ЛИОТАР это:

ЛИОТАР
ЛИОТАР (Lyotard) Жан-Франсуа (р. 1924) - французский философ, создатель концепции «нарратологии», обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. На его творчество заметно повлияло неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, аналитическая традиция и «философия власти» Фуко. Время написания основных его работ (»Экономика похоти», 1974; «Спор», 1983; «Склеп интеллигенции», 1984 и др.) приходится на 70-80-е, наиболее известной является «Состояние постмодерна» (1979). Именно в этой работе Л. выявляет доминирующую роль в европейской культуре тенденций формализации знания. Основной формой «употребления» знания являются «нарративы» - повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические периоды. Л. выделяет «легитимирующие» макронарративы, цель которых - обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов. Наряду с макронарра-циями существуют также и «языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (напр., семьи), и не претендуют на позиции власти. Сам дискурс, по Л., является метанаррацией и создает «социальную мифологию», которая поддерживает функционирование всех механизмов управления. Специфика же нашего времени как «после современного» (»постмодерна») заключается, согласно Л., в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий 20 в. (например, Освенцим). Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Кризис ценностей и идеалов Просвещения, синтезированных в спекулятивной философии Гегеля, означает отход от тотальности всеобщего и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне. «Проект современности», таким образом, ориентирован на автономию морального закона и с необходимостью обращается к метафизике Канта. Право на индивидуальный выбор в своей реализации приводит к практике сосуществования множества различных языков, гетерогенных «языковых игр», полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей (»денотативные», означивающие игры) и стратегий (»прескриптивные», действующие языковые игры). Задачей социальной политики становится не насильственная унификация множественности в единое «коллективное тело» социума и даже не поиск универсального языка для возможности диалога между ними, но сохранение именно этой разнородности, поддержка практики различных «языковых игр». В работах 80-х Л. приступает к конкретному рассмотрению терминологии языка власти, отталкиваясь от структуралистской модели соотношения «синхронии» и «диахронии». С точки зрения практического использования языка в качестве инструмента власти, существуют различные методы обработки языкового материала: начиная с минимальных нарративных единиц - слов, из которых строятся предложения, и заканчивая специальными типами дискурса, подчиненными конкретной цели. Так появляются «режимы» предложений и «жанры» дискурса как методологические процедуры и «правила пользования» языком, посредством которых власть манипулирует им, присваивая себе его содержание различными способами словоупотребления. Несмотря на зависимость таких правил от контекста истории, «проигравшим» всегда неизбежно оказывается референт, потребитель, подчиненный. В сфере коммуникации власть реализуется как технология удержания выгодного для нее «баланса сил»: производимый посредством риторики дискурс власти захватывает позицию «центра» в коммуникативной среде и стремится подчинить себе все остальные дискурсивные практики, не допуская их смешения в распределении полномочий и ускользания из-под контроля в сферу «языковых игр». Современная ситуация представлена Л. как онтологическая экстраполяция «языковой игры», в которой преобладание «проскрипции» приводит к подавляющему доминированию экономического дискурса. Оппозиция по отношению к этой ситуации выражает радикализм Л. в его стремлении довести «разоблачение» практики центрирования власти до утопического предела ее полного исчерпания. В результате, наделяя только один дискурс всеми властными полномочиями и придавая ему статус господствующего, Л. тем самым продолжает традиционную линию метафизики.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ЛИОТАР" в других словарях:

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) французский эстетик постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге Постмодернистская ситуация. Доклад о знании (1979) он выдвинул… …   Энциклопедия социологии

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) фр. философ. С 1959 преподавал философию в ун тах Парижа (Сорбонна, Нантер), с 1972 по 1987 проф. ун та Сен Дени, а также приглашенный проф. в различных ун тах США и Канады, соучредитель (наряду с Ж. Деррида)… …   Философская энциклопедия

  • Лиотар — Лиотар: Лиотар, Жан Франсуа  французский философ постмодернист; Лиотар, Жан Этьен  швейцарский художник; Лиотар, Жан Мишель  швейцарский гравер …   Википедия

  • ЛИОТАР —         (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) франц. эстетик постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге “Постмодернистская ситуация. Доклад о знании” (1979) он выдвинул… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. в 1924) французский философ, теоретик ‘нерепрезентативной эстетики’, создатель концепции ‘нарратологии’, обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. С 1959 преподавал философию в университетах Парижа (Нантер,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Лиотар — (Liotard)         Жан Этьенн (22.12.1702, Женева, 12.6.1789, там же), швейцарский живописец. Жизнь в Турции (1738 43) вдохновила Л. на создание жанрово этнографических рисунков и пастелей («Турчанка с рабыней», Музей искусства и истории, Женева); …   Большая советская энциклопедия

  • Лиотар — Жан Этьен (Liotard, Jean Etienne) 1702, Женева 1789, Женева. Уроженец Женевы, Лиотар всю жизнь провел в путешествиях. Универсально одаренный, он занимался живописью в любых условиях. В Париже (1723 1736), Риме (1736), Константинополе (1738 1742) …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ЛИОТАР Жан-Франсуа — ЛИОТАР (Lyotard) Жан Франсуа (1924 98), французский философ, один из теоретиков постмодернизма. Преподавал в ряде средних учебных заведений в Константине и Алжире, затем в Сорбонне, Нантерре, сотрудничал с группами «Социализм или варварство»… …   Энциклопедический словарь

  • Лиотар Жан Этьен —         (фр. Jean Étienne Liotard, 1702, Женева 1789, там же) швейцарский художник.         Молодой Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 г. Лиотар прибыл в Париж, чтобы усовершенствоваться в искусстве, и… …   Художественная энциклопедия

  • Лиотар, Жан — Лиотар, Жан: Лиотар, Жан Франсуа Лиотар, Жан Этьен …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ЛИОТАР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»