—12; изданы и отдельно). Биографический очерк П. см. "Рус. Муз. Газ." (1896, № 11).

{Риман}



Прянишников, Ипполит Петрович

[14(26). 8. 1847, Керчь — 11. 11. 1921, Петроград] — арт. оперы (драм. баритон), режиссер, антрепренер, педагог и муз.-общ. деятель. Род. в семье управляющего Керченской таможни. Нач. образование получил в нем. школе в Дрездене, где с семи лет также обучался игре на скрипке. Позднее участвовал в любительских публичных концертах и играл в квартетах. В 12 лет поступил в Петерб. Морской кадетский корпус, по окончании к-рого (1867) служил ок. пяти лет во флоте (находился в плавании за границей). В 1871, уйдя в отставку, нек-рое время служил в таможне в Риге (здесь брал уроки пения у Гейнеке), затем в Ревеле. В 1873—74 обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Бронникова и Дж. Кореи). В 1874 продолжил вокальное образование в Неаполе и Милане, где обучался у Гуэрчиа, Ф. Ламперти и в основном у Дж. Ронкони. 22 дек. 1875 дебютировал в партии Герцога де Шевроза ("Мария ди Роган" Г. Доницетти) на сцене милан. т-ра "Castelli". В 1876—77 выступал в Болонье, Милане (т-р "Даль-Верме"), Парме, Генуе, Флоренции. В 1878—86 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Демона — "Демон" A. Рубинштейна), где чередовался с И. Мельниковым. В 1886—89 солист и режиссер Тифлис. оперного т-ра. В 1889 гастролировал в Праге. Обладал ровным во всех регистрах, но не сильным голосом мягкого тембра, высокой культурой пения. Певец "тщательно отделывал каждую фразу, умел придать выразительность всякому слову и к своему, продуманному до конца, музыкальному исполнению присоединял столь же продуманную игру" (Э. Старк). Яркий представитель рус. реалистической школы, П. создал ряд значительных вокально-сцен. образов. В репертуаре певца была 51 партия (18 — в операх рус. композиторов и 33 — в операх зарубеж). Выступил в 873 спектаклях.

1-й исп. партий: Остапа ("Тарас Бульба" B. Кюнера), Мизгиря ("Снегурочка"), Лионеля ("Орлеанская дева"), Абубекера ("Кавказский пленник"), Орсо ("Корделия"), Демона Агбара ("Тамара"); в Мариинском т-ре — Мазепы ("Мазепа" П. Чайковского; партия не удалась), Онегина ("Евгений Онегин"), Риголетто ("Риголетто"); в Киеве — Князя Игоря ("Князь Игорь"); в Тифлисе — Онегина; в Москве — Лионеля ("Орлеанская дева"); на рус. сцене — Тонио ("Паяцы"). Лучшие партии: Лионель ("Орлеанская дева"), Петр ("Вражья сила"), Тонио, Риголетто, Вольфрам. Др. партии: Руслан, Калашников, Каленик; Дон Жуан ("Дон Жуан"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"), Невер, Оберталь, Амонасро, Орсино, Тельрамунд. Партнеры: М. Корякин, Е. Лавровская, П. Лодий, Э. Павловская, М. Славина, Ф. Стравинский. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, И. Прибика, П. Чайковского.

Принимал участие в симф. концертах (в т. ч. в 1878 исп. арию из оратории "Илия" Ф. Мендельсона). 15 янв. 1880 исп. каватину Ивана Грозного ("Псковитянка" п/у Н. Римского-Корсакова, 1-е исп.). Камерный репертуар певца включал произв. М. Глинки, А. Рубинштейна, Э. Направника (1-й исп. баллады "Воевода", 1877), Р. Шумана, Ф. Мендельсона. Н. Римский-Корсаков посвятил певцу романс "Свеж и душист твой роскошный венок".

В 1889 впервые в России организовал Товарищество оперных артистов — в Киеве (1889—92), затем в Москве (1892—93), в к-ром работал в качестве солиста, режиссера и рук. коллектива. Как режиссер-постановщик уделял большое внимание исполнителям второстепенных партий и массовым сценам, добиваясь единства драм. действия на сцене. В состав созданного им Товарищества входили, в частности, певцы А. Антоновский, А. М. Давыдов, И. Тартаков, Е. Цветкова. Неск. спектаклями, поставленными силами Товарищества ("Фауст", "Демон" А. Рубинштейна, "Евгений Онегин"), в апр. 1892 дирижировал П. Чайковский, высоко оценивший и вокальное искусство певца и его режиссерскую деят-сть.

Лучшие постановки П.: "Пиковая дама" (1890, Киев), "Князь Игорь" (1891, 1-я постановка в Киеве), "Майская ночь" (1892, 1-я постановка в Москве), "Каменный гость" (1892), "Паяцы" (1892; также автор перевода либретто). Его постановки получили высокую оценку муз. критика Н. Кашкина.

В 1893—1921 преподавал в Петербурге. Воспитал целую плеяду рус. певцов, среди них — П. Агнивцев, Н. Аксакова, Н. Андреев, К. Антарова, Г. Бакланов, О. Бахуташвили-Шульгина, А. Белянин, Н. Большаков, И. Гончаров, Г. Дарнэ, Е. Евгеньева, И. Ершов, Л. Звягина, 3. Иванова-Иваницкая, М. Каменская, П. Карский, Е. Катульская, А. Козаков-ская, К. Кржижановский, В. Лосев, А. А. Макарова, Е. Мравина, Э. Павловская, В. Павловская-Боровик, В. Пикок, М. Полякова, Е. Прокудина, В. Сараджишвили, Р. Саянов, М. Славина, А. Смирнов, К. Тугаринова, Н. Фигнер, И. Филиппов.

