ФИБИХ Зденек это:

ФИБИХ Зденек
( 21 XII 1850, Вшеборжице - 15 X 1900, Прага)

Замечательный чешский композитор З. Фибих наряду с Б. Сметаной и А. Дворжаком справедливо причислен к основоположникам национальной композиторской школы. Жизнь и творчество композитора совпали с подъемом патриотического движения в Чехии, ростом самосознания ее народа, и это нашло живейшее отражение в его произведениях. Глубокий знаток истории своей страны, ее музыкального фольклора, Фибих внес значительный вклад в развитие чешской музыкальной культуры и особенно музыкального театра.

Композитор родился в семье лесника. Свое детство Фибих провел среди чудесной природы Чехии. На всю жизнь он сохранил память о ее поэтической красоте и запечатлел в своем творчестве романтические, сказочные образы, связанные с миром природы. Один из самых эрудированных людей своей эпохи, обладавший глубокими и разносторонними знаниями в области музыки, литературы и философии, Фибих начал профессионально заниматься музыкой с 14 лет. Музыкальное образование получил в музыкальной школе Сметаны в Праге, потом в Лейпцигской консерватории, а с 1868 г. совершенствовался как композитор сначала в Париже и, несколько позже, в Мангейме. С 1871 г. (за исключением двух лет-1873-74, когда он преподавал в музыкальном училище РМО в Вильнюсе) композитор жил в Праге. Здесь он работал вторым дирижером и хормейстером Временного театра, регентом хора русской православной церкви, заведовал репертуарной частью оперной труппы Национального театра. Хотя Фибих и не занимался преподавательской деятельностью в музыкальных учебных заведениях Праги, у него были ученики, ставшие впоследствии видными представителями чешской музыкальной культуры. Среди них К. Коваржовиц, О. Острчил, 3. Неедлы. Кроме того, существенным вкладом Фибиха в педагогику стало создание им школы игры на фортепиано.

В становлении музыкального дарования Фибиха существенную роль сыграли традиции немецкого музыкального романтизма. Немалое значение имело я увлечение чешской романтической литературой, в особенности поэзии Я. Врхлицкого, чьи произведения были положены в основу многих сочинений композитора. Как художник Фибих прошел сложный путь творческой эволюции. Его первые крупные произведения 6070-х гг. пронизаны патриотическими идеями движения национального возрождения, сюжеты и образы заимствованы из чешской истории и народного эпоса, насыщены выразительными средствами, характерными для национального песенно-танцевального фольклора. Среди этих сочинений впервые принесшая композитору известность симфоническая поэма "Забой, Славой и Людек" (1874), патриотическая опера-баллада "Бланик" (1877), симфонические картины "Томан и лесная фея, Весна". Однако наиболее близкой Фибиху сферой творчества стала музыкальная драма. Именно в ней, где сам жанр требует тесной взаимосвязи различных видов искусства, нашла свое применение высокая культура, интеллигентность и интеллектуализм композитора. Чешские историки отмечают, что, создав "Мессинскую невесту" (1883), Фибих обогатил чешскую оперу музыкальной трагедией, которая по захватывающей силе художественного воздействия не имела в ту пору себе равных. Конец 80 - начало 90-х гг. Фибих посвящает работе над своим наиболее монументальным произведением - сценической мелодрамой-трилогией "Ипподамия". Написанное на текст Врхлицкого, который своеобразно развил здесь известные древнегреческие мифы в духе философских воззрений конца века, это сочинение обладает высокими художественными достоинствами, возрождает и доказывает жизнеспособность жанра мелодрамы.

Последнее десятилетие в творчестве Фибиха оказалось особенно плодотворным. Им были написаны 4 оперы: "Буря" (1895), "Геды" (1897), "Шарка" (1897) и "Падение Арканы" (1899). Однако самым значительным созданием этого периода стало уникальное для всей мировой фортепианной литературы сочинение - цикл из 376 фортепианных пьес "Настроения, впечатления и воспоминания". История его возникновения связана с именем Анежки Шульц, жены композитора. Этот цикл, названный З. Неедлы "любовным дневником Фибиха", стал не только отражением глубоко личных и сокровенных чувств композитора, но явился своего рода творческой лабораторией, из которой он черпал материал для многих своих произведений. Афористически краткие образы цикла своеобразно преломились во Второй и Третьей симфониях и особую трепетность обрели в симфонической идиллии "Перед вечером". Скрипичная транскрипция этого сочинения, принадлежащая выдающемуся чешскому скрипачу Я. Кубелику, получила широкую известность под названием "Поэма".


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ФИБИХ Зденек" в других словарях:

  • Фибих Зденек — (Fibich) (1850 1900), чешский композитор, пианист, дирижёр и хормейстер. Представитель чешского музыкального романтизма. Оперы (в том числе «Бланик», 1877; «Шарка», 1897), мелодрамы, симфонии, камерно инструментальные, фортепьянные… …   Энциклопедический словарь

  • Фибих, Зденек — Зденек Фибих чеш. Zdeněk Fibich Основная информация Дата рождения 21& …   Википедия

  • Фибих Зденек — Фибих (Fibich) Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, √ 15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фортепиано), С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865√67). Совершенствовался в Париже и Мангейме …   Большая советская энциклопедия

  • Фибих — Фибих, Зденек Зденек Фибих Зденек Фибих (чеш. Zdeněk Fibich; 21 декабря 1850, Вшеборжице ― 15 августа 1900, Прага) ― чешский композитор. Один из наи …   Википедия

  • ФИБИХ (Fibich) Зденек — (1850 1900) чешский композитор, пианист, дирижер и хормейстер. Представитель чешского музыкального романтизма. Оперы (в т. ч. Бланик , 1877; Шарка , 1897), мелодрамы, симфонические камерно инструментальные, фортепианные произведения и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фибих З. —         (Fibich) Зденек (21 XII 1850, Вшеборжице 15 X 1900, Прага) чеш. композитор, пианист, симф. и хор. дирижёр. Брал уроки по муз. теоретич. предметам у З. Колешовского (1864 65), учился в муз. школе Б. Сметаны (1865 1866) в Праге. Занимался у …   Музыкальная энциклопедия

  • Фибих — I Фибих (Fibich)         Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, – 15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фортепиано), С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865–67). Совершенствовался в Париже… …   Большая советская энциклопедия

  • Фибих З. — ФИ́БИХ (Fibich) Зденек (1850–1900), композитор, пианист, дирижёр, хормейстер; представитель чеш. муз. романтизма. В творчестве сильны влияние нем. композиторов (гл. обр. Р. Вагнера). Лучшие оперы основаны на нац. эпосе и истории: Бланик… …   Биографический словарь

  • Хормейстер — (от хор и нем. Meister  мастер, начальник; нем. эквивалент Chorleiter)  руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании новых и репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.… …   Википедия

  • Вышеградское кладбище — Достопримечательность Вышеградское кладбище …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»