МИХАЙЛОВСКИЙ

МИХАЙЛОВСКИЙ
МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: «Теория Дарвина и общественная наука» (1870-1871,1873), «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Что такое прогресс?» (1872), «Борьба за индивидуальность» (1875-1876), «Вольница и подвижники» (1877), «Герои и толпа» (1882), «Научные письма. К вопросу о героях и толпе» (1884), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893) и др. С 1869 М. - постоянный и деятельный сотрудник журнала «Отечественные записки», с 1892 - один из ведущих редакторов журнала «Русское богатство». В течение 40 лет был одним из самых читаемых и влиятельных авторов в России, создал особый тип письма - отклик на все, что волновало русское общество (с позиций не цехового ученого, а «профана», которого заботят реальные жизненное проблемы), при одновременном изложении через самый разный материал концептуальных подходов. Работая в целом в русле позитивизма, стремился к широкому социально-философскому синтезу. Этический пафос мысли М. привел к тому, что он стал одним из ведущих проповедников персонализма, синтезированного с метафизикой природы, хотя позитивистская методология, замкнутость на категории возможности, не позволила М. выявить более глубокие истоки персонализма. Следуя гносеологии позитивизма, М. понимает истину как удовлетворение познавательной потребности человека. Чтобы избежать возможного произвола, за критерий истины нужно признать потребности нормального человека. Концепция истины непосредственно входит в ткань социологической теории М., наиболее оригинальной и значимой части его наследия. Предметом социологии, считает М., является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности; исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Определивший идейные искания М. этический императив ярко выявился в концепции двуединой правды (»правды - истины» и «правды - справедливости») как сочетания познавательной и нравственной потребностей, что привело М. к разработке субъективного метода в социологии. Данный метод не исключает объективного познания, но в силу неустранимости субъективного момента (предвзятого мнения) из социального познания предполагает еще и оценку реальности с т.зр. нравственного идеала, желаемого будущего. Возможный субъективизм купируется тем, что социолог должен начать с некоторой утопии (идеального состояния) и на этой основе определить, какие элементы в обществе нежелательны и подлежат устранению. М., следовательно, закладывает основы социологии знания, подчеркивая, что человек относится к реальности прежде всего как член социальной общности и общечеловеческая истина возможна только при преодолении социальной дифференциации. Основу социальной концепции М. составляет теория кооперации и разделения труда, анализ которых синтезирует структурную и динамическую картину общества. Форма кооперации определяет тип развития общественности. М. выделяет два типа разделения труда: органическое (между органами индивида), которому соответствует простая кооперация, основанная на сходстве и солидарности между людьми; общественное (между группами) с соответствующей ему сложной кооперацией, основанное на различиях между людьми, что вызывает односторонность личности, социальные конфликты и борьбу. Будущее за простой кооперацией, наиболее адекватной развитию индивида. В центре концепции М. также находилась проблема личности. Личность, по М., несет в себе потребность целостности и никогда не должна быть принесена в жертву, она свята и неприкосновенна. Пути решения этой проблемы М. выявляет в теории борьбы за индивидуальность как центральной нити, которая позволяет объяснить исторический процесс, сам по себе алогичный, ибо сущность его нам неизвестна. Индивидуальность есть далее неделимое, без потери своей особости, целое. Существует иерархия индивидуальностей, развивающихся по органическому типу: каждая более высокая индивидуальность подчиняет себе более низкую, например, общество стремится через общественное разделение труда превратить личность из индивида в орган. Однако личность имеет право и обязанность прервать органический процесс в целях собственного совершенствования, целостности и полноты, вступая ради этого в борьбу с другими индивидуальностями (с природой, социальными формами), вмешиваясь в естественный ход событий на основе категории возможности, осуществляя тем самым законный нравственный суд над социальным процессом. Эта борьба бесконечна, победа личности в ней вовсе не предопределена (»чья возьмет - увидим»), но именно в ней смысл истории как смены форм кооперации. Стремясь понять закономерности развития личности, М. разрабатывает теорию «героев и толпы», выступив одним из основоположников социальной психологии. Герой - это зачинатель, тот, кто делает первый шаг и которому толпа готова подчиниться, хотя личность героя может быть мелка. Толпа - масса, способная увлечься любым примером и переступить за героем некую, чаще всего опасную, грань. Тайну взаимодействия героев и толпы М. видит в механизме гипнотизма, который действует в условиях подавления индивидуальности, что вызывает децентрализацию личности, скудость ее впечатлений и интересов, готовность пойти за любым авантюристом. Логическим завершением доктрины М. являются его теория прогресса, обоснованию которой, начиная со статьи «Что такое прогресс?» (1869), посвящено все творчество мыслителя. Прогресс, по М., есть смена форм кооперации с целью преодоления общественного разделения труда, что постепенно приближает к целостности неделимых, к разносторонности личности. В этом процессе человечество, пройдя объективно-антропоцентрическую и эксцентрическую фазы своей истории, может прервать органическое развитие и войти в субъективно-антропоцентрическую фазу, где человек и его этические искания ставятся в центр мира, что совпадает, по М., с социализмом как обществом, в котором торжествует личное начало при посредстве начала общественного.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МИХАЙЛОВСКИЙ" в других словарях:

