Бедность, бедный, попечительство о бедных это:

Бедность, бедный, попечительство о бедных
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Б. рассматривается не как идеал, а как зло, чаще всего как следствие греха (Притч 6:9-11; 10:4; 21:17 и др.). Идеал же представлен в просьбе Агура: "Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Притч 30:8 и след.). Хотя Божьи обетования праотцам (Быт 13:14 и след.; 26:3; 28:13 и след.)включают обилие материальных благ, Библия утверждает, что Б. посылается Богом (1Цар 2:7), а бедные стали таковыми по воле Бога (Притч 17:5; 22:2). Поэтому в Законе, данном через Моисея народу израил., Господь берет бедных под Свою защиту. Так, Он запрещает нарушать права бедных (Исх 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих братьев (Втор 15:11; ср. также установления, относящиеся к субботнему году (см. Субботний год), и такие, как в Лев 19:9 и след.; 23:22; Втор 23:25 и след.; 24:19-21). Даже в предписаниях, касающихся жертвоприношений, учитывались скромные возможности бедных (ср. Лев 1:14-17; 12:8; 14:21; 27:8). В книге Второзаконие содержится особенно много установлений, относящихся к нуждающимся в помощи, т.е. вдовам и сиротам, чужеземцам и бедным. Но израильтяне не придерживались этих предписаний. В результате отхода израил. общества от патриарх. устоев, особенно ускорившегося во времена Давида и Соломона, а также с появлением урбанистич. культуры возникли противоречия между богатыми и бедными. С особенно острым осуждением богачей-эксплуататоров наряду с прочими пророками от имени Господа выступают Амос, Исаия и Иеремия (Ис 5:8; Иер 34:8 и след.; Ам 2:6; 3:10 и след.; 4:1; 5:11). Поскольку не по закону приобретенное богатство не считается знаком Божьего благословения, а зависимость от Божьей поддержки приближает бедных к Господу (т.к. в человеч. дружбе принимается во внимание имущ. положение - Притч 14:20; 19:4,7), Б. зачастую становится признаком человека благочестивого (Пс 9:10 и след.; Притч 19:1,22; 28:6) и праведного, к-рому дано обетование полного утешения и воздаяния за лишения, переносимые на земле ради Господа (Пс 36; 71; Ис 29:19).
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Таков же взгляд на бедных и в НЗ. На примерах и в притчах здесь показано, как близки бедные к Царству Небесному (Мф 11:5; Мк 12:41 и след.; Лк 14:13; 16:19 и след.). При этом, однако, в НЗ возникает и понятие Б. не материальной, а Б. как простоты, смирения, уничижения. Иисус восхваляет таких бедных как праведников (Мф 5:3 "блаженны нищие духом"). Тем не менее, Христос не забывает и о материальной нужде бедных (Ин 13:29), и НЗ призывает всячески о них заботиться. Верующие древней Церкви продавали свое имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бедным. Т.о. они осуществляли своего рода социальное обеспечение бедных (Деян 2:44 и след.; 4:34 и след., см. Анания), ставшее необходимым и потому, что нек-рые члены молодой христ. общины потеряли работу, поддержку своих семей и были исключены из сферы иуд. благотворительности. Нек-рые христиане переселились из Галилеи в Иерусалим, где они остались без средств к существованию. Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных христиан (Деян 6:1 и след.), церковь избрала семерых своих членов, чтобы осуществляли благотворительное служение внутри самой общины (и по-прежнему проповедовали Евангелие; Деян 6-8). Данное служение было поручено людям, исполненным Св. Духа и мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя, что говорит о том, как серьезно относились в первонач. церкви к подобной работе. Павел также всегда старался обеспечить бедных иерусалимской церкви за счет пожертвований, собиравшихся в общинах христиан, обращ. из язычников. Призывая верующих коринфской общины к пожертвованиям для церкви в Иерусалиме, он приводит в пример македонцев (2Кор 8:1-5), поощряет коринфян указанием на их добродетель (ст. 7) и ссылается на Иисуса (Который обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой - 2Кор 8:9; см. далее Рим 15:26; Гал 2:10; Иак 2:2 и след.). Трудно ответить на вопрос, признает ли НЗ за материально бедными известное духовное превосходство. В Библии есть ряд мест, к-рые, видимо, позволяют ответить на этот вопрос утвердительно (Мф 19:23 и след.; Лк 1:53; 6:24; 12:16-21; 16:19 и след., особенно ст. 25; 18:23; 1Тим 6:17). При этом следует выяснить, не подразумеваются ли под богатыми те, кто злоупотребляет своим богатством, чтобы подавлять бедных и нуждающихся (Иак 5:1-6). Однако в указ. местах Библии не проводится такого разграничения. С другой стороны, НЗ не осуждает богатство как таковое. см. Богатство.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Смотреть что такое "Бедность, бедный, попечительство о бедных" в других словарях:

  • Общность имущества — 1) О.И. в первохрист. общинах, в частн. в Иерусалимской церкви (Деян 2:42 47; 4:32 37), принципиально отличалась от О.И. в других религ. и политич. организациях того времени. В христ. общинах имущество не изымалось принудительно, а добровольно… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Милостыня — Еще в ВЗ, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным (Лев 19:9 и след.). М. была особым выражением милосердия в виде подаяния или предоставления мелких беспроцентных ссуд (Лев 25:35 и след.; Втор 15:7 …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Сбор, собирать — I. В Библии содержится обетование о том, что в определ. время Господь соберет народ Израиля (см. Израиль), рассеянный Его судом среди всех народов, в его собств. стране (Ис 43:5 и след.; 52:12; 54:7; Иер 29:14; 31:8,10; Иез 20:34,41). За… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Нищий — см. Бедность, бедный, попечительство о бедных …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Ханания — (Анания) (евр. Хананья, греч. Гананиас, Яхве милостив ): 1) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:24); 2) левит, руководитель шестнадцатой чреды певцов, назначенных Давидом для служения в храме (1Пар 25:4,23); 3) военач. царя Озии (2Пар 26:11); 4)… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»