ДЬЮИ это:

ДЬЮИ
ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1920) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения: «Школа и общество» (1899), «Исследования по логической теории» (1903), «Влияние Дарвина на философию» (1910), «Как мы мыслим» (1910), «Очерки по экспериментальной логике» (1916), «Опыт и природа» (1925), «Либерализм и социальное действие» (1935), «Логика: теория исследования» (1938), «Единство науки как социальная проблема» (1938), «Теория оценки» (1939), «Познание и познанное» (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философского творчества Д. оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Прагматизм, по мнению Д., осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. Философия, по Д., - продукт общественных стрессов и личностных напряжений. Определяя традиционную философию как «натурализм», а собственную ее версию как «инструментализм», Д. стремился, с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, - акцентировать принадлежность своего философского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в целом. Опыт у Д. охватывает как сферу сознания, так и поле бессознательного; опыт включает себя также и привычки людей; он призван продуцировать «указание», «нахождение» и «показывание». По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это - история. «В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас, он включает как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его усвоению». Наделяя разным содержанием понятия «опыт» и «познание», Д. утверждал, что опыт выступает в двух измерениях: одно - это обладание им, другое - познание для более уверенного обладания им. Исследование являет собой, по Д., контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, «объединенное целое». Любое исследование, согласно схеме Д., включает пять этапов: чувство затруднения; его определение и уяснение его границ; представление о возможном решении; экспликацию с помощью рассуждения отношений этого представления; дальнейшие наблюдения, проясняющие доминирующие в окончании этого процесса «уверенность» либо «неуверенность». Философия призвана анализировать эквиваленты опыта, предоставляемые реконструкцией явлений истории, культуры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым изменяя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Вселенной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей. «Благодаря науке, мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям.., - писал Д., - однако одна война и приуготовление к другой напоминают, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию». Пафосом инструментализма Д. выступала его убежденность в том, что разумное противодействие нестабильности мира необходимо предполагает предельную степень ответственности интеллектуальной активности человека, познавательную же деятельность последнего правомерно считать практичной, если она оказывается эффективной в решении жизненных задач. Человек самой задачей выживания как биологического вида обречен трансформироваться в ипостась активного участника природных пертурбаций, научное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории. Истина не может и не должна стремиться к достижению состояния адекватности мышления бытию, к безгрешному отражению реальности, истина призвана обеспечивать эвристичность, апробированность и надежность ведущей идеи. «Функция интеллекта», согласно Д., не в том, чтобы «копировать объекты окружающего мира», а в том, чтобы устанавливать путь «наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами». Ценности же, столь же виртуальные как и «форма облаков», должны перманентно переосмысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская из виду, естественно соотношение целей и средств человеческой деятельности. Идеи, таким образом, приобретают облик «проектов действий», дуалистическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки природы, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высвободившись от проблемных полей метафизики. Совершенно естественно поэтому, что Д. выступал как поборник свободы и достоинства людей, усматривая свободу каждого в первую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Абсолютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализует плодотворные научные дискуссии. Личность, согласно Д., конституирует себя в критических актах общественной активности (например, в процедурах замены отживших политических установлений новыми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контексте осуществления результативных поисковых операций. (»Воспитание и обучение посредством деланья» являло собой квинтэссенцию педагогической концепции Д.). Д. придерживался той точки зрения, что «planned society» (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития доводятся сверху, однозначно менее жизнеспособно и свободно, нежели общество, основанное на постоянной естественной самоорганизации посредством высвобождения своих ресурсов в пространстве рыночных отношений (»continuosly planning society»).

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ДЬЮИ" в других словарях:

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952) амер. философ, основоположник инструменталистской версии прагматизма. Им написано более 30 книг, охватывающих психологию, эпистемологию, этику, логику, эстетику, социальную философию, образование. Учился в унтах Вермонта… …   Философская энциклопедия

  • ДЬЮИ —         (Dewey) Джон (1859 1952) амер. философ, психолог, гл. представитель прагматизма. Окончил Вермонт. ун т (бакалавр искусств) и ун т Джона Гопкинса (доктор философии). Преподаватель и проф. философии (1884 94) в ун тах Мичигана и Миннесоты.… …   Энциклопедия культурологии

  • Дьюи — (англ. Dewey)  фамилия. Известные носители: Дьюи, Джордж  Адмирал ВМС США. Дьюи, Джон (John Dewey; 1859 1952)  американский философ и педагог, представитель прагматизма. Дьюи, Мелвил (Melville Dewey; 1851 1931) … …   Википедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952), американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Предложил реконструкцию философии , чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории… …   Современная энциклопедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (1859 1952) американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904 1931) университетах. Основные сочинения: ‘Школа и общество’ (1899), ‘Исследования …   История Философии: Энциклопедия

  • Дьюи — Дьюи, Джордж …   Морской биографический словарь

  • Дьюи — (Dewey)         Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, 1.6.1952, Нью Йорк), американский философ идеалист, один из ведущих представителей Прагматизма. Окончил Вермонтский университет (1879). Профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского …   Большая советская энциклопедия

  • ДЬЮИ — Дж. Дьюн. Фотография. 1939 г. Дж. Дьюн. Фотография. 1939 г. [англ. Dewey] Джон (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт 1.06.1952, Нью Йорк), амер. философ, один из основателей прагматизма как философской школы и инструментализма как течения в… …   Православная энциклопедия

  • ДЬЮИ — (Dewey), Джон (20.Х.1859 1.VI.1952) амер. философ идеалист, создатель одного из вариантов прагматизма т. н. инструментализма. Был проф. последовательно в Мичиганском, Миннесотском, Чикагском, Колумбийском (Нью Йорк) ун тах. Гносеология Д.… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, 1.6.1952, Нью Йорк), амер. философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун т (1879). Проф. Мичиганского (1884 94), Чикагского (1894 1904) и Колумбийского (1904 30) ун тов. Развил новый… …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ДЬЮИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»