Дети, сыновья, младенцы, чада это:

Дети, сыновья, младенцы, чада
I.
Словами "дети" или "сыновья" в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Мф 18:3; 1Кор 14:20; 1Пет 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., "чада света" или "сыны века сего" (Лк 16:8; Еф 5:8), "сын смерти" (2Цар 12:5 - в Синод. пер. - "достоин смерти"), "сын геенны" (Мф 23:15), "сыны лукавого" (13:38).
II.
Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Втор 28:4; Иов 5:25; Пс 126:3; 127:3 и след.; Притч 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Быт 30:23; 1Цар 1:6 и след.; Ис 47:9).
III.
Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21:7 и след.)и отлучали их от груди только в два-три года (1Цар 1:23; 2 Мак 7:27; см. Грудь (3) см. Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Быт 4:1,25; 29:32-35; 38:4; Суд 13:24; 1Цар 1:20; Ис 7:14 - МТ; в Синод. пер. - "нарекут ему имя"), но иногда это делал и отец (Быт 4:26; 5:28 и след.; 21:3; 35:18; 38:3; 41:51; Исх 2:22; 2Цар 12:24 - МТ; в Синод. пер. - "нарекла ему имя"). В новозаветный период имя мальчику давали при обрезании (см. Обрезание), на восьмой день после рождения (см. Рождение) (Лк 1:59; 2:21). Первенец, как все первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18:15 и след.).
IV:
1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Притч 6:20; 31:1; 2Тим 1:5). Позднее воспитание (см. Воспитание, воспитывать) мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (4Цар 10:1; Ис 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4:9 и след.; 6:6 и след.,20-25), поскольку начало всякой мудрости - страх Господень (Притч 1:7 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12:26 и след.);
2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Исх 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (4Цар 4:1; Неем 5:5; Ис 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (см. Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Быт 38:24; Втор 21:18-21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Втор 21:15-17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Исх 20:12; Лев 19:3; Втор 5:16; ср. Притч 1:8 и след.; 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Исх 21:15,17; Лев 20:9; Втор 27:16; Притч 20:20; Мф 15:4).
V.
НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Мк 3:33-35; Лк 9:59-62; 14:26).

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Смотреть что такое "Дети, сыновья, младенцы, чада" в других словарях:

  • Младенцы — см. Дети, сыновья, младенцы, чада …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Чада — см. Дети, сыновья, младенцы, чада …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Сыновья — см. Дети, сыновья, младенцы, чада …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Сын — I: 1) рождение С. это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт 17:16; 21:2; 30:12 24; Суд 13:2 5; 1Цар 1:11; Лк 1:13 17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1 и след.;… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Воспитание, воспитывать — ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Евр. слово ясар, имеющее значение воспитывать , можно перевести и как наказывать и учить (однако в тех местах Синод. пер., где употреблены эти рус. глаголы, в тексте оригинала могут быть другие евр. слова). Слово ясар… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Отец — Причина и происхождение всякого отцовства в Боге (Мф 23:9; Еф 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Рим 4:17). Бог Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ин 1:14,18; Еф 3:14), в Котором Он открывает… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Несовершеннолетние — (в Синод. пер. чаще всего младенцы ), люди, к рые еще не достигли определ. возраста и в связи с этим в правовом отношении не могут действовать самостоятельно (Гал 4:1), дети (Плач 2:11; Мф 21:16). Бог открыл младенцам то, что утаил от мудрых и… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Юность, молодость — I. Ю. это период жизненного роста и созревания (Пс 143:12). Ю. телесная это время расцвета сил (4Цар 5:14; Иов 33:25; Притч 20:29; Зах 9:17). В присущих Ю. избытке силы и чрезмерном веселье (Еккл 11:9,10) кроется определ. опасность. В молодости… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Отрок, младенец, малое дитя — Евр. слова йелэд и наар, греч. слово пайс употребляются в Библии в нескольких значениях. В 1Цар 4:21 подразумевается новорожденный, в 1Цар 1:25 уже отнятый от груди Самуил. Одни и те же евр. слова могут означать в Библии и младенцев (Исх 2:6;… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Плод чрева — см. Дети, сыновья, младенцы, чада …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»