ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич это:

ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич
( 11 VI 1902, Омск - 28 V 1963, Москва)

Каждый человек должен быть зодчим, а Родина - его храмом.

В. Шебалин

В В. Шебалине неразрывно связаны Художник, Мастер, Гражданин. Цельность его натуры и привлекательность творческого облика, скромность, отзывчивость, бескомпромиссность отмечают все, кто знал Шебалина и когда-либо с ним общался. "Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня", - писал Д. Шостакович. Шебалину было свойственно острое чувство современности. Он вошел в мир искусства с желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором жил и свидетелем событий которого являлся. Темы его сочинений выделяются своей актуальностью, значительностью и серьезностью. Но за величием не исчезает их глубокая внутренняя наполненность и та этическая сила выразительности, которую не передать внешними, иллюстративными эффектами. Здесь требуются чистое сердце и щедрая душа. Шебалин родился в семье интеллигентов. В 1921 г. он поступил в Омское музыкальное училище в класс М. Невитова (ученика Р. Глиэра), у которого, переиграв огромное количество сочинений различных авторов, впервые познакомился с произведениями Н. Мясковского. Они поразили юношу настолько, что для себя он твердо решил: в будущем продолжать учиться только у Мясковского. Это желание исполнилось в 1923 г., когда, досрочно окончив училище, Шебалин приехал в Москву и был принят в Московскую консерваторию. В творческом багаже молодого композитора к этому времени было несколько оркестровых сочинений, ряд фортепианных пьес, романсы на стихи Р. Демеля, А. Ахматовой, Сафо, начало Первого квартета и др. Будучи студентом 2 курса консерватории, он написал свою Первую симфонию (1925). И хотя она безусловно еще отражала влияние Мясковского, которому, как вспоминает впоследствии Шебалин, он буквально "смотрел в рот" и относился как к "существу высшего порядка", в ней все же, уже в достаточной мере ощутимы и яркая творческая индивидуальность автора, и его стремление к самостоятельному мышлению. Симфония была тепло принята в Ленинграде в ноябре 1926 г. и получила самые положительные отклики прессы. Несколькими месяцами позднее в журнале "Музыка и революция" Б. Асафьев писал: ..."Шебалин - несомненно крепкий и волевой талант... Это - молодой, крепко вцепившийся корнями в почву дубок. Он еще развернется, раскинется и пропоет мощный и полный радости гимн жизни".

Эти слова оказались пророческими. Шебалин действительно год от года набирает силы, растет его профессионализм и мастерство. После окончания консерватории (1928) он становится одним из первых ее аспирантов, а также приглашается на преподавательскую работу. С 1935 г. он профессор консерватории, а с 1942 г. - ее директор. Одно за другим появляются сочинения, написанные в самых разных жанрах: драматическая симфония "Ленин" (для чтеца, солистов, хора и оркестра), являющаяся первым крупномасштабным сочинением, написанным на стихи В. Маяковского, 5 симфоний, многочисленные камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 9 квартетов, 2 оперы ("Укрощение строптивой" и "Солнце над степью"), 2 балета ("Жаворонок, Минувших дней воспоминанье"), оперетта "Жених из посольства", 2 кантаты, 3 оркестровые сюиты, более 70 хоров, около 80 песен и романсов, музыка к радиопостановкам, кинофильмам (22), театральным спектаклям (35).

Подобная жанровая разносторонность, широкоохватность очень типичны для Шебалина. Своим ученикам он неоднократно повторял: "Композитор обязан уметь делать все". Такие слова несомненно мог сказать лишь тот, кто свободно владел всеми секретами композиторского искусства и мог служить достойным примером для подражания. Впрочем, в силу необычайной застенчивости и скромности Виссарион Яковлевич, занимаясь со студентами, почти никогда не ссылался на свои собственные композиции. Даже тогда, когда его поздравляли с удачным исполнением того или иного произведения, он старался увести разговор в сторону. Так, на комплименты в адрес успешной постановки его оперы "Укрощение строптивой" Шебалин, смущаясь и как бы оправдываясь, ответил: "Там... крепкое либретто".

Список его учеников (он преподавал также композицию в ЦМШ и в училище при Московской консерватории) внушителен не только своим числом, но и составом: Т. Хренников. А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Энке (Эстония) и др. Всех их объединяет любовь и огромное уважение к учителю - человеку энциклопедических знаний и разносторонних способностей, для которого поистине не было ничего невозможного. Он блестяще знал поэзию и литературу, сам сочинял стихи, прекрасно разбирался в изобразительном искусстве, владел латинским, французским, немецким языками и пользовался собственными переводами (например, стихотворений Г. Гейне). Он общался и был дружен со многими выдающимися людьми своего времени: с В. Маяковским, Э. Багрицким, Н. Асеевым, М. Светловым, М. Булгаковым, А. Фадеевым, Вс. Мейерхольдом, О. Книппер-Чеховой, В. Станицыным, Н. Хмелевым, С. Эйзенштейном, Я. Протазановым и др.