Соч.: Советы обучающимся пению. — СПб., 1889; 4-е изд. 1912; То же — М., 1958; П. И. Чайковский как дирижер // Воспоминания о П. И. Чайковском; Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 300—304; Либретто оперы "Мариам" М. Ипполитова-Иванова — в ГПБ, ф. 320, ед. хр. 404; Автобиография (3 мая 1883, рук.) — в ГПБ, ф. 320, ед. хр. 3521; Моя краткая автобиография — в Гос. Дом-музее П. И. Чайковского в Клину, отдел 11, № 28.

Лит.: Ларош Г. Новый русский баритон // Голос. 1876. № 93, 3 апр.; Дебют г. Прянишникова // Всемирная иллюстрация. 1878. № 482. С. 234; Н. Ф. [индейзен] И. П. Прянишников // РМГ. 1896. № 11. Стлб. 1391 — 1396; С. Ц. Воспоминания об оперном товариществе И. П. Прянишникова в Москве, 1892—1893 // Там же. С. 1395—1398; Ярон С. Г. Воспоминания о театре. (1867—1887). — Киев. 1898. С. 339 — 341, 342; И. П. Прянишников. (Некролог) // Вестник театра и искусства. 1921. № 4. С. 2; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 226—228, 344; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. В 3 т. — М., 1956. Т. 3. С. 163— 172; Назapeнко И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. — М., 1968. С. 186—190; Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы. Письма / Сост., вступ. статья Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959; Ф. Стравинский: Статьи. Письма. Воспоминания. — Л., 1972. С. 159—160, 167; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 325; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 111 — 114; Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 479—481, 305; Елена Климентьевна Катульская / Ред.-сост. Е. А. Грошева. — М., 1973. С. 23—30; Коган С. Оперное товарищество // Музыка (Ктв). 1982. № 1. С. 26; Пергамент Е. А. Неоценимая помощь // Сов. музыка. 1980. № 7. С. 94—98; Ее же. П. И. Чайковский и русское оперное Товарищество И. П. Прянишникова // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. — Ижевск, 1985. С. 64—75.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Прянишников, Ипполит Петрович" в других словарях:

  • Прянишников Ипполит Петрович — Прянишников (Ипполит Петрович) известный баритон, родился в 1850 году. Дебютировал в 1875 году в Милане в опере Мария де Роган . В течение 1876 1877 гг. пел в Милане, Болонье, Парме, Генуе, Турине, Флоренции. В 1878 году Прянишников успешно… …   Биографический словарь

  • ПРЯНИШНИКОВ Ипполит Петрович — (1847 1921) российский певец (баритон), режиссер, педагог. Организатор и руководитель первого в Российской империи оперного товарищества (в Киеве и Москве) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Прянишников Ипполит Петрович — [14(26).8.1847, Керчь, 11.11.1921, Москва], русский певец (баритон), режиссёр, педагог. Учился в Петербургской консерватории (1873 74), совершенствовался в Италии, где в 1875 77 пел в различных театрах. В 1878 86 солист Мариинского театра, в 1886 …   Большая советская энциклопедия

  • Прянишников Ипполит Петрович — (1847 1921), певец (баритон), режиссёр, педагог. Ученик Дж. Корси, совершенствовался в Италии. В 1878 86 солист Мариинского театра (Санкт Петербург). Организатор (1889) и руководитель первого в России Товарищества оперных артистов (в Киеве, затем …   Энциклопедический словарь

  • Прянишников, Ипполит Петрович — Ипполит Прянишников Основная информация Полное  …   Википедия

  • Прянишников Ипполит Петрович — известный баритон; род. в 1850 г. Дебютировал в 1875 г. в Милане в опере Мария де Роган . В течение 1876 77 гг. пел в Милане, Болонье, Парме, Генуе, Турине, Флоренции. В 1878 г. П. успешно дебютировал в Петербурге в опере Демон и был принят на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Прянишников, Ипполит Петрович — известный баритон; род. в 1850 г. Дебютировал в 1875 г. в Милане в опере Мария де Роган . В течение 1876 77 гг. пел в Милане, Болонье, Парме, Генуе, Турине, Флоренции. В 1878 г. П. успешно дебютировал в Петербурге в опере Демон и был принят на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Прянишников — Прянишников  русская фамилия. Прянишников, Валентин Корнилович (1934 1995)  русский писатель, автор книг о сталинских репрессиях. Прянишников, Дмитрий Николаевич (1865 1948)  русский агрохимик, биохимик и физиолог растений.… …   Википедия

  • ПРЯНИШНИКОВ — 1. ПРЯНИШНИКОВ Дмитрий Николаевич (1865 1948), агрохимик и почвовед, основатель научной агрохимической школы, академик АН СССР (1929) и ВАСХНИЛ (1935), Герой Социалистического Труда (1945). Разработал теорию азотного питания растений (1916),… …   Русская история

  • Прянишников И. П. —         Ипполит Петрович (14 (26) VIII 1847, Керчь 11 XI 1921, Петроград, по уточнённым данным) рус. певец (баритон), режиссёр, педагог, муз. обществ. деятель. По окончании морского Кадетского корпуса (1867) служил во флоте, одноврем. брал уроки… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»