ШНИТКЕ Альфред Гарриевич это:

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
( р. 24 XI 1934, г. Энгельс, ныне Саратовской обл.)

Искусство - вызов философии.

Всемирный философский конгресс 1985 г.

А. Шнитке - один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.

Основные жанры творчества Шнитке - симфонические и камерные. Композитором созданы 5 симфоний (1972, 1980, 1981, 1984, 1988); 4 концерта для скрипки с оркестром (1957, 1966, 1978, 1984); концерты для гобоя и арфы (1970), для фортепиано (1979), альта (1965), виолончели (1986); оркестровые пьесы "Pianissimo"... (1968), "Пассакалия" (1980), "Ритуал" (1984), "(K)ein Sommernachtstraum" ("Не по Шекспиру", 1985); 3 concerti grossi (1977, 1982, 1985); Серенада для 5 музыкантов (1968); фортепианный Квинтет (1976) и его оркестровый вариант - "In memoriam" (1978); "Жизнеописание" для ударных (1982), Гимны для ансамбля (1974-79), струнное Трио (1985); 2 сонаты для скрипки с фортепиано (1963, 1968), Соната для виолончели с фортепиано (1978), "Посвящение Паганини" для скрипки solo (1982).

Несколько произведений Шнитке предназначены для сцены; балеты "Лабиринты" (1971), "Эскизы" (1985), "Пер Гюнт" (1987) и сценическая композиция "Желтый звук" (1974).

По мере эволюции стиля композитора все большее значение в его творчестве приобретают вокальные и хоровые сочинения: Три стихотворения Марины Цветаевой (1965), Реквием (1975), Три мадригала (1980), "Minnesang" (1981), "История доктора Иоганна Фауста" (1983), Концерт для хора на ст. Г. Нарекаци (1985), "Стихи покаянные" (1988, к 1000-летию крещения Руси).

Поистине новаторской является чрезвычайно интересная работа Шнитке над музыкой в кино: "Агония, Стеклянная гармоника, Рисунки Пушкина, Восхождение, Прощание, Маленькие трагедии, Мертвые души" и др.

Среди постоянных исполнителей музыки Шнитке - крупнейшие советские музыканты: Г. Рождественский, О. Каган, Ю. Башмет, Н. Гутман, Л. Исакадзе. В. Полянский, квартеты Москонцерта, им. Л. Бетховена и др. Творчество советского мастера пользуется широким признанием во всем мире.

Шнитке окончил Московскую консерваторию (1958) и аспирантуру (там же, 1961) по классу сочинения Е. Голубева. В 1961-72 гг. работал преподавателем в Московской консерватории, а затем - свободный художник.

Первым произведением, которое открыло "зрелого Шнитке" и предрешило многие черты дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт. Вечные темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились здесь в яркой контрастной драматургии, где линию "положительных персонажей" образовали солирующая скрипка и группа струнных, линию "отрицательных" - отщепившийся от струнной группы контрабас, духовые, ударные, фортепиано.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.

Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п. Композитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приемы "инструментального театра" (движение музыкантов по сцене). Четкая драматургия придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.

Полистилистику как яркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной перенапряженности Шнитке использовал во множестве других своих сочинений - Второй сонате для скрипки, Второй и Третьей симфониях, Третьем и Четвертом скрипичном концертах, альтовом Концерте, "Посвящении Паганини" и др.

Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период "ретро, новой простоты", внезапно наступивший в европейской музыке в 70-х гг. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические Реквием, фортепианный Квинтет - произведения, биографически связанные со смертью матери, потом отца. А в сочинении под названием "Minnesang" для 52 солирующих голосов ряд подлинных песен немецких миннезингеров XII-XIII вв. он объединил в современную "сверхмногоголосную" композицию (он представлял себе группы поющих на балкончиках старых европейских городов). В период "ретро" Шнитке обратился и к русской музыкальной тематике, использовав в Гимнах для ансамбля подлинные древнерусские песнопения.

80-е гг. стали для композитора этапом синтеза лирического и мелодического начал, расцветших в "ретро", с громадами симфонических концепций предыдущего периода. Во Второй симфонии к сложной оркестровой ткани он добавил контрастный план в виде подлинных одноголосных григорианских песнопений - "под куполом" современной симфонии зазвучала древнейшая месса. В Третьей симфонии, написанной к открытию нового концертного зала Гевандхауз (Лейпциг), в виде стилистических намеков дана история немецкой (австро-немецкой) музыки от средневековья до нынешнего дня, использовано свыше 30 тем - монограмм композиторов. Это сочинение завершается проникновенным лирическим финалом.

