ЛУКМАН

ЛУКМАН
ЛУКМАН (Luckmann) Томас (р. 1927) - немецкий социолог, ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). Основные сочинения: «Проблема религии в современном обществе» (1963), «Социальное конструирование реальности» (совместно с Бергером, 1966); «Невидимая религия» (1967); «Структуры жизненного мира» (совместный проект с Шюцем, опубликовано после смерти последнего в 1973) и др. В книге «Социальное конструирование реальности» развил идеи Шю-ца (»Структуры жизненного мира») о потенциале феноменологического анализа реальности повседневной жизни. «Социальное конструирований реальности» предлагает феноменологическую версию социологии знания, предмет интереса которой составляют не «идеи» или теории, но то, что считается «знанием» в обществе, в повседневной, дотеоретической жизни. Иначе - она должна понять процессы, в результате которых человеческое знание развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, в результате чего знание становится основополагающей реальностью для рядового человека, т.е. социология знания имеет дело с анализом социального конструирования реальности. Теоретическое знание, традиционный предмет анализа, представляет собой, по Л., лишь часть существующего знания и должно пониматься в контексте общего «запаса знания», существующего в обществе. Феноменологический анализ повседневной жизни - ее субъективного восприятия - позволяет воздержаться от причинных и генетических гипотез, а также от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. При описании повседневной реальности особый интерес представляют до - и квазинаучные интерпретации повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися, но в рамках феноменологических скобок. Мир осознается как состоящий из множества реальностей, высшая из которых - реальность повседневной жизни, представляющая собой интерсубъективный мир, разделяемый с другими людьми. По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, отмеченными характерными способами восприятия. Реальность повседневной жизни воспринимается и понимается в континууме типизации, анонимность которых возрастает по мере их удаления от ситуации «здесь и сейчас». Таким образом, социальная структура - это вся сумма типизации и основанных на них повторяющихся образцов взаимодействия, т.е. реальность повседневной жизни, ее ясность и устойчивость, становится возможной благодаря процессам объективации, важнейший из которых - процесс сигнификации. Общество, по Л., производится в процессе объективирования субъектов, которые затем повторно присваивают или интернализуют его (через сигнификацию), что образует непрерывный диалектический процесс. В дальнейшем Л. продолжил исследования влияния языка на сознание и конструирование социальных структур. Социология знания предполагает разработку проблем социологии языка и социологии религии, которые перестают считаться периферийными специальностями, но, напротив, представляют непосредственный интерес для социологии как таковой. Основная работа Л. в данной области - «Проблема религии в современном обществе», а главное понятие - «трансценди-рование», понимаемое как конструирование символического универсума, основная функция которого заключается в легитимации и интеграции всего социального порядка. Транс-цендирование - необходимая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности, истоки которой коренятся в конституции человека. Исторически меняются формы ее проявления. При упадке церковной религиозности внецерковная (или «неспецифическая»), представляющая собой всеобщую социальную форму религия дает возможность личной самореализации, формируя «невидимую религию».

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЛУКМАН" в других словарях:

  • ЛУКМАН — (Luckmann) Томас (14.10. 1927, Есенице, Югославия) профессор социологии университета в Констанце (ФРГ), ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологической знания социологии. После смерти Шюца реализовал задуманный тем проект… …   Энциклопедия социологии

  • Лукман — Упоминаемый в Коране праведный человек, либо же пророк, которому Аллах дал мудрость. Но, в то же время, согласно мнению большинства исламских улемов, он не является пророком. В честь него названа тридцать первая сура Корана. Она была ниспослана в …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Лукман — Имя пророка. Мужские мусульманские имена. Словарь значений.. ЛУКМАН Заботящийся, присматривающий за кем либо, кормилец. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • ЛУКМАН — в мусульманской и древне аравийской мифологии праведный мудрец. В доисламской Аравии был известен как долго живший древний и мудрый герой. Древнеаравийский цикл сказаний о Л. реконструируется на основе памятников доисламской поэзии и более… …   Энциклопедия мифологии

  • ЛУКМАН — (Luckmann) Томас (р. 1927) проф. социологии ун та в Констанце (Германия), ученик и последователь А. Шюца, ведущий представитель феноменологической социологии знания. После смерти Шюца реализовал задуманный тем проект кн. «Структуры жизненного… …   Философская энциклопедия

  • Лукман — В Википедии есть статьи о других людях с именем Лукман (значения). Лукман (ар. حکیم لقمان мудрец Локман) праведник в исламе, именем которого названа 31 сура Корана. Согласно Корану, Лукман был мудрецом, постигшим бытие единого Бога. Все ученые… …   Википедия

  • Лукман (значения) — Лукман: Лукман  арабское имя. Лукман  исламский пророк. Лукман  сура Корана …   Википедия

  • Лукман, Томас — Томас Лукман Thomas Luckmann Дата рождения: 14 октября 1927(1927 10 14) (85 лет) Место рождения: Югославия Школа/традиция: Феноменология …   Википедия

  • Лукман —          в мусульм. и др. арав. преданиях праведный мудрец. В доислам. Аравии был известен как долго живший древ. и мудрый герой …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ЛУКМАН Томас — (р. 1927) зап. герм. социолог, один из гл. представителей феноменологич. направления в социологии. Наиболее известная его книга по социологии религии «Невидимая религия» (1967). В ней Л. утверждает, что институциональные, церк. формы не… …   Атеистический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»