ГОЛОСОВКЕР

ГОЛОСОВКЕР
ГОЛОСОВКЕР Яков Эммануилович (1890-1967) - российский философ, культуролог, филолог. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета. Параллельно занимался философией (работы по Сафо и Г. Рик-керту). В 1913 издал сборник стихотворений «Сад души моей» (под псевдонимом). После окончания университета работал директором гимназии в Москве. Сотрудничал с Наркомпро-сом. В 1919-1920 - в Крыму. В 1922-1923 - в Германии, где слушал лекции филолога Виламовица-Милендорфа. После возвращения читал лекции (2-й МГУ, Высшие литературные курсы, Высший литературно-художественный институт) по античной культуре, занимался переводами (древнегреч. лириков, немецких романтиков, Ф. Ницше для издательства «Academia»), писал работы по философии, теории перевода, истории литературы и художественные произведения. В 1936-1939 - в лагере в Воркуте, затем (1939-1942) - в ссылке в г. Александрове. Все рукописи Г. погибли и были им частично восстановлены после возвращения из ссылки. В конце войны входил в Горацианский кружок (Б. Пастернак, А. Тарковский, И. Сельвинский и др.). В 40-х - 50-х создал «Антологию античной лирики в русских переводах, начиная с 18 в.» (не опубликована). Опубликованные философские работы: статья «Поэтика и эстетика Гельдерлина» (1961), эссе «Достоевский и Кант» (1963), книга «Логика мифа» (1987). Основной философский труд - «Имагинатив-ный абсолют» (рукопись 1928-1936 не сохранилась, восстановлена - последняя редакция - 1961). Высший уровень мышления, согласно Г., - имагинация (лат. imago - образ) - творческое воображение, порождение смыслообразов. Воображая, мы одновременно понимаем. Воображение абсолютно и предопределяет человеческое познание и творчество. Г. стремится к рациональному развенчанию «рацио», избегая крайностей идеализма, мистицизма и т.д. Необходимость рождения имагинативного Абсолюта является в человеке одновременно голосом культуры и природы, ищущих взаимного соединения вне меня при неразрывности внутри меня. Культура и природа - одно начало, осуществляемое через человека его духом, которому необходимо вернуть его место в единстве природы и культуры. Беспредпосылоч-ный характер имагинативного Абсолюта трактуется как его естественность и инстинктивность. В концепции Г. нет места трансценденции, на ее месте - идея космического разума. (В этом отношении Г. развивал традиции русского космизма). Человеку изначально присуще стремление к перманентному воспроизводству и созданию духовных ценностей (инстинкт культуры). Культура аккумулирует предикаты Бога: свободу, созидательность (творение - творчество), бессмертность. Инстинкт культуры - это скрывающийся под разными именами «дух» - то, что пробуждает в человеке человечность. Он требует от человека стремления к постоянному, абсолютному, т.е. бессмертному. Бессмертие природы превращается в бессмертие культуры. Для культурных ценностей не существует закона естественной смерти. Самостоятельной жизнью имагинативной реальности является традиция, задающая бесконечность перспективы человеческому творчеству. Ограничение творчества и познания, блокирование воображения приводит к потере смыслов, абсолютов в культуре, превращая последнюю в механицизм цивилизации, обнажая низшие (вегетативные и сексуальные) инстинкты, выпячивая на первый план логичность рассудка, т.е. приводя к вакууму (пустоте) культуры. Наиболее полно имаги-нативный Абсолют выражается через философию, а наиболее полно воплощается в мифе. Познается он энигмативной (греч. enigma - загадка) логикой и отображается в энигмативном знании (отгадывающем, схватывающем, порождающем, а не объясняющем). С этих позиций логика мифа предстает не как логика дискурсивного мышления, а как «логика алогии», не признающая принципов последовательности, непротиворечивости, различения истины и заблуждения и т.д. (В мифе противоречия не нуждаются в разрешении, выход из дилеммы есть синтез). Это логика чудесного, которое укоренено в культуре не менее, чем действительное. Миф - это структура, выдающая себя за аморфность. Она обнаруживается через имагинативный анализ его фабулы (»история» мифа), образов (»динамика» мифа) и смыслов (»диалектика» мифа). Отсюда авторская концепция «диалектической логики», акцентирующаяся на вскрытии структур «постоянства-в-измен-чивости» (природа) и «изменчивости-в-постоянстве» (культура) и их отношениях между собой. Г. формулирует основные законы - энигмы такой логики: закон осуществленного противоречия, закон сложности простоты, закон «оксюморона» (контраста), закон диалектико-синтетического взаимоотношения, закон транссубъективной реальности смыслообраза, закон единства-в-многообразии, закон метаморфозы, закон амбивалентности. Верховный закон - закон господствующей силы, изменчивости в постоянстве (энигма культуры вообще), вводящий представление об имагинативном Абсолюте. Новые прочтения (интерпретации) в культуре проявляют и дополняют заложенную в ней (прежде всего в мифе) структуру и оказываются метафорами ее предшествующего этапа. В своих анализах мифа и его роли в культуре Г. оказывается созвучным многим идеям Леви-Стросса, Ваш-ляра, Лосева и др. центральных фигур философии 20 в. Г. утверждал, что все его сочинения суть только отдельные моменты мифа его жизни.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ГОЛОСОВКЕР" в других словарях:

  • Голосовкер — Голосовкер, Яков Эммануилович Яков Эммануилович Голосовкер Дата рождения: 4 сентября) 1890 Место рождения …   Википедия

  • ГОЛОСОВКЕР —     ГОЛОСОВКЕР Яков Эммануилович (23 августа (4 сентября) 1890, Киев 20 июля 1967, Москва) филолог, культуролог, философ. Окончил философское и классическое отделение историко филологического факультета Киевского университета. По окончании… …   Философская энциклопедия

  • ГОЛОСОВКЕР — Яков Эммануилович (1890 1967), филолог, философ, переводчик. По окончании Киевского университета жил в Москве. В 1936 39 в концлагере в Воркуте. Отталкиваясь от анализа древнегреческой мифологии, разработал концепцию имагииативного абсолюта и его …   Русская история

  • ГОЛОСОВКЕР Яков Эммануилович — (1890 1967) российский филолог, философ, переводчик. По окончании Киевского университета жил в Москве, в 1936 39 в концлагере в Воркуте. Одна из самых известных работ книга Достоевский и Кант (1964). Отталкиваясь от анализа древнегреческой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Голосовкер, Яков Эммануилович — Яков Эммануилович Голосовкер Дата рождения: 4 сентября 1890(1890 09 04) Место рождения …   Википедия

  • Голосовкер, Самуил Яковлевич — Окончив медицинский факультет Базельского университета в 1914 г., С. Я. Голосовкер (1892 1961) с 1918 г. стал одним из первых организаторов советской венерологии и дерматологии в Казани, где создал венерологический диспансер. В 1920 г. С. Я.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Голосовкер Яков Эммануилович — (1890 1967), российский филолог, философ, переводчик. Отталкиваясь от анализа древнегреческой мифологии, разработал концепцию «имагинативного абсолюта» и его воплощения в символах («смыслообразах») религии, философии, искусства («Логика мифа»,… …   Энциклопедический словарь

  • Голосовкер Я. — …   Википедия

  • Голосовкер Я. Э. — …   Википедия

  • Голосовкер Я. Э. — ГОЛОСÓВКЕР Яков Эммануилович (1890–1967), филолог, философ, переводчик. По окончании Киевского ун та жил в Москве. В 1936–39 в концлагере в Воркуте. Отталкиваясь от анализа др. греч. мифологии, разработал концепцию имагинативного… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»