ФЛОРОВСКИЙ это:

ФЛОРОВСКИЙ
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893-1979) - русский богослов, философ, историк культуры. Окончил историко-филологический факультет Одесского университета. Богословского образования не имел. В 1920 - эмигрировал. С 1926 - профессор патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. В 1932 принял священство. В 1948-1955 - профессор, затем декан Свято-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке. Преподавал в Гарвардском (профессор истории восточной церкви, 1956-1964) и Принстонском (отделение богословия и славяноведения, 1964-1979) университетах (США). Вице-президент Национального совета церквей США (1954-1957). Основные сочинения: «Восточные Отцы 1У века» (1931), «Византийские Отцы У-УШ веков» (1933), «Пути русского богословия» (1937) и др. Ф. был уверен, что современная эпоха томится по «новому христианскому синтезу», и свое творчество подчинил выработке основ этого синтеза, называя систему своих взглядов «неопатристическим синтезом» (основное движение философского мышления Ф. осуществлялось в контексте идеи «Вперед - к Отцам!»). Выступал против некоторых идей русской религиозной философии, противник софиологии (В. Соловьева, Булгакова, Флоренского) как выражения, по его оценке, немецкого идеализма и гностицизма; критиковал теорию всеединства и считал, что Бог творит мир как иную, отличную от себя реальность. Бог создал человека, по Ф., свободной деятельностной личностью, история - единство творческих актов свободной личности; человеческое познание бесконечно в своем прогрессе. Смерть и воскресение Христа превращают смерть человека из «космической катастрофы» в «сон» до времени, когда душа и тело соединяться при воскрешении из мертвых (»Смерть на кресте», 1930). Христианское мировоззрение (в отличие от греческого, философско-рационального) исторично: время - не циклично, представляет собою не круговорот, а линию, имеющую начало, конец и цель. Будучи деятелем экуменического движения. Ф. выступал за «фактическую совместную работу... в стремлении к христианской истине», но считал, что католицизм подменяет незримое присутствие (и руководство) Христа в Церкви идеей его наместника (папы), который по сути подменяет Христа в земной церкви и истории (»Проблема христианского объединения», 1933). В своем фундаментальном труде «Пути русского богословия», охватывающем период с 14 в. по 1917 Ф. дал конкретный анализ процесса производства философского знания в России, выделил его особенности, проследил историю взаимосвязи западной и русской философской культуры. Ф. отмечал, что для России характерна рано сложившаяся ориентация на осмысление собственной истории и роли России в мировой культуре. Эта ориентация чаще всего облекалась в форму теологических исканий. Важную роль в становлении русской философии сыграла русская художественная литература. Ф. был уверен, что нельзя пренебрегать западной мыслью (системами схоластов, опытом католических мистиков и теологов, которые обусловили с 17 в. своеобычное «западное пленение» отечественной религиозной мысли), но на русской почве ее надо усваивать в опоре на стиль и методы представителей восточной патристики. Согласно Ф., непреходящей парадигмой православного богословствования выступает «христианский эллинизм» эпохи Вселенских соборов и греческой патристики (4-8 вв.). «Пути русского богословия» не лишены некоторого субъективизма автора, что вызвано его церковным консерватизмом и панрелигиозностью в философских темах. Так, Ф. полагал в качестве формы истинно церковной соборности евхаристию, на основе которой церковь способна выступать как преображенное человечество. Н.О. Лосский считал, что из всех русских богословов о. Георгий является наиболее верным православному учению. Ф. стремится точно придерживаться святого писания и патриотической традиции. Следует добавить, что консервативный подход к богословию у Ф. никогда не сочетался со слепым поклонением прошлому и был чужд нетерпимости и формализму. Выступая крупнейшим авторитетом в сферах исследования славистики и византинистики, стремясь преодолеть отчужденность греческой и славянской ветвей православия, Ф., безусловно, адекватно трактовался на Западе как высокоинтеллектуальный «голос православия» 20 ст.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ФЛОРОВСКИЙ" в других словарях:

  • ФЛОРОВСКИЙ —     ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич [28 августа (9 сентября) 1893, Елизаветград 11 августа 1979, Принстон, США] русский православный богослов, философ, историк культуры. Родился в семье, давшей ряд священнослужителей и профессоров. Долго колебался …   Философская энциклопедия

  • ФЛОРОВСКИЙ —         Георгий Васильевич (1893 1979) религ. деятель, философ, богослов, историк культуры. В 1911 окончил с золотой медалью гимназию и поступил на историко филол. ф т Новоросс. ун та. В 1916 окончил его и был оставлен для подготовки к… …   Энциклопедия культурологии

  • ФЛОРОВСКИЙ — Георгий Васильевич (1893 1979), православный богослов и историк. В начале 20 х гг. эмигрировал из России. Труды по патристическому и византийскому богословию 4 8 вв., по истории русского религиозного сознания ( Пути русского богословия , 1937) …   Современная энциклопедия

  • Флоровский — Флоровский  русская семинаристская фамилия. Известные носители Флоровский, Антоний Васильевич  историк, славист Флоровский, Василий Антонович  митрофорный протоиерей, отец Антония и Георгия Флоровских Флоровский, Георгий… …   Википедия

  • Флоровский — ФЛЕРОВ ФЛОРИН ФЛОРОВ ФЛОРОВСКИЙ ФРОЛОВ ФРОЛОВСКИЙ ФРОЛКИН ФРОЛКОВ ФРОЛОЧКИН ФЛЕРКО ФРОЛОВСКИХ ФРОЛОВСКИХ Флор имя. От латинского флос (род. падеж флорис) цветок. Флер просторечный вариант этого имени. Поговорка о неудачливом муже: Флор плачет, а… …   Русские фамилии

  • ФЛОРОВСКИЙ — Георгий Васильевич (28.08.1893 11.08.1979), философ, ученый и православный мыслитель. Родился в Одессе в семье священнослужителя. В январе 1920 эмигрировал вместе с родителями в Болгарию, где участвовал в создании Русского религиозно философского …   Русская история

  • ФЛОРОВСКИЙ — Антоний Васильевич (дек. 1884 27.III.1968) рус. историк. Сын священника. Окончил Новороссийский (Одесский) ун т. Ученик проф. Е. Н. Щепкина, специализировался по истории России 18 в. С 1920 х гг. работал в Карловом ун те в Праге, изучал русско… …   Советская историческая энциклопедия

  • ФЛОРОВСКИЙ Антоний Васильевич — (1884 1968) российский историк, славист. С нач. 1920 х гг. в эмиграции. Профессор Карлова университета в Праге. Труды по истории Уложенной комиссии 1767, пореформенного крестьянства в России, русско чешских и русско австрийских отношений.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич — (1893 1979) русский православный богослов и историк. С нач. 20 х гг. в эмиграции. Труды по патристическому и византийскому богословию 4 8 вв., по истории русского религиозного сознания ( Пути русского богословия , 1937) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Флоровский, Георгий Васильевич — ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893 1979), православный богослов и историк. В начале 20 х гг. эмигрировал из России. Труды по патристическому и византийскому богословию 4 8 вв., по истории русского религиозного сознания (“Пути русского… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ФЛОРОВСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»