  • Михайловский — фамилия и топоним: Фамилии Михайловский, Анатолий Борисович (р. 1935)  физик, специалист в области плазменных неустойчивостей, член корреспондент РАН. Михайловский, Аркадий Петрович (р. 1925)  адмирал, Герой Советского Союза [1].… …   Википедия

  • Михайловский Н. К. — Михайловский Н. К. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842 1904) публицист и критик, виднейший теоретик русского народничества, по определению Ленина «один из лучших представителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети… …   Литературная энциклопедия

  • МИХАЙЛОВСКИЙ — (псевдонимы Гроньяр, Посторонний, Профан и др.) Николай Константинович (1842 1904) рус. публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском ин те горных инженеров; с 1868 ведущий сотрудник, а затем соредактор жур. «Отечественные… …   Философская энциклопедия

  • Михайловский — Николай Константинович (1842 1904). Русский социолог, публицист и литературный критик народнического направления. В конце 70 х гг. близок к Народной воле . Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80 х г.г., сначала как… …   1000 биографий

  • Михайловский С. Н. — Михайловский С. Н. МИХАЙЛОВСКИЙ Стоян Николаевич (1856 1927) болгарский поэт сатирик. Сын известного литератора реакционера. М. воспитывался в духе богатеев чербаджи (крупные кулаки, ростовщики, сторонники турецкой власти). Влияние Шатобриана (М …   Литературная энциклопедия

  • Михайловский Н. — Михайловский Н. Михайловский, Никита Викторович советский актёр. Михайловский, Николай Георгиевич (Гарин Михайловский) русский писатель и публицист. Михайловский, Николай Константинович русский публицист и литературный критик. Список статей об… …   Википедия

  • Михайловский Н.К. — Михайловский Н.К. Михайловский Николай Константинович (1842 1904) Русский критик, публицист и социолог. В историческом процессе наибольшее значение придавал роли личности. Афоризмы, цитаты • Есть прекрасные советы, которые, однако, были бы еще… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Михайловский — (Николай Константинович) выдающийся публицист,социолог и критик. Род. 15 ноября 1842 г. в Мещовске, Калужской губ., вбедной дворянской семье. Учился в горном корпусе, где дошел доспециальных классов. Уже в 18 лет выступил на литературное поприще …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • МИХАЙЛОВСКИЙ — Николай Константинович (1842 1904), социолог, публицист, литературный критик, идеолог народничества. В 1870 80 х гг. один из редакторов журнала Отечественные записки , с начала 90 х гг. журнала Русское богатство . Сторонник субъективного метода в …   Современная энциклопедия

  • МИХАЙЛОВСКИЙ Н. Г. — МИХАЙЛОВСКИЙ Н. Г. см. Гарин Н …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»