ШЮЦ это:

ШЮЦ
ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899 -1959) - австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939- в эмиграции в США, с 1953- профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Основное сочинение: «Феноменология социального мира» (1932). Философскую основу феноменологической социологии Ш. составляют идеи Гуссерля, неразрешенное противоречие между объективным миром и познающим его субъектом, вооруженным научными понятиями, «овеществившими естественный мир». Для решения этого противоречия Ш. предложил осуществить две редукции. Первая - это феноменологическая редукция: отказаться от исследования мира путем «естественной установки» и исследовать «жизненный мир» на основе «интенциональности». Все эмпирические науки имеют своим предметам мир как пред-данное, но сами они так же, как и их инструментарий, являются элементами этого мира. Значит, науке, если она действительно желает быть строгой наукой, необходимо выяснение ее генезиса и обусловленности миром пред-данного, из которого оно рождается и в котором живет. Этот мир, предшествующий научной рефлексии, «жизненный мир», Ш. определяет как нашу непосредственную «интуитивную среду», где «мы, как человеческие существа среди себе подобных, переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам, воздействуем на них и сами находимся под их воздействием». Социология должна изучать этот мир, начиная «с самого начала». Но это еще не дает ответа на вопрос: как возможно общество? Для этого Ш. предлагает осуществить вторую редукцию - трансцендентальную, отказаться от анализа самого субъекта и анализировать его «чистое сознание». Феноменологу, по Ш., нет дела до самих объектов. Его интересуют их значения, конструированные деятельностью нашего разума. Не реальные социальные объекты становятся предметом его анализа, но редуцированные объекты, как они являются в потоке сознания индивида, организуя его социальное поведение. Если с точки зрения естественной установки мир объективен, то, с точки зрения Ш., это конструированный «интерсубъективный мир». Парадигма «интерсубъективного мира» играет решающую роль в феноменологической социологии Ш. Она есть стержень его теории, позволяющий раскрыть социальную сущность сознания и взаимную связь людей как существ жизненного мира. Основная форма интерсубъективности описывается Ш. при помощи конструкта о «взаимности перспектив», предполагающего наличие двух идеализаций. Первая из них - «взаимозаменяемость точек зрения». Поменявшись социальными местами, субъекты, тем не менее, окажутся обладателями идентичных способов переживания мира. Второй идеализацией является правило «совпадения систем релеваитностей». По III., Я и любой другой человек принимает па веру тот факт, что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых систем критериев значимости «несущественно с точки зрения наличных целей». Мы оба считаем, по утверждению Ш., что «Я и он, т.е. Мы», интерпретируем актуально или потенциально общие нам объекты, факты, события достаточно одинаковым образом». Следующим важным компонентом интерсубъективности является alter ego - «другое Я». По Ш., тезис «другое Я» описывает некоторые аспекты восприятий индивидом «другого» в его «живом настоящем». Одновременность нашего восприятия друг друга в «живом настоящем» означает, что Я в некотором смысле знаю о другом в данный момент больше, чем он знает о себе самом. Как во всей феноменологической философии, так и в феноменологической социологии Ш. одним из центральным конструктов является «интенциальность». Интенциальность выступает сущностной характеристикой направленности целевого, мотивированного действия, а также сознания, выражая тот фундаментальный факт, что последнее всегда является сознанием чего-то, что объект сознания есть «подразумеваемый», всегда «значимый» для сознания. Для обозначения взаимодополнительных аспектов интенци-альности в феноменологической социологии используются термины «ноэзис» и «ноэма»; особенный модус интенциального сознания (»я мыслю», «я воспринимаю») именуется «ноэзис», а его объективный коррелят (»то, что я мыслю или воспринимаю») - «ноэма». Интенциальность обеспечивает описание модусов мышления, восприятия, припоминания и т.п. путем исследования того, что переживается в каждом из данных модусов. Эти термины имеют в теории Ш. методологическое значение, ибо они служат описанию объектов сознания (ноэма) и описанию процесса их конструирования (ноэзис). Очертив важнейшие парадигмы и конструкты своей социологии, Ш. обосновал, как должна формироваться социологическая теория. Он рекомендует следующее: социолог должен начинать с уровня значения; понятия и конструкты социолога становятся тогда конструктами «второго порядка», ибо они являются конструктами действительных обыденных конструктов первого порядка, используемых индивидами в их повседневной жизни. Они являются объективными (верифицированными) идеально-типическими конструктами, основанными на обыденных конструктах первого уровня, т.е. конструктами иного порядка. Опираясь на свою теорию, Ш. исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970-1980, широко распространялись среди профессиональных социологов.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ШЮЦ" в других словарях:

  • Шюц — Шюц, Альфред Альфред Шюц Alfred Schütz Дата рождения …   Википедия

  • ШЮЦ —         (Schutz) Альфред (1899, Вена, 1959, Нью Йорк), австр. философ и социологидеалист, последователь Гуссерля, основатель феноменологической социологии, С 1939 в США. В философии Ш. разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной… …   Философская энциклопедия

  • ШЮЦ — (Schutz) Альфред (1Э.04. 1899, Вена 20.05.1959, Нью Йорк) австр. философ и социолог, последователь Гуссерля, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии; изучая юриспруденцию в Вене, служил юрисконсультом в… …   Энциклопедия социологии

  • ШЮЦ —         (Schutz) Альфред (1899 1959) австр. философ и социолог, последователь Гуссерля, основатель социальной феноменологии. В 1939 в связи с “аншлюсом” Австрии эмигрировал в США, с 1952 проф. социологии и социальной психологии Нью Йорк. Новой… …   Энциклопедия культурологии

  • Шюц —         Шютц (Schütz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (14.10.1585, Кёстриц, Тюрингия, 6.11.1672, Дрезден), немецкий композитор, капельмейстер и педагог. Пел в Кассельской придворной капелле (с 1599). В 1609 12 изучал композицию под… …   Большая советская энциклопедия

  • ШЮЦ Альфред — ШЮЦ (Schuetz) Альфред (1899 1959), австро американский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. Первую половину жизни провел в Вене. После аншлюса (см. АНШЛЮС) Австрии в 1938 эмигрировал в США, где занял пост профессора… …   Энциклопедический словарь

  • Шюц Генрих — Шюц, Шютц (Schütz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (14.10.1585, Кёстриц, Тюрингия, ‒ 6.11.1672, Дрезден), немецкий композитор, капельмейстер и педагог. Пел в Кассельской придворной капелле (с 1599). В 1609‒12 изучал композицию под… …   Большая советская энциклопедия

  • Шюц, Альфред — (Schuetz) (1899 1959) австро американский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. Первую половину жизни провел в Вене. После аншлюса Австрии в 1938 эмигрировал в США, где занял пост профессора социологии и социальной… …   Политология. Словарь.

  • ШЮЦ Хельга — ШЮЦ (Schütz) Хельга (р. 1937), немецкая писательница (ГДР). Сб. повестей и рассказов «Предыстории, или Дивный край Пробштайн» (1971, п. 1981), «Землетрясение под Зангехаузеном» (1972), «Праздничная иллюминация» (1974), «Йетта в Дрездене» (1977).… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Шюц, Альфред — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щюц. Альфред Шюц Alfred Schütz Дата рождения: 19 апреля 1889(1889 04 19) Место рождения: Вена, Австро Венгрия …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ШЮЦ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»