Шебалин внес большой вклад в развитие традиций отечественной культуры. Детальное, скрупулезное изучение им произведений русских классиков позволило ему осуществить важную работу по восстановлению, завершению и редактированию многих произведений М. Глинки (Симфония на 2 русские темы, Септет, экзерсисы для голоса и др.), М. Мусоргского ("Сорочинская ярмарка"), С. Гулака-Артемовского (II акт оперы "Запорожец за Дунаем"), П. Чайковского, С. Танеева.

Творческая и общественная работа композитора была отмечена высокими правительственными наградами. В 1948 г. Шебалин получил грамоту о присвоении ему звания народного артиста республики, и этот же год стал для него годом тяжких испытаний. В февральском Постановлении ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба"" В. Мурадели его творчество, как и творчество его товарищей и коллег - Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, подверглось резкой и несправедливой критике. И хотя через 10 лет она была опровергнута, в то время Шебалин был отстранен от руководства консерваторией и даже от педагогической работы. Поддержка пришла из Института военных дирижеров, где Шебалин стал преподавать, а затем и руководить кафедрой теории музыки. Спустя 3 года по приглашению нового директора консерватории А. Свешникова он вернулся в состав профессуры консерватории. Однако незаслуженное обвинение и нанесенная рана отразились на состоянии здоровья: развивавшаяся гипертоническая болезнь привела к инсульту и параличу правой руки... Но он научился писать левой рукой. Композитор завершает ранее начатую оперу "Укрощение строптивой" - одно из лучших своих творений - и создает еще целый ряд замечательных произведений. Это - сонаты для скрипки, альта, виолончели с фортепиано, Восьмой и Девятый квартеты, а также великолепная Пятая симфония, музыка которой воистину являет собой "мощный и полный радости гимн жизни" и отличается не только особой лучезарностью, светом, созидательным, жизнеутверждающим началом, но и удивительной непринужденностью высказывания, той простотой и естественностью, которые бывают присущи только самым высоким образцам художественного творения.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич" в других словарях:

  • Шебалин, Виссарион Яковлевич — Виссарион Яковлевич Шебалин. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич (1902 1963), композитор, педагог. В произведениях, основанных на традициях русской классической музыки, благородство мелодики, проникновенный лиризм, этический пафос. Комическая опера… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шебалин Виссарион Яковлевич — (1902 63), сов. композитор и педагог. Автор музыки к драме «Маскарад», поставленной Театром рус. драмы (Киев, 1939); изданы: романс «Когда печаль слезой невольной» (М., 1947); мужской дуэт «Гусар! ты весел и беспечен» (в сб.: Дуэты сов.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Шебалин Виссарион Яковлевич — [29. 5 (11. 6). 1902, Омск, ‒ 28. 5. 1963, Москва], советский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1928 окончил Московской консерваторию по классу композиции у Н. Я.… …   Большая советская энциклопедия

  • ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич — (1902 63) российский композитор, народный артист России (1947), доктор искусствоведения. Произведениям Шебалина свойственны благородство мелодики, проникновенный лиризм, этический пафос. Опера Укрощение строптивой (1957), кантата Москва (1946), 5 …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич — (11.06.1902, Омск 28.05.1963, Москва), композитор. Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1947);Народный артист РСФСР (1947). Окончил Московскую консерваторию (1928). Композитор и педагог. С 1935 профессор Московской консерватории (в 1942… …   Энциклопедия кино

  • Шебалин, Виссарион Яковлевич — (р. 1902) советский композитор. Окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции у Мясковского (см.). Первый этап творческой работы Ш. характеризуется сильным влиянием новых западных композиторов (Шенберг, Малер). Язык Ш.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шебалин Виссарион Яковлевич — (1902 1963), композитор, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). Ученик Н. Я. Мясковского. Произведениям Шебалина свойственны благородство мелодики, проникновенный лиризм, этический пафос. Опера «Укрощение строптивой» (1957) …   Энциклопедический словарь

  • Шебалин, Виссарион Яковлевич — Виссарион Шебалин В.Я. Шебалин дома на Котельнической набережной 14 апреля 1962 г. Фото Хенкина Основная информация Полное имя Виссарион Яковлевич Шебалин …   Википедия

  • Шебалин Виссарион Яковлевич — Виссарион Яковлевич Шебалин Дата рождения 11 июня 1902 Место рождения Омск Дата смерти 28 мая 1963 Место смерти Москва Профессии композитор Виссарион Яковлевич …   Википедия

  • Шебалин Виссарион Яковлевич — (1902, Омск — 1963, Москва), композитор, педагог, народный артист РСФСР (1947). Из семьи учителей. Обучался в Омском сельскохозяйственном институте, в 1923—28 — в (класс композиции ), затем преподавал там же (с 1935 профессор;… …   Москва (энциклопедия)

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»