Амос

Амос
1) (евр. Амоц, кр. ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)), отец пр. Исаии (4Цар 19:2; Ис 1:1 и др.);
2) (евр. Амос, "Яхве понес").
I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА
А. был родом из Фекои (Ам 1:1), располож. в Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. и Осия - единств. пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. на пророч. служение, он был пастухом овец (Ам 1:1), а из Ам 7:14 можно заключить, что он, кроме того, собирал сикоморы. А. был человеком простым: по тем образам, к-рые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см. Ам 3:4,8,12; 4:1; 5:8,19 и др.). Призванный Богом (ок. 760 г. до Р.Х.), он оставил свои стада (Ам 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, к-рое в это время, при царе Иеровоаме II (787-747 гг. до Р.Х.), переживало период своего политич. и экономич. расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. проповедь А. о Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. и социальной областях, к-рого не мог скрыть блестящий фасад экономич. подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. и происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. в Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоамом II, А. рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам 7:7-9; возм., отвес был оловянным). Священник см. Амасия (4) (ср. Ам 7:10-15) пытается удалить А. из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. гласил: "Я - не пророк ... Но Господь взял меня от овец..." (Ам 7:14 и след.). Однако А. не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстановление падшей скинии Давида (Ам 9:11-15).
II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА
1) Ам 1-2 - суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами;
2) Ам 3-6 - суд над Израилем;
3) Ам 7-9 (рассказ о видениях) - о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (7:1-9; 8:1-6; 9:1-10);
4) Ам 7:10-17 - Амос в Вефиле (столкновение с Амасией);
5) Ам 8:7-14 - предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего;
6) Ам 9:11-15 - заключит. обетование: восстановление падшей скинии Давида.
III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСА
Стиль и изложение Книги пр. А. всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. параллелизма (см. Поэтическое искусство). В изложении видений А. видна четкая композиция; эмоц. напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам 1:11 - Втор 23:7; Ам 2:3 - Чис 24:17; Ам 2:8 - Исх 22:26; Ам 2:9 - Чис 21:21-28; Ам 2:11 - Чис 6:2-13; Ам 3:2 - Втор 4:34; Ам 4:4 - Втор 14:28 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос 1:1; 4:15; 8:14) и Исаии (Ис 1:11 - Ам 5:22; Ис 5:12 - Ам 6:5 и след.; Ис 13:10 - Ам 5:8; Ис 17:1 - Ам 1:3 и др.). Девиз Книги пр. А.: "Господь возгремит с Сиона..." (Ам 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоил 3:16). Кр. того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам 5:8 - Иов 38:31 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А.: "...во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением". Более точная датировка проповеди А. невозможна, т.к. неизвестно, в каком году произошло упомянутое А. землетрясение (см. также Зах 14:5). Но прибл. время деятельности А. можно определить, исходя из времени правления обоих назв. царей. В соотв. с этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. до Р.Х. Иуд. историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возм., в картине суда (Ам 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, к-рое, согл. астрономич. расчетам, состоялось 15 июня 763 г. до Р.Х. (см. Летосчисление).
IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Книга пр. А., как никакая другая пророч. книга, может служить "учебником" классич. прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. и является ему в видениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом. С беспощадной суровостью указывает А. на социальное неблагополучие (Ам 5:4-17; 6:7,12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9:1 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. ответственность, к-рая своим следствием может иметь и суд (3:2; ср. 9:7). (см. Остаток). Но слова А. позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. от имени Господа обещает спасение (Ам 5:14 и след.). Согл. Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. спасению (Ам 9:11 и след.). В словах о суде над другими народами обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Амос" в других словарях:

  • АМОС-5 — AMOS 5 …   Википедия

  • Амос — а, муж.; прост. к Анос, а.Отч.: Амосович, Амосовна; разг. Амосыч.Производные: Амося; Мося.Происхождение: (Др. евр. имя ‘amos нагруженный, несущий ношу.)Именины: 28 июня Словарь личных имён. АМОС (муж.) Амос был одним из 12 малых пророков (См.… …   Словарь личных имен

  • Амос-3 — Amos 3 Производитель …   Википедия

  • АМОС — (евр. amon преданный, верный). Мужское имя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АМОС евр. amon, преданный, верный. Мужское имя. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык …   Словарь иностранных слов русского языка

  • амос — нагруженный, несущий ношу Словарь русских синонимов. амос сущ., кол во синонимов: 2 • имя (1104) • пророк …   Словарь синонимов

  • АМОС — древнееврейский пророк 8 в. до н. э., обличавший чиновников, ростовщиков, судей. Проповеди Амоса вошли в состав Библии …   Большой Энциклопедический словарь

  • АМОС — [евр. , несущий бремя от нести тяжесть, нагружать, греч. Αμως], ветхозаветный прор. VIII в. до Р. Х. (пам. 15 июня). Прор. Амос. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прор. Амос. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). ФрагментА.… …   Православная энциклопедия

  • Амос — Амос: Амос пророк. Книга пророка Амоса Амос античный город на юго западе Турции. Амос спутник. Амос (отец пророка Исайи) Амос 3 израильский телекоммуникационный спутник связи. AMOS двойной финско шведский самоходный миномёт …   Википедия

  • Амос — 1) четвертый из малых пророков, был пастухом в Фекое; он пророчествовал об Израиле в Вефиле во времена Озии, царя иудейского, и Иеровоама 2., царя израильского, около 800 года до Р. Хр. Он был современником Осии, Иоиля и Исайи. Две первые главы… …   Словарь библейских имен

  • Амос — Один из первых пророков, от которых до нас дошли записи пророчеств (VIII век до н.э.). Амос пас овец и выращивал инжир в Фекоа, горной деревушке в Иудее. Бог послал его на север, в израильский город Вефиль, где царь Иеровоам 1 воздвиг статую… …   Подробный словарь библейских имен


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»