ВАЛЬДЕНФЕЛЬС это:

ВАЛЬДЕНФЕЛЬС
ВАЛЬДЕНФЕЛЬС (Waldenfels) Бернхард (р. 1934) - немецкий философ-феноменолог. С 1976 - профессор философии Рурского университета г. Бохума. Издает с 1975 вместе с Р. Бубнуром «Философское обозрение» (»Philosophische Rundschau») и серию «Переходы: Тексты и исследования в области действия, языка и жизненного мира» (совместно с Р. Гратхоффом). Первое диссертационное исследование В. посвятил «сократовскому вопросу»; учился у Мерло-Понти в Париже, там же прочел «своего первого Гуссерля». Результат знакомства с феноменологией - докторская диссертация В. на тему «Промежуточная область диалога», в которой он попытался «развить феноменологическую теорию диалога, исходя из Гуссерля, Мерло-Понти, а также Левинаса...». Позже, по словам В., он отошел от теории диалога, которая казалась ему слишком симметричной и центрированной на один единственный Логос. Его дальнейшие исследования стали попыткой развить некую «открытую диалектику» или нового рода рациональность, которая бы выходила за пределы всеохватывающего диалога. Путями к этой диалектике стали такие философские темы и понятия, как: поведение, освобожденное от ограниченности бихевиоризма (»Игровое пространство поведения», 1980) и рассмотренное в контексте таких понятий, как смысл, интенция, правило, контекст, образ и структура, став точкой пересечения феноменологии, философии языка и структурализма; «жизненный мир» (»В сетях жизненного мира», 1985), понятый как многообразие или сеть «жизненных миров», которые, несмотря на их разнообразие, имеют нечто их объединяющее; порядок (»Порядок в сумерках», 1987), мыслимый как изменяемый, открывающий новые возможности и полагающий собственные границы (влияние, в частности, Фуко). Понятие порядка привело В. к такому мотиву его дальнейшей работы, как мотив Чуждого (das Fremde). Этот мотив В. обнаруживает в философии Гуссерля и понимает его, исходя из дифференциации сферы Я, в которой всегда можно обнаружить отношение к самостному и к чуждому самости. Чуждое - это то, что не реализуется в рамках некоего ограниченного порядка, что исключено, как возможность и является в этом смысле внепорядковым. Тогда возникает вопрос, как же относиться к Чуждому? Для ответа на этот вопрос В. разрабатывает теорию ответа, реализующую в какой-то мере идею «открытой диалектики» или нового вида рациональности. «Ответ выступает здесь способом, который позволяет заговорить Чуждому как Чуждому, без включения его в имеющийся порядок и лишения его чуждости» (»Жало Чуждого», 1990). Нового вида рациональность обозначается В. как «респонзитивная рациональность» (responsive Rationalitaet). Это не господство единого разума, а пространство встречи множества рацио-нальностей, каждая из которых является рациональностью ограниченного порядка. В основе этой новой рациональности лежит возможный и действительный ответ (»Регистр ответов», 1994). Ответ всегда раньше вопроса. Ответ - это не наполнение интенции спрашивающего неким содержанием, как это понимал Гуссерль, и не удовлетворение притязания, в понимании Хабермаса. Ответ - это всегда отношение к Другому, реакция на его вызов (термин response первоначально заимствован из бихевиоризма). Респонзитивная рациональность охватывает ограниченный ряд способов и средств ответа, начиная с доязыковых модуляций и заканчивая языковыми модальностями. Телесное отношение играет определяющую роль в этой рациональности. «Ответом являются так же чувства и телесное желание, а не только слово». Такого рода рациональность открывает новый взгляд на Чуждое или Другое, который вечно ускользает от всех попыток привычной рационализации и нормирования. Из респонзитивной рациональности вырастает новая респонзитивная этика, исходным моментом в которой выступает отношение Я-Другой в пространстве ответа. Этика или этические отношения начинаются во мне самом, потому что Я никогда самим собой не исчерпываюсь и вынужден урегулировать отношение к тому Чуждому, с которым с неизбежностью встречаюсь. Такого рода отношение есть прообраз отношений в социальном мире, которые не вписываются в один единственный порядок разума, а должны сосуществовать в пространстве порядков - культурных, политических, экономических пр. - собственного и чужого. В настоящее время В. работает над 4-х тт. проектом, посвященным исследованиям по «феноменологии Чужого». «Топография Чужого» является первым изданным в 1997 томом этого проекта. В. является признанным специалистом в области истории феноменологической философии. Об этом свидетельствуют такие его монографии, как «Феноменология во Франции» (1983), «Введение в феноменологию» (1992), «Немецко-французские мыслительные ходы» (1995).

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ВАЛЬДЕНФЕЛЬС" в других словарях:

  • Вальденфельс, Бернхард — Бернхард Вальденфельс (нем. Bernhard Waldenfels, 17 марта 1934, Эссен)  немецкий философ феноменолог. Содержание 1 Биография 2 Интересы 3 …   Википедия

  • 6-я танковая дивизия (Германия) — 6 я танковая дивизия 6. Panzerdivision …   Википедия

  • Другой — У этого термина существуют и другие значения, см. Другой (значения). Другой центральная [1] категория современной философии. Актуализация данного понятия связана с такими событиями, как антропологический и лингвистический поворот[2]. Другой это… …   Википедия

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для… …   История Философии: Энциклопедия

  • Сурова, Екатерина Эдуардовна — Екатерина Эдуардовна Суркова Дата рождения: 25 февраля 1969(1969 02 25) (43 года) Место рождения: Ленинград, СССР Страна …   Википедия

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЖИЗНЕННЫЙ МИР — (нем. Lebenswelt) одно из основных понятий феноменологии позднего Э. Гуссерля, введенное им в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Ж.м. коррелят опыта и деятельности человека в повседневной жизни. Ж.м. следует… …   Философская энциклопедия

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — (от греч. phainomenon являющееся) одно из главных направлений в философии 20 в. Основатель этого направления Э. Гуссерль, непосредственные предшественники Ф. Брентано и К. Штумпф. Исходный пункт Ф. кн. Гуссерля «Логические исследования» (т. 1 2,… …   Философская энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ —         (от лат. conceptio понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для… …   Философская энциклопедия

  • Повседневность — Повседневность  область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Феномен повседневности изучается рядом гуманитарных наук: социологией, антропологией,… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ВАЛЬДЕНФЕЛЬС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»