КОЖЕВ

КОЖЕВ
КОЖЕВ (Kozhev) Александр (русская фамилия - Кожевников) (1901-1968) - французский философ-неогегельянец. Родился в Москве, эмигрировал в 1920, образование получил в Берлине. Учился у Ясперса. С 1928 - во Франции. Был связан с движением евразийства (считал Карсавина своим учителем). Лекции по философии Гегеля, прочитанные им с 1933 по 1939, оказали огромное влияние на развитие философии во Франции, в том числе на такие течения как экзистенциализм и структурализм. К. стремится интерпретировать Гегеля с использованием идей марксизма и экзистенциализма, персонифицируя в культуре середины 20 в. возрождение интереса к гегелевской философии, что было вызвано кризисом неокантианских течений, которые вплоть до конца 1920-х оставались доминирующими в университетской философии. Отвергая традиционные интерпретации Гегеля, которые видели в его философии развитую систему спекулятивного идеализма, основанную на понятии Бога, К. указывает, что за понятиями абсолютного духа стоит человек и его конкретная история. В силу этого К. направляет свое исследование не на «Науку логики» и «Энциклопедию философских наук», а на «Феноменологию духа», которая рассматривает не философию природы, а стадии развития человеческой истории. К. утверждает, что «Феноменология духа» представляет собой размышление о значении деятельности Наполеона, который распространил и утвердил в Европе идеалы Французской революции. Эти идеалы пришли на смену идеалам христианства, в результате чего на место Бога был поставлен разум, а человек получил возможность действовать в качестве самостоятельного индивида. Христианство и буржуазное общество, возникшее в результате деятельности Наполеона, являются различными стадиями попытки разрушения фундаментального конфликта, лежащего в основании истории - между господином и рабом. Уделяя пристальное внимание 4 главе «Феноменологии духа», К. рассматривает конфликт между господином и рабом как центральное событие истории, которое определяет ее развитие и устанавливает ее цель. Господин, победивший раба в борьбе, обрел вместе с этим качества человека. Именно и только отрицающие действия человека созидают позитивную историю. - И в этом контексте важнейшим моментом является человеческое отрицание себя (»не будь тем, кто ты есть, будь противоположностью этого»). Сущность человека, утверждает К., заключается в том, что он способен поставить желание победить выше желания выжить. Таким образом, в фигуре господина психологическая, моральная реальность берет верх над реальностью биологической. Раб не является человеком в силу того, что он заботится о выживании больше, чем о победе, в силу этого его биологическая сущность преобладает над моральной. В то же время, господин парадоксальным образом не достиг основной цели - признания своей человеческой сущности, т.к. оно может прийти лишь со стороны раба, который, однако, признает в господине лишь биологическую силу, а не его человеческие качества. Более того, в конечном счете биологическая реальность господина - его тело - берет верх над его человеческой сущностью, т.к. он предоставляет всю деятельность по освоению природы рабу. Последний же, наоборот, развивает свои человеческие качества, ибо развитие личности происходит в результате нега-ции природы. В то время как господин постепенно подвергается деградации, раб, существуя в борьбе с природой на грани жизни и смерти, познает фундаментальное измерение человеческой ситуации: постоянное угрожающее присутствие небытия, смерти. Подобная экзистенциалистская трактовка Гегеля соединяется у К. с идеями Маркса: раб, в конечном счете, должен занять место господина, преодолев как эпоху христианства, так и эпоху буржуазного государства, в которую господин и раб существуют оба как псевдорабы: первый становится богатым неработающим человеком, а второй - бедным работающим человеком. И тот, и другой являются псевдо-рабами в силу их зависимости от Капитала. Однако если для Гегеля разрешение конфликта приходит вместе с Наполеоном, который разрушает социальные институты предшествующей эпохи и приводит историю к завершению (в интерпретации К. Наполеон представляет собой Сознание, а Гегель, размышляющий о нем, - Самосознание), то для К. историю завершает Сталин: «Просто Гегель ошибся на пятьдесят лет. Конец истории - это не Наполеон, это - Сталин, и я должен был возвестить об этом - с той единственной разницей, что я никак не мог бы увидеть Сталина на коне под моими окнами» (вплоть до конца 1930-х К. называл себя «убежденным сталинистом»). Онтологический дуализм К., который жестко противопоставил природную и человеческую реальность, повлиял на философию Сартра. Кроме того, лекции К. оказали влияние на таких мыслителей, как Батай, Лакан, Мерло-Понти. Основная работа: «Эссе по поводу исторической аргументированности философии язычников» (1968-1973).

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "КОЖЕВ" в других словарях:

  • Кожев — Кожев, Александр Александр Владимирович Кожевников Дата рождения: 8 апреля 1902 Место рождения: Москва, Россия Дата смерти …   Википедия

  • КОЖЕВ — (Kojeve) (наст, фамилия Кожевников) Александр (1901 1968) рус. фр. философ, представитель неогегельянства. Сторонник феноменологическо экзистенциалистской философии, проводил линию на сближение гегелевской философии с экзистенциализмом М.… …   Философская энциклопедия

  • Кожев А. — Александр Владимирович Кожевников Дата и место рождения: 8 апреля 1902 (Москва, Россия) Дата и место смерти: 4 июня 1968 …   Википедия

  • КОЖЕВ (Kojeve) Александр — КОЖЕВ (Kojeve) (русская фамилия Кожевников) Александр (1902 68) французский философ, представитель неогегельянства. Родился в Москве. Профессор Сорбонны (с 1933). Способствовал распространению идей Гегеля во Франции и их истолкованию в духе… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кожев Александр — Кожев (Kojeve; русская фамилия Кожевников) Александр (1902, Москва, ‒ май 1968, Париж), французский философ идеалист, представитель неогегельянства. Учился в Германии у К. Ясперса. С 1933 профессор Сорбонны. Лекции К. о гегелевской «Феноменологии …   Большая советская энциклопедия

  • Кожев, Александр — Александр Владимирович Кожевников Дата рождения: 24 мая 1902(1902 05 24) Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 4 июня 1968(1968 06 04) …   Википедия

  • Кожев Александр — Александр Владимирович Кожевников Дата и место рождения: 8 апреля 1902 (Москва, Россия) Дата и место смерти: 4 июня 1968 …   Википедия

  • Кожев Александр — (Kojeve), русская фамилия Кожевников (1902 1968), французский философ, представитель неогегельянства. Родился в Москве. Профессор Сорбонны (с 1933). Способствовал распространению идей Г. В. Ф. Гегеля во Франции и их истолкованию в духе… …   Энциклопедический словарь

  • КОЖЕВ Александр (Александр Владимирович Кожевников; 1901-1968) — французско русский философ неогегельянец. Племянник Кандинского. Родился в Москве, эмигрировал из России в 1920 причиной явилась невозможность получения университетского образования выходцу из эксплуататорских классов . Образование получил в… …   История Философии: Энциклопедия

  • Кожев — (Kojeve; русская фамилия Кожевников)         Александр (1902, Москва, май 1968, Париж), французский философ идеалист, представитель неогегельянства (См. Неогегельянство). Учился в Германии у К. Ясперса. С 1933 профессор Сорбонны. Лекции К. о… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»