ЛОСЕВ

ЛОСЕВ
ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - русский философ 20 в. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 20-е активно входит в философскую жизнь послереволюционной России, продолжая традиции русской религиозной философии, но уже с учетом открытий и достижений философии и науки 20 в. Миросозерцание Л. формируется на основе глубокого овладения философским учением Платона, сквозь призму которого он воспринимал и интерпретировал самые различные проявления духовной культуры. Результатом явился выход в конце 20-х цикла философских сочинений Л. (8 книг), центральное место среди которых занимают «Философия имени» и «Диалектика мифа». Итогом публикации стала разносная критика Л., его арест и «трудовое перевоспитание» на Беломорканале. После освобождения в 1933 Л. в течение почти 20 лет занимался исключительно педагогической деятельностью в области классической филологии и не имел возможностей публиковаться. Новый этап в его жизни начался с конца 1950-х. Итогом стала публикация ок. 400 научных работ, выдающееся место среди которых занимает фундаментальная 8-томная «История античной эстетики». В поздних работах Л. предпринимает попытку сблизить свое философское учение с марксизмом, однако органического синтеза в итоге не получилось. Л. фактически перестал «существовать» как оригинальный мыслитель (»Я только подошел к большим философским работам, по отношению к которым все, что я написал, только предисловие».). Правда, публикация в последние годы рукописей Л. позволяет сделать вывод, что философ продолжал развивать свою систему. Соответственно - актуальной становится задача адекватной интерпретации его творчества как целостности, включая и «марксистский» этап. Философский поиск Л. был изначально ориентирован на создание оригинальной системы диалектико-феноменологической философии, имеющей в своей основе новые концепции имени, символа и мифа, генетически связанные с имеславием и доктриной православного энергетизма, понимаемой в духе исихазма. Именно в символически интерпретированном энергетизме Л. видел единственно возможный путь разрешения предельно значимой для религиозного философствования антиномии дуализма и монизма. Для решения поставленных задач Л. разрабатывает собственный метод (которому он останется верен на протяжении всего своего творчества) - метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза феноменологии и диалектики. Результатом применения данного метода является «платоновско-гуссерлианский эйдос» - совершенное единство умственного и чувственного содержания, что есть не что иное, как символ: необходимым продолжением эйдологии оказывается симвология (»символ... есть эйдос, воспроизводимый на ином»). Лосевская трактовка символа открывает широкие пути для конкретных приложений: феноменологическая компонента метода дает возможность зафиксировать живое своеобразие каждого конкретного рода символов; диалектическая компонента обеспечивает эффективный и единообразный их анализ в рамках целостной философской системы. В итоге обнаруживается грандиозный замысел Л. - создание качественного нового типа философии как всеохватного символистского синтеза, в котором вместо традиционного членения (онтология, гносеология и т.д.) философия организуется по видам символов и сферам их применения. В духе имеславия такая система строится Л. на основании тщательного анализа природы «имени» или «слова». Понятое онтологически имя является особым местом встречи смысла человеческой мысли и имманентного смысла предметного бытия, что в законченном выражении делает имя «идеей», улавливающей и очерчивающей «эйдос», существо исследуемого предмета (символа, энергии). Наибольшую глубину и полноту имя обретает, охватывая сокровенный слой бытия и раскрываясь как миф, который есть не вымысел, но последняя полнота реальности, «непосредственно ощущаемая действительность», уже не эйдос, а «само бытие» в его самораскрытии. При этом миф всегда личностей, тогда как символ может быть только лишь статуарен: «тождество символа и мифа... есть личность», точнее, «миф не есть сам личность, но лик ее», т.е. «личность есть миф не потому, что она - личность, но потому, что она осмыслена и оформлена с точки зрения мифического сознания». Результатом является оригинальная трактовка Л. истории. Исторический процесс имеет три слоя, высший из которых - самосознание истории, выражаемое в речи, слове; тем самым история становится ликом личности, т.е. мифом. В итоге «миф не есть историческое событие как таковое, но... всегда есть слово... миф есть в словах данная личностная история». Данная концепция дополняется Л. оригинальной интерпретацией понятия «чудо», что приводит к итоговой формуле лосевской философии: «... миф есть в словах данная чудесная личностная история». Очевидно движение символистского синтеза Л. к православно-персоналистскому синтезу, осуществить который до конца философу не было суждено. Основные сочинения: «Эрос у Платона» (1916); «Античный космос и современная наука» (1927); «Музыка как предмет логики» (1927); «Диалектика художественной формы» (1927); «Диалектика числа у Платона» (1928); «Критика платонизма у Аристотеля» (1929); «Очерки античного имволизма и мифологии» (т. 1, 1930); «Диалектика мифа» (1930); «Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии» (1953); «Античная мифология в ее историческом развитии» (1957); «История античной эстетики» (т. 1-6, 1963-1980; «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития», кн. 1-2, 1992-1994); «Античность как тип культуры» (1988); «Дерзание духа» (1989); «Владимир Соловьев и его время» (1990); «Жизнь. Повести. Рассказы. Письма» (1993) и др.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЛОСЕВ" в других словарях:

