ИСИХАЗМ

ИСИХАЗМ
ИСИХАЗМ (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания и пр.) Возникло в Византии в среде монахов Афона в 14 в. Культурно-типологические (однако, неортодоксальные) аналоги в католицизме и протестантизме - более поздние и генетически связанные друг с другом - квиетизм, пиетизм, квакерство и др. Теоретические положения И. были обоснованы Григорием Синаитом, Григорием Пала-мой, Николаем Кавасилой. В своем генезисе И. восходит к деятельности Григория Нисского, Евагрия Понтийского, Ма-кария Египетского и др. (4-5 вв.) Традиция И. отчасти основана на текстах Псевдо-Дионисия Ареопагита, фундирующих идею откровения, выводящего «за пределы познания до высочайших вершин Священно-тайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенно нетленные тайны». Необходимым условием откровения в И. являются радикальный отказ как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельности. Лишь очистившись, т.е. отринув все нечистое и даже чистое (»оставив позади себя все небесные звуки и слова») можно прозреть истину. В стремлении к этому особому состоянию монахи предаются особо усердной молитве - «молитве Иисусовой», которая должна быть глубокой, «сердечной» и непрерывной. Для того, чтобы ничто не отвлекало от молитвы, начинающим рекомендовалось «в глубине келий» (т.е. в полумраке) принять особую позу тела: наклонив голову, смотреть туда, где находится сердце, и, успокоив дыхание, отвлечься от впечатлений так, чтоб время «не ощущалось более». В таком состоянии должно было пребывать довольно долго - пока грустное настроение не сменялось неизреченной радостью, а взору не являлся «блистающий «свет», который в И. называют «несотворенным» (божественным). Монахи, достигшие такого состояния, именовались покоющимися - исихастами. В середине 14 в. калабрийский монах Варлаам доносит на афонских монахов императору Андронику III Палеологу и константинопольскому патриарху Иоанну, обвиняя их в «ереси И.». По этому поводу в 1341 в Константинополе был созван Собор, где в качестве обвинителя выступил сам Варлаам, а наиболее ярким защитником - Григорий Па-лама. Предметом разбирательства стала не аскетическая практика, а проблема возможности видеть божественный свет телесными очами и природа этого света. Согласно позиции Варлаама, свет не может быть не тварным, ибо в противном случае он совечен Богу, что приводит к метафизическому дуализму. Возражения Паламы сводились к тому, что следует отличать Существо (usia) Божее от проявления Его дейст-вования (energeia): Существо Божее невидимо, но проявляется в мире в различных действиях, которые могут быть видимыми (Фаворский свет в Священном Писании, например). Символика света становится основополагающей для традиции И.: «свет истины» - это не просто метафора, но слова, выражающие реальный аспект Абсолюта, - Бог есть свет, следовательно он не чужд опыту человека, опытное восприятие этого света само есть свет - «во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35. 10). Собор признал правоту за Григорием Паламой. Варлаам, обвинивший Паламу в двубожии, был осужден (позднее принял католичество). В России к последователям И. могут быть отнесены Нил Сорский, Сергий Радонежский и др. Инспирированные И. дискуссии о природе «божественного света» эксплицитно поставили в православной мистике вопрос о сущности мистического опыта и о природе откровения. В сущности, это был спор между православными мистиками и восточными сторонниками метода Фомы Аквинского - спор между «богословием созерцания», ищущим истину в откровении, и философией умозрения, пытавшейся судить о Боге в терминах логики Аристотеля (см. ТЕОЛОГИЯ). В контексте варлаамо-паламских полемик окончательно сформировалась мистическая традиция православия и было завершено конституирование богословской концепции (антропология, экзегетика, догматика) православия (см. БОГОСЛОВИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ) в целом. см. также МИСТИКА.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ИСИХАЗМ" в других словарях:

  • ИСИХАЗМ —         (от греч. покой, безмолвие, отрешённость), мистич. течение в Византии. Понятие «И.» включает два аспекта. В более общем смысле слова И. этико аскетич. учение о пути человека к единению с богом через «очищение сердца» слезами и через… …   Философская энциклопедия

  • ИСИХАЗМ — (от греческого hesychia покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле этико аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания; включало систему… …   Современная энциклопедия

  • ИСИХАЗМ — (от греч. hesychia покой безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле этико аскетическое учение о пути к единению человека с богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания; включало систему… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Исихазм — (от греч. rovyia покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. Понятие «И.» включает два аспекта. В более общем смысле слова И. этико аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца» слезами и… …   Энциклопедия культурологии

  • Исихазм — (от греческого hesychia покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле этико аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через “очищение сердца” слезами и самососредоточение сознания; включало систему …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Исихазм — Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяю …   Википедия

  • ИСИХАЗМ — (греч.: молчание, безмолвие), мистическое подвижническое течение в православном монашестве, которому следовали великий русский святой Нил Сорский и его ученики. Исихазм подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием, древнее понятие в Восточной …   Русская история

  • Исихазм — (гр. – священный покой) – учение о постижении благодати Божией через молитву и глубокую аскетику (уединение, молчание). Суть исихазма состоит в признании существования несоздаваемого (природой или человеком) божественного света и возможности… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Исихазм — (от греч. hesychía покой, безмолвие, отрешённость)         мистическое течение в Византии. Понятие «И.» включает два аспекта. В более общем смысле слова И. этико аскетическое учение о пути человека к единению с богом через «очищение сердца»… …   Большая советская энциклопедия

  • исихазм — (от греч. hēsychía  покой, безмолвие, отрешённость), мистическое течение в Византии. В широком смысле  этико аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания; включало систему… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»