КАРЕЕВ это:

КАРЕЕВ
КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (в 1899 был уволен из Петербургского университета за «неблагонадежность» в связи со студенческим движением). Активный член партии кадетов, депутат I Государственной Думы. Член-корреспондент Российской Академии наук (1910), почетный академик АН СССР (1929). В области истории - работы по античной, средневековой, новой и новейшей истории. Основные работы по социологии и теории истории: «Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса» (тт. 1-3, 1883-1890); «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889); «Историко-философские и социологические этюды» (1895); «Старые и новые этюды об экономическом материализме (1896); «Введение в изучение социологии» (1897); «Историка. Теория исторического знания» (1913); «Историология. Теория исторического процесса» (1915); «Общие основы социологии» (1919) и др. К. создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние «первого» позитивизма, Лаврова и Михайловского. Пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины К. рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или «историка») и социологии (социальная статистика и социальная динамика), изучающей морфологию и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания у К. находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (помологическая наука). В согласии с идеями школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса. В центре социокультурной жизни, по К., находятся человеческие индивиды - личности, активно относящиеся к происходящему с ними и вокруг них. Все общественные явления суть проявления духовного взаимодействия между людьми. Поэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическая, так и нравственно-этическая компонента, которые и должны фиксироваться средствами философии и науки. Происходящее в действительности должно быть оценено с точки зрения идеалов высшей правды; в любых исторических и социальных изменениях должен быть схвачен их смысл для человека. Ни одно общественное явление, по мнению К., не может быть понято без выявления отношения к нему со стороны тех или иных субъектов. Важно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себя в них заинтересованно, т.е. необходимо встать на этико-субъек-тивную точку зрения (философия истории есть суд над историей). Соответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. Принципиально нельзя свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. Общество конституируется во взаимодействии «культурных групп» и «социальной организации». Культурные группы формируются в процессах социализации и взаимодействия индивидов. Социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимой в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли. Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "КАРЕЕВ" в других словарях:

  • КАРЕЕВ —         Николай Иванович (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филол. ф т Санкт Петербург, ун та (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, ун тов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением по… …   Энциклопедия культурологии

  • Кареев — Николай Иванович (1856 1931). Русский историк, известный представитель социалистической школы народников (субъективный метод в социологии). Его многолетняя полемика с Плехановым и др. закончилась полным поражением. В русской исторической науке… …   1000 биографий

  • Кареев — Кареев  фамилия Известные носители Кареев, Николай Иванович (1850 1931)  русский историк. Кареев, Сергей Алексеевич (1846 ?)  военный. Кареева Кареева, Анна Васильевна (род. 1977)  советская и российская гандболистка,… …   Википедия

  • Кареев — Н. И. см. Метод эволюционный. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • Кареев — Дворянский род Кареевых называл своим предком татарина Едигея Карея, выехавшего в XIII веке из Золотой Орды в Рязань и крестившегося именем Андрей. Сын его Епифан Андреевич стал первым Кареевым. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий».… …   Русские фамилии

  • КАРЕЕВ — Николай Иванович (1850 1931), историк, член корреспондент Петербургской АН (1910), РАН (1917), АН СССР (1925), почётный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2 й половины 18 в., истории Французской революции конца 18 в.; курс по… …   Русская история

  • КАРЕЕВ — Николай Иванович [24 нояб. (6 дек.) 1850 – 18 февр. 1931 ] – рус. историк либерально народнич. направления, предста витель субъективной школы в социологии. До Октябрьской революции 1917 – активный деятель партии кадетов. Окончил историко… …   Философская энциклопедия

  • Кареев —         Николай Иванович [24.11(6.12).1850, Москва, 18.2.1931, Ленинград], русский историк. В 1879 84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1873… …   Большая советская энциклопедия

  • КАРЕЕВ — Николай Иванович [24.11(6.12). 1850, Москва, 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. ч. АН СССР (1929; ч. к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист. филол. ф т Моск. ун та (1873). Преподавал в моек, гимназиях; проф. Варшавского (1879… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Кареев — I (Николай Иванович) историк, род. в 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко филологическому факультету Моск. унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «КАРЕЕВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»