ГОУЛДНЕР

ГОУЛДНЕР
ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (1920-1980) - американский социолог неомарксистской ориентации. Представитель «радикальной социологии», предложил ее крайний вариант - «альтернативную социологию». Основные работы: «Надвигающийся кризис западной социологии» (1970); «Диалектика идеологии и технологии» (1976); «Будущее интеллигенции и становление нового класса» (1979); «Два марксизма» (1980) и др. В 1950-е являлся сторонником структурно-функционального анализа, занимается исследованием бюрократических организаций. Испытал влияние идеологов Франкфуртской школы, которое пытался преодолеть, в том числе опираясь на идеи Миллса. В 60-е выступил с тотальной критикой всей западной социологии, особенно Парсон-са. Исходил из того, что вся официальная социология акцентирует свою манипулятивную функцию и состоит на службе у правящих властей, обслуживая обезличенные бюрократические структуры, стремящиеся к искусственному поддержанию равновесия в обществе, что блокирует любые импульсы к изменению. Между тем общество переживает воздействие достижений «третьей революции». По Г., Новое время определялось влиянием результатов «дуалистической революции» - ростом промышленности (индустриальная революция) и переустройством политической жизни (вызванным Французской революцией). Параллельно развертывалась «третья революция» - коммуникативная, начало которой было положено книгопечатанием. Однако долгое время она находилась в тени политических и индустриальных изменений, как бы была средством их осуществления. Отсюда ее определение как «невидимой революции». В настоящее же время возникновение «mass media» и массовое производство недорогих «продуктов культуры» вызвали качественные сдвиги во всех областях социокультурной жизни, особенно революционизируя политическую систему, подталкивая ее к реализации идеалов «прямой демократии» и породив «индустрию сознания», вызвавшую «символический взрыв». Суть «третьей революции» - изменения в видении. В связи с описанием этого процесса Г. пересматривает содержание введенного Миллсом понятия «аппарат культуры» (организации и учреждения науки и искусства и средства, делающие доступными для групп н общества их продукты). Г. разделяет функции создания и «доставки» публике культурных ценностей и благ. Он считает, что под воздействием «аппарата культуры» остается лишь функция производства, и он сам все больше изолируется от общества, замыкаясь в университетских, академических и т.д., институциализированных кругах, не имея собственных мощных средств коммуникативного воздействия. Творцы культуры (как носители критического разума) все больше мар-гинализируются, становятся политически бессильными. Функция же «доставки» монополизируется «mass media» (индустрией сознания в целом), а соответственно и стоящими за ними «технократами», тесно связанными с политическими кругами и государственным аппаратом. Именно технократы легитимизируют господство последних, с одной стороны, и организуют манипулирование массой, «поставляя ей надежду», с другой. Этим целям служит и подконтрольная официальная социология, однако, согласно Г., это лишь внешние проявления кризиса западной культуры и науки. Глубинное основание - заложенная в них «модель непрямого правления» буржуазии, которая постепенно передала ряд своих функций (прежде всего по производству сознания) исполнителям, бюрократии, ставя себя во все большую зависимость от них. Сама же бюрократия претерпевает параллельную эволюцию от «наказательно-централизован-ной» (основанной на подчинении иерархии, страхе наказания как основе контроля и не имеющей стимулов к собственной автономной активности) к «представительной» (основанной на принципах профессионализма, ответственности перед делом, а не вышестоящим, корпоративном сотрудничестве и т.д. и почувствовавшей свою автономную силу). Она стала воплощением «технического разума», технической рациональности, эффективной, но и опасной. Технократия сумела потеснить правящие элиты, ориентировать социум на настоящее, а не на будущее, положив конец трансцендентальным надеждам (эре героизма и юношеского энтузиазма). Но она же претендует на монополию производства «видения мира», «обещает одновременно и слишком много, и слишком мало», деморализует активность людей «фактологической прозаичностью» (»рисует Бога серым»), т.е. по сути «умерщвляет культуру». Ей может противостоять социогуманитарная интеллигенция как новый класс, обладающий культурным капиталом и культурой критического дискурса. Средством завоевания господствующих позиций для нового класса должна явиться «альтернативная социология» дающая тотальную критику западного общества и занимающаяся поиском путей преодоления его кризиса с помощью «критической рефлексии» (отсюда иное название социологии Г. - «рефлексивная социология»). Позиция социолога в этой связи может быть охарактеризована как антисциентистская, основанная на принципах «участия» в общественной жизни и «вовлеченности» в реализацию собственных проектов.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГОУЛДНЕР" в других словарях:

  • ГОУЛДНЕР — (Gouldner) Алвин (29.07.1920, Нью Йорк 15.12.1980, Сан Луис, Миссури) амер. социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50 е гг. был сторонником структурно функционального направления в социологии, занимался исследованием… …   Энциклопедия социологии

  • ГОУЛДНЕР Алвин Уорд — (GOULDNER, Alvin Ward) (1920, Нью Йорк 1980) Профессор социологии Вашингтонского университета (1959 1967), президент Общества по исследованию социальных проблем (1962), профессор социологии в Амстердаме (1972 1976) и веберовский стипендиат в… …   Социологический словарь

  • Гоулднер, Алвин Уорд — Алвин Уорд Гоулднер англ. Alwin Ward Gouldner Дата рождения: 29 июля 1920(1920 07 29) Место рождения: Нью Йорк Дата смерт …   Википедия

  • ГОУЛДНЕР ОЛВИН — (Gouldner, Alvin) (1920 1980) американский социолог, чей вклад в социологическую теорию получил широкое признание. Находясь под сильным влиянием марксизма, он не был марксистом в полной мере. Его наиболее известную работу Наступающий кризис в… …   Большой толковый социологический словарь

  • ГОУЛДНЕР (GOULDNER) Алвин — (1920 1980) амер. социолог, представитель социологии альтернативной (см.). Г. выступал с критикой существующей капиталистич. системы, предложил концепцию рефлексивной социологии, в к рой основная задача социолога выявление причин кризиса зап. об… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ГОУЛДНЕР (GOULDNER) Алвин — (1920 1980) американский социолог неомарксистской ориентации. Представитель радикальной социологии , предложил ее крайний вариант альтернативную социологию . Основные работы: Надвигающийся кризис западной социологии (1970); Диалектика идеологии и …   Социология: Энциклопедия

  • ГОУЛДНЕР (GOULDNER) Алвин — (1920 1980) американский социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50 е годы XX в. был сторонником структурно функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. В 60 е годы выступил …   Политологический словарь-справочник

  • НОВЫЙ КЛАСС — (new class) понятие, впервые сформулированное югославским диссидентом Милованом Джиласом в 1957 г., согласно которому восточноевропейские общества не достигли цели свержения классового правления и фактически управляются новым господствующим… …   Большой толковый социологический словарь

  • ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ — концепции управления об вом, отражающие процесс бюрократизации всех сфер об ва в период перехода от свободного капитализма к гос. монополистич. Начиная с М. Вебера исследователи бюрократии Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет …   Российская социологическая энциклопедия

  • АВТОНОМИЯ — (греч. autos собственный и nomos закон) понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»