ШТРАУС Иоганн это:

ШТРАУС Иоганн
(сын), (25 X 1825, Вена - 3 VI 1899, там же) Австрийского композитора И. Штрауса называют "королем вальса". Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни. Штраус родился в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе.

Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера.

В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивнаятворческаяжизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев. Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику.

Штраус использовал ту форму венского вальса, которая сложилась у И. Лайнера и его отца: "гирлянда" из нескольких, чаще пяти, мелодических построений со вступлением и заключением. Но красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм, моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через край радость жизни - все это превращает вальсы Штрауса в романтические поэмы. В рамках прикладной, предназначенной для танца музыки создаются шедевры, доставляющие подлинное эстетическое наслаждение. Программные названия штраусовских вальсов отразили самые разнообразные впечатления и события. Во время революции 1848 г. создаются "Песни свободы, Песни баррикад", в 1849 г. - "Вальс-некролог" на смерть отца. Неприязненное чувство к отцу (он давно завел другую семью) не мешало преклонению перед его музыкой (впоследствии Штраус отредактировал полное собрание его сочинений).

Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 - в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию.

В 1856-65 гг. Штраус участвует в летних сезонах в Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в здании вокзала и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова. С впечатлениями от России связан вальс "Прощание с Петербургом", полька "В Павловском лесу", фортепианная фантазия "В русской деревне" (ее исполнял А. Рубинштейн) и др.

В 1863-70 гг. Штраус - дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: "На прекрасном голубом Дунае, Жизнь артиста, Сказки венского леса, Радуйтесь жизни" и др. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил: "Мелодии из меня текут, как вода из крана"), а также редкая трудоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 15 оперетт.

70-е гг. - начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты. Вместе с Ф. Зунне и К. Миллекером он стал создателем венской классической оперетты.

Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка.

До сих пор звучат вальсы из оперетт "Летучая мышь" (1874), "Калиостро в Вене" (1875), "Кружевной платок королевы" (1880), "Ночь в Венеции" (1883), "Венская кровь" (1899) и др.

Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета выделяется "Цыганский барон" (1885), задуманный вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в частности, лирико-романтическое освещение настоящих, глубоких чувств: свободы, любви, человеческого достоинства).

В музыке оперетты широко используются венгерско-цыганские мотивы и жанры, например чардаш. В конце жизни композитор пишет свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892) и работает над балетом "Золушка" (не окончен). По-прежнему, хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные вальсы, преисполненные, как и в молодые годы, неподдельного веселья и искрящейся жизнерадостности: "Весенние голоса" (1882). "Императорский вальс" (1890). Не прекращаются и гастрольные поездки: в США (1872), а также в Россию (1869, 1872, 1886).

Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г. Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия она покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ШТРАУС Иоганн" в других словарях:

  • Штраус, Иоганн — Иоганн Штраус (нем. Johann Strauß или Johann Strauss): Штраус, Иоганн (отец) (1804 1849) австрийский композитор, дирижёр и скрипач, отец Иоганна Штрауса (младшего). Штраус, Иоганн (сын) (1825 1899) австрийский композитор, дирижёр и скрипач,… …   Википедия

  • Штраус Иоганн — I Штраус отец, (Strauß) (1804 1849), австрийский скрипач, дирижёр, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья  Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку. II Штраус сын, (Strauß) (1825 1899), австрийский… …   Энциклопедический словарь

  • ШТРАУС Иоганн — (Штраус отец) (1804 49) австрийский скрипач, дирижер, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШТРАУС Иоганн — (Штраус сын) (1825 99) австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса ( На прекрасном голубом Дунае , 1867, Сказки Венского леса , 1868, Весенние голоса , 1883, и др.). 16 оперетт, в т. ч. Летучая мышь (1874),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Штраус Иоганн — (1825 1899) австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса ( Сказки Венского леса , На прекрасном голубом Дунае и др.). Автор 16 оперетт, в том числе Летучей мыши и Цыганского барона …   Словарь литературных типов

  • Штраус Иоганн (отец) — Иоганн Штраус [[Изображение:‎|200px|Портрет]] Дата рождения: 15 ноября 1804 (204 года) Место рождения: Вена Дата смерти: 25 сентября 1849 (159 лет) …   Википедия

  • ШТРАУС Иоганн (Штраус-отец) — (1804 49), австрийский скрипач, дирижер, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку …   Энциклопедический словарь

  • ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын) — ШТРАУС Иоганн сын (1825 1899), австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса («На прекрасном голубом Дунае», 1867, «Сказки Венского леса», 1868, «Весенние голоса», 1883). Автор 16 оперетт, в том числе «Летучая …   Энциклопедический словарь

  • Штраус, Иоганн (отец) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штраус. Иоганн Штраус …   Википедия

  • Штраус, Иоганн (сын) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штраус. Иоганн Штраус Johann Strauß …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ШТРАУС Иоганн» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»