Телль-Амарна

Телль-Амарна
I.
Населенный пункт на р. Нил в Среднем Египте, где был найден архив фараона Аменхотепа IV (называвшего себя Эхнатоном). Эта местность получила название по проживавшему там ранее племени Бени-Амран. Т.-А. находится в 320 км юж. Каира. Город был основан на пятом году правления Эхнатона и назван Ахетатон. Т.-А. была покинута цар. двором при Тутанхамоне и основательно разрушена при Хоремхебе. Поскольку эта местность никогда более не застраивалась, то раскопки дали большое количество предметов, позволяющих составить представление о жизни Египта того периода (напр., скульптурные изображения Эхнатона и его жены Нефертити и др.). Город располагался у кромки плодородной земли на краю пустыни. В центре находилась главная часть с храмом Атона (дл. 1500 м). Другими примечат. сооружениями были главный дворец (гос. резиденция), частный дворец фараона, окруж. хранилищами, конторами, среди них "дом жизни" (канцелярия фараона) и цар. секретариат, в к-ром были обнаружены таблички архива Т.-А. Там же находились небольшой храм Атона, парк с садовыми сооружениями, прудом и фонтанами, дворец Нефертити, жилые дома и пр.
II.
Аменхотеп IV был сыном Аменхотепа III и царицы Тэйе; время его правления приходится на конец XVIII династии, вероятно, на период с 1364 по 1347 или с 1353 по 1336 гг. до Р.Х. (из-за расходящихся хронологич. данных точное время не установлено). Фараон пытался насильственными методами продолжить начатый его отцом процесс осво-бождения егип. культуры от сковывающих традиций. Аменхотеп IV сделал попытку насадить монотеистич. культ бога солнца Атона, соединив его с радик. реформами в области иск-ва, что вызвало сопротивление жрецов Амона. Действия чрезмерно своевольного "фараона-еретика" не нашли поддержки в народе. Могущество Египта при Аменхотепе IV стало заметно ослабевать. Следует особо подчеркнуть отпадение сир. и палест. областей, обусловленное мощным натиском кочевых племен из сир. пустынь.
III.
Открытый в 1887 г. архив Т.-А. содержит многочисл. глиняные таблички с клинописными текстами - переписку царей Аменхотепа III и Аменхотепа IV с правителями Вавилона, Ассирии, Митанни, Арцавы, Аласии (Кипра), Хатти (Хетт. царства) и в разной степени зависимыми князьями Сирии, особенно ее погран. областей в Финикии, Центральной Сирии и Палестине. Примечателен с т.зр. истории культуры тот факт, что языком дипломатии в то время был не егип., а аккад. Заслуживает внимания и то, что гордый Египет в дипломатич. сношениях вынужден был пользоваться иностр. языком. Цар. письма дают возможность увидеть, как происходило перемещение центров власти на Ближнем Востоке: Ассур, как великая держава, вопреки протестам слабой Вавилонии поддерживает через своих посланников прямые контакты с фараоном; а тот, хотя и является еще "собственником" Ханаана, уже не может защитить вавил. караваны и посланников от ограбления своими подданными. Цар. дворы различных гос-в заняты проектами полит. браков. Послы прибывают и уезжают. Происходит обмен подарками и любезностями. Цари не стесняются выпрашивать у Египта золото. Еще многочисленнее, чем таблички с цар. посланиями, письма мелких сир.-палест. правителей, властвовавших в отдельных городах, напр. в Аскалоне, Библе, Иерусалиме, Лахисе, Мегиддо, Сидоне и т.д. В то время как цар. письма следуют устоявшимся канцелярским требованиям, то по корреспонденции мелких властителей с их эпиграфич. особенностями и зачастую испорченным аккад. языком, насыщ. хананизмами, можно понять, что многие писцы не отличались образованностью. Содержание писем, если оно не исчерпывается верноподданнич. заверениями и очернением соседних князей, свидетвует о бессилии египтян навести порядок в их сир.-палест. владениях. Здесь царит война всех против всех, причем самыми опасными врагами называются хапиру (кочевники, но не название народа) и хатты (хетты). Со всех сторон поступают просьбы направить егип. вспомогат. войска для отражения нападений врага и защиты земель фараона, хотя, видимо, помощь в достаточном количестве не приходала никогда. Язык хранящихся в архиве Т.-А. посланий с их вышеупомянутым эпиграфич. своеобразием, с "ханаанскими глоссами", является древнейшим памятником языка этой страны и вместе с тем предшественником евр. языка, "языка Ханаанского" (Ис 19:18).

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Телль-Амарна" в других словарях:

  • Амарна — Археологический объект Амарна تل العمارنة Страна ЕгипетЕгипет …   Википедия

  • Телль-эль-амарна —     см. Амарна, Телль эль …   Археологический словарь

  • Амарна, Телль-эль- —     (Tell el Amarna), место расположения г. Эхнатон («горизонт солнечного диска»), построена в 1365 г. до н.э. в Верхнем Египте фараоном Эхнатоном в качестве столицы и центра реформированной религии бога Атона. Представляет собой группу дворцов и …   Археологический словарь

  • Эль-Амарна — см. Телль Амарна …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Телль-эль-Амарна — местность на правом берегу Нила, в Среднем Египте, в области древнего Ермополя, современного Ашмунейна. Здесь фараон XVIII династии Аменхотп, назвавшись Хунитном и введя в Египте культ бога Итена солнечного диска, выстроил себе резиденцию вдали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Телль-эль-Амарна — …   Википедия

  • Телль эль-Амарна — …   Википедия

  • Раскопки — I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке Мариэтта в Египте (1850 1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) начались как кладоискательство . Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Египет — НАЗВАНИЕ (евр. Мицраим (Быт 10:6)) В остальных случаях название этой страны передается в Синод. пер. Библии как Е. Слово мицраим представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр., глаза), в этом… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Сихем — (евр. Шхем, горб (отсюда название горы), а также спина , плечо , область , участок ). I. Город между горами см. Гевал (3) на севере и см. Гаризим на юге (Суд 9:6 и след.); вост. этого места на равнине расположен см. Колодец Иакова, здесь же, возм …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»