САМАРИН это:

САМАРИН
САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) - русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из «старших» славянофилов. Основные сочинения: «Письма из Риги» (1845); «О мнениях «Современника» исторических и литературных» (1847); «Письма о материализме» (1861); «Предисловие к сочинениям Хомякова «(1867); «Разбор работы Кавелина. Задачи психологии» (1872); «По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии» (1876) и др. Как философ С. начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что «вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может» и что «религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие». Под влиянием Хомякова С. отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в. выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию. С. четко различает два понятия личности - как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в «высшем акте личной свободы и сознания - самоотречении» изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, «основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия». Религиозное начало - единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога - «личное откровение», - которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа. Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности - моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания «невещественной среды»: реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана «...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой цельности» - здесь С. полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова. С. постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания: «Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума - ... всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней». Материализм, по мнению С,- источник «бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма» - затмевает правду христианства. Политическая эмансипация, которой требует материализм, - суеверие, ибо «если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...». Работы С. дали для русской философии «прочное основание для борьбы с материализмом...» (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с «отвлеченной цивилизацией» как средством разложения народности. С. выдвинул теорию трех периодов истории русского народа: «исключительная национальность» - «подражательность» - «разумная народность». Основную причину «подражания» С. видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "САМАРИН" в других словарях:

  • САМАРИН — Юрий Федорович (род. 1819 – ум. 1876) – рус. философ, историк, общественный деятель; называл себя «неисправимым славянофилом». Увлекшись философией Гегеля, стремился примирить ее с учением православной церкви. Воспринял и развил богословские… …   Философская энциклопедия

  • Самарин — САМАРСКИЙ САМАРЦЕВ САМОРОКОВСКИЙ Самарин. 1) от города Самара или реки того же названия; 2) от названия длиннополой крестьянскойодежды самара, или самарка; отсюда прозвище человека, ее носящего. (Ф) А вот Самарцев, Самарский именно от Самары.… …   Русские фамилии

  • САМАРИН — Иван Васильевич (1817 85), актер, педагог, драматург. С 1837 в Малом театре; зачислен в труппу на амплуа первого любовника , игре свойственны благородное изящество, патетичность. Позднее перешел от героико романтических к характерным возрастным… …   Современная энциклопедия

  • Самарин — (Иван Васильевич, 1817 1885) знаменитый артист московскогодраматического театра; сын крепостного, учился в моек. театральномучилище, где на него обратил внимание преподаватель драматическогоискусства, знаменитый актер М. С. Щепкин. В 1832 г. С.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Самарин — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Д …   Википедия

  • Самарин — I Самарин         Александр Михайлович [1(14).8.1902, с. Саконы, ныне Ардатовского района Горьковской области, 20.5.1970, Москва], советский металлург, академик АН СССР (1966; член корреспондент 1946). Член КПСС с 1925. В 1925 29 член… …   Большая советская энциклопедия

  • САМАРИН — 1. САМАРИН Александр Михайлович (1902 70), металлург, академик АН СССР (1966). Осн. труды по электрометаллургии стали и ферросплавов, теории металлургических процессов, вакуумной металлургии. 2. САМАРИН Иван Васильевич (1817 1885), актёр, педагог …   Русская история

  • САМАРИН — (Юрий Федорович (1819 1876) рус. общественный деятель, славянофил, писатель, историк) Парк преданьями состарен. Здесь стоял Наполеон И славянофил Самарин Послужил и погребен. (о бывшем имении Ю. Ф. Самарина в пос. Переделкино) П941 (II,45) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • САМАРИН — Юрий Федорович (21.IV.1819 19.III.1876) рус. обществ. деятель, историк и публицист. Из дворян. Окончил Моск. ун т (1838). Защитил магистерскую диссертацию Стефан Яворский и Феофан Прокопович (1844). В 30 х нач. 40 х гг. принадлежал к рус.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Самарин, Юрий Петрович — Файл:Самарин Юрий Петрович.jpg учёный–математик, механик Дата рождения: 18 декабря 1936(1936 12 18) …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «САМАРИН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»