Второй струнный квартет явился синтезом древнерусской песенности и драматической концепции симфонического плана. Весь его музыкальный материал составляют цитаты из книги Н. Успенского "Образцы древнерусского певческого искусства" - одноголосные погласицы, стихиры, трехголосные гимны. В некоторых моментах подлинное звучание сохранено, в основном же оно сильно трансформировано - ему придана современная гармоническая диссонантность, лихорадочная взвинченность движения.

В кульминации этого произведения драматизм обострен до введения весьма натуралистического плача, стона. В финале средствами струнного квартета создана иллюзия звучания невидимого хора, исполняющего старинный распев. По содержанию и колориту этот квартет перекликается с образами фильмов Л. Шепитько "Восхождение" и "Прощание".

Одним из самых впечатляющих сочинений Шнитке стала его кантата "История доктора Иоганна Фауста" на текст из "Народной книги" 1587 г.

Традиционный для европейской культуры образ чернокнижника, продавшего душу дьяволу за жизненное благополучие, раскрыт композитором в самый драматический момент его истории - момент кары за содеянное, справедливой, но ужасающей.

Захватывающую силу музыке композитор придал с помощью приема стилистического снижения - введения в кульминационный эпизод расправы жанра танго (ария Мефистофеля, исполняемая эстрадным контральто).

В 1985 г. в крайне сжатый срок Шнитке написал 2 крупных и значительнейших своих сочинения - хоровой Концерт на стихи армянского мыслителя и поэта X в. Г. Нарекаци и альтовый Концерт. Если хоровой Концерт a cappella полон лучезарного горнего света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки. Перенапряжение от работы привело к катастрофическому срыву здоровья композитора. Возвращение к жизни и творчеству запечатлелось в виолончельном Концерте, по своей концепции зеркально-симметричном альтовому: в заключительном разделе виолончель, усиленная электроникой, мощно утверждает свою "художественную волю".

Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке углубил психологическую емкость целого, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план. Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма Мир "сегодня" ("И все-таки я верю"), в Первом concerto grosso - танго из "Агонии" и темы из "Бабочки", в "Трех сценах" для голоса и ударных - музыка из "Маленьких трагедий" и т. п.

Шнитке - прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения советского мастера эмоционально выраженной философией.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ШНИТКЕ Альфред Гарриевич" в других словарях:

  • ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — (р. 1934) российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1987). В концепционной музыке Шнитке традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Балеты Лабиринты (1971), Эскизы (1985), Пер… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — (24.11.1934, Энгельс, Республика Немцев Поволжья 02.08.1998, Германия), композитор. Окончил Московскую консерваторию (1958, педагог Е.К.Голубев) и аспирантуру (1961). В 1961 1972 преподавал в Московской консерватории. Работал во всех жанрах… …   Энциклопедия кино

  • Шнитке Альфред Гарриевич — (1934 1998), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Ученик Е. К. Голубева. В музыке Шнитке, посвящённой темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества, традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной… …   Энциклопедический словарь

  • Шнитке Альфред Гарриевич — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( …   Википедия

  • Шнитке, Альфред Гарриевич — Альфред Шнитке Alfred Schnittke …   Википедия

  • Шнитке Альфред Гарриевич — (1934 98) композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е. К. Голубева. В 1961 72 преподавал в Моск. конс. Ш. один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — • ШНИ ТКЕ Альфред Гарриевич (р. 24.11.1934)    сов. композитор. В 1958 окончил Моск. консерваторию (ученик Е. К. Голубева), в 1961 там же аспирантуру. Первый ф. Вступление (1963, реж. И. В. Таланкин). Пишет музыку к ху дож. и мульт. фильмам. Для… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Шнитке, Альфред Гарриевич — Композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР; родился 24 ноября 1934 г. в г. Энгельсе Саратовской области; окончил Московскую государственную консерваторию в 1958 г., аспирантуру при консерватории в 1961 г.; был членом Союза композиторов СССР;… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шнитке, Альфред Гариевич — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( …   Википедия

  • Шнитке, Альфред — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»