ШЮТЦ Генрих

ШЮТЦ Генрих
( 14 X 1585, Кёстриц, Тюрингия - 6 XI 1672, Дрезден)

Отрада чужеземцев, светоч Германии, капеллы, избранных Учитель.

Надпись на могиле Г. Шютца в Дрездене

Г. Шютц занимает в немецкой музыке почетное место патриарха, "отца новой немецкой музыки" (выражение его современника). С него начинается галерея великих композиторов, которые принесли мировую славу Германии, а также намечается прямой путь к И. С. Баху.

Шютц жил в эпоху, редкую по насыщенности событиями европейского и мирового масштаба, период перелома, начало нового отсчета в истории и культуре. Его долгая жизнь вместила такие вехи, говорящие о разрыве времен, концах и началах, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, начало деятельности И. Ньютона и Г. В. Лейбница, создание "Гамлета" и "Дон-Кихота". Позиция Шютца в это время перемен - не в изобретении нового, а в синтезе богатейших пластов культуры, восходящей еще к средневековью, с новейшими достижениями, которые шли тогда из Италии. Он прокладывал для отсталой музыкальной Германии новый путь развития.

Немецкие музыканты видели в Шютце Учителя, даже не будучи его учениками в прямом смысле слова. Хотя и собственно учеников, которые продолжали начатое им дело в разных культурных очагах страны, он оставил немало. Шютц многое сделал для развития музыкальной жизни Германии, консультируя, организовывая и преобразовывая самые различные капеллы (в приглашениях недостатка не было). И это помимо его длительной работы капельмейстером в одном из первых музыкальных дворов Европы - в Дрездене и нескольких лет - в престижном Копенгагене.

Учитель всех немцев, он и в зрелые годы продолжал учиться у других. Так, он дважды ездил совершенствоваться в Венецию: еще в молодости обучался у прославленного Дж. Габриели и уже признанным мастером осваивал открытия К. Монтеверди. Деятельный музыкант-практик, деловой организатор и ученый, оставивший после себя ценные теоретические труды, записанные любимым учеником К. Бернхардом, Шютц являл собой идеал, к которому стремились современные ему немецкие композиторы. Он отличался глубокими познаниями в самых различных областях, в широком кругу его собеседники были выдающиеся немецкие поэты М. Опиц, П. Флеминг, И. Рист, а также известные юристы, теологи, естествоиспытатели. Любопытно, что окончательный выбор профессии музыканта был сделан Шютцем лишь к тридцати годам, в чем, впрочем, сказалась и воля родителей, мечтавших видеть его юристом. Шютц даже посещал лекции по юриспруденции в университетах Марбурга и Лейпцига.

Творческое наследие композитора очень велико. Сохранилось около 500 композиций, и это, как предполагают специалисты, только две трети им написанного. Шютц сочинял вопреки многим невзгодам и потерям до глубокой старости. В возрасте 86 лет, находясь на пороге смерти и даже позаботившись о музыке, которая будет звучать на его погребении, он создал одно из лучших своих сочинений - "Немецкий магнификат". Хотя известна только вокальная музыка Шютца, его наследие удивляет разнообразием. Он автор изысканных итальянских мадригалов и аскетических евангелических историй, страстных драматических монологов и пышных величественных многохорных псалмов. Ему принадлежат первые немецкие опера, балет (с пением) и оратория. Главное направление его творчества, однако, связано с духовной музыкой на тексты Библии (концерты, мотеты, песнопения и др.), что соответствовало особенностям немецкой культуры того драматического для Германии времени и потребностям самых широких слоев народа. Ведь значительная часть творческого пути Шютца протекала в период фантастической по своей жестокости и разрушительной силе Тридцатилетней войны. По давней протестантской традиции он выступал в своих произведениях в первую очередь не как музыкант, а как наставник, проповедник, стремящийся пробудить и укрепить в слушателях высокие этические идеалы, противопоставить ужасам действительности стойкость и человечность.

Объективно-эпический тон многих сочинений Шютца порой может показаться чересчур аскетичным, суховатым, однако лучшие страницы его творчества и сейчас трогают чистотой и экспрессией, величием и человечностью. В этом они перекликаются с полотнами Рембрандта - художника, по мнению многих, знакомого с Шютцем и даже сделавшим его прототипом своего "Портрета музыканта".


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ШЮТЦ Генрих" в других словарях:

  • Шютц Генрих — (Schütz) (1588 1672), немецкий композитор, капельмейстер, органист, педагог. Основоположник национальной композиторской школы, создатель кантатно ораториального жанра в Германии. Первая немецкая опера «Дафна» (1627, не сохранилась), духовная… …   Энциклопедический словарь

  • Шютц, Генрих — Генрих Шютц. ШЮТЦ (Schutz) Генрих (1585 1672), немецкий композитор, органист, капельмейстер. Основатель немецкой композиторской школы. Первая немецкая опера “Дафна” (1627, не сохранилась), духовная музыка, в том числе “Страсти”, псалмы, мотеты.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шютц, Генрих — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щюц. Генрих Шютц Heinrich Schütz …   Википедия

  • Шютц Генрих — (Schutz) германский композитор (1585 1672); был капельмейстером в дрезденской капелле. Поклонник итальянской музыки в лучших ее образцах, Ш. много содействовал распространению ее в Германии, выписывая в свою капеллу итальянских музыкантов и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шютц — (Щюц) (нем. Schütz) немецкая фамилия. Известные носители: Шюц, Альфред (1899 1959) австрийский социолог и философ. Шютц, Генрих (1585 1672)  немецкий композитор и органист. Шютц, Карл Хайнц (р. 1975) австрийский флейтист. Шюц, Феликс (р …   Википедия

  • Шютц — ( Генрих Schutz ) германский композитор (1585 1672); былкапельмейстером в дрезденской капелле. Поклонник итальянской музыки влучших ее образцах, Ш. много содействовал распространению ее в Германии,выписывая в свою капеллу итальянских музыкантов и …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ШЮТЦ (Schutz) Генрих — (1585 1672) немецкий композитор, капельмейстер, органист, педагог. Основоположник национальной композиторской школы, крупнейший из предшественников И. С. Баха. Опера Дафна (1627), опера балет Орфей и Эвридика (1638); мадригалы, духовные кантатно… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шютц, Шюц (Schütz) Генрих — (1585—1672), немецкий композитор, капельмейстер, органист, педагог. Ученик Дж. Габриели, Г. Отто. Основоположник национальной композиторской школы, создатель кантатно ораториального жанра в Германии. Опера «Дафна» (1627), опера балет «Орфей… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШЮТЦ — (Schutz) Генрих (1585 1672), немецкий композитор, органист, капельмейстер. Основатель немецкой композиторской школы. Первая немецкая опера Дафна (1627, не сохранилась), духовная музыка, в том числе Страсти , псалмы, мотеты …   Современная энциклопедия

  • Шютц Г. — ШЮТЦ, Шюц (Schütz) Генрих (1585–1672), нем. композитор, капельмейстер, органист, педагог. Ученик Дж. Габриели, Г. Отто. Основоположник нац. композиторской школы, создатель кантатно ораториального жанра в Германии. Оп. Дафна (1627), опера… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»