БАКУНИН

БАКУНИН
БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Вошел в кружок Станкевича. Увлекся философией Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить «тайну» этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению В., движется «всеобщей сущностью». Мысль должна перейти из теории в «действительность». В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом, что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером - эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика» (1838), «О философии» (1840), «Реакция в Германии» (1842), «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873), «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена), «Бог и государство» (не закончена), «Исповедь» (написана в заключении) и др. Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом «материализм экономический», игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель прогресса и его критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной «новой религии» (религии жизни и деятельности, иначе - «дела»), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, - до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. «Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет». Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид «коллективного сумасшествия», а церковь - как разновидность «небесного кабака». Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., «закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями». Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно «снизу вверх» свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей «права на землю» и «социалистическим инстинктом». Полагал, что русскому народу присущи «наивное чувство братства» и «любовь к огню». Пожар из России призван, по В., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "БАКУНИН" в других словарях:

  • БАКУНИН —         Михаил Александрович [18(30).5.1814, Но воторжский у. Тверской губ., 19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария], рус. революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Во 2 й пол. 30 х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В.… …   Философская энциклопедия

  • Бакунин — Бакунин, Александр Михайлович Александр Михайлович Бакунин Дата рождения: 17 (29) октября 1768 года …   Википедия

  • Бакунин — М. А. (1814 1876) знаменитый русский революционер, один из основоположников и теоретиков анархизма. Своей революционной деятельностью, протекавшей не только в России, но и в главнейших странах Европы, получил мировую известность. В 1840 г. уехал… …   1000 биографий

  • Бакунин — Бакуня то же, что бакуля: говорун, краснобай. Может быть и другое происхождение: Бакуня уменьшительная форма имени Абакум (Аввакум). (Ф). В Ономастиконе Веселовского:Бакуня, Бакунины: Бакуня Голощапов, крестьянин, 1579 г., Шуя; Иван и Михаил… …   Русские фамилии

  • БАКУНИН — Михаил Александрович (1814 76), революционер, теоретик анархизма, один из идеологов народничества. В 1830 х гг. член кружка Н.В. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848 49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими… …   Современная энциклопедия

  • БАКУНИН — Михаил Александрович (1814 76), революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. и Н. А. Бакуниных. В 30 х гг. член кружка Н. В. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848 49 (Париж, Прага); в мае 1849 один из… …   Русская история

  • Бакунин — (Михаил Александрович) род. в 1824 г. в Тверской губ., умер13 июля 1876 в Швейцарии; воспитанник артиллерийского училища, онвыпущен не кончив курса в прапорщики; в 1840 г. Б. оставил отечество ипопал сначала в Швейцарии, а потом во Франции в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Бакунин —         Михаил Александрович [18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в… …   Большая советская энциклопедия

  • БАКУНИН — Михаил Александрович (18(30).V.1814 19.VI(1.VII).1876) рус. революционер; один из идеологов анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. В 1828 33 учился в Артиллерийском училище в Петербурге;… …   Советская историческая энциклопедия

  • Бакунин, Михаил Александрович — род. в 1814 г., ум. 19 го июня (2 го июля) 1876 г. Сын губернского предводителя дворянства Тверской губернии, Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой, М. А. Бакунин принадлежал к старинному дворянскому… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»