  • Лосев А. — Лосев, Алексей Фёдорович Алексей Фёдорович Лосев Дата рождения: 10 (22) сентября 1893(18930922) Место рождения: Новочеркасск, Россия Дата смерти: 23 мая 1988 Место с …   Википедия

  • Лосев А. Ф. — Лосев, Алексей Фёдорович Алексей Фёдорович Лосев Дата рождения: 10 (22) сентября 1893(18930922) Место рождения: Новочеркасск, Россия Дата смерти: 23 мая 1988 Место с …   Википедия

  • ЛОСЕВ —         Алексей Федорович (1893 1988) философ и религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной и средневек. (в т.ч. богословской) лит ры, продолжатель, а в череде мыслителей серебряного века рус. культуры и завершитель отеч. традиций… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛОСЕВ — Алексей Федорович (род. 23 сект. 1893, Новочеркасск – ум. 24 мая 1988, Москва) – рус. философ и филолог. Окончил классическую гимназию и Московский ун т, посещал Религиозно философское общество памяти Вл. Соловьева, где познакомился с крупнейшими …   Философская энциклопедия

  • ЛОСЕВ — Алексей Фёдорович (1893 1988), философ и филолог. Профессор Нижегородского университета (с 1919). В 1922 29 преподавал эстетику в Московской консерватории. В работах 20 х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала 20 в …   Русская история

  • ЛОСЕВ — Алексей Федорович (1893 1988), российский философ и филолог. В русле традиций Платона и неоплатонизма, диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля разрабатывал проблемы символа и мифа ( Философия имени , 1927; Диалектика мифа , 1930),… …   Современная энциклопедия

  • Лосев — ЛОСЕВИЧ ЛОСЬ В старину были рапространены имена от названий лесных животных. Лось одно из таких. Также известен пример изменени фамилии немца Лос (Los) на Лось, чтобы ее можно было этимологизировать на русской почве. (Источник: «Словарь русских… …   Русские фамилии

  • ЛОСЕВ — «ЛОСЕВ», СССР, ЛСДФ (Петербург), 1990, ч/б, 60 мин. Документальный биографический фильм. Последние дни и часы философа Алексея Федоровича Лосева. Как бы повторение всей его жизни: и детство, и юность, и работа на Беломорско Балтийском канале в… …   Энциклопедия кино

  • Лосев — Лосев  русская фамилия. Известные носители: Лосев, Александр Николаевич (1949 2004)  солист ВИА «Цветы». Лосев, Алексей Фёдорович (1893 1988)  русский философ. Лосев, Андрей Семёнович (род. 1963)  российский физик теоретик.… …   Википедия

  • Лосев — Алексей Фёдорович (1893, Новочеркасск – 1988, Москва), российский философ, филолог, историк и теоретик культуры, прозаик. Окончил Новочеркасскую классическую гимназию с золотой медалью, затем поступил на историко филологический ф т Московского ун …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»