ТИТОВ Василий Поликарпович это:

ТИТОВ Василий Поликарпович
( ок. 1650-1710)

Музыка... украшает божественные словеса благозвучием гармонии, веселит сердце, святым пением вносит в душу радость.

Иоанникий Коренев.

Трактат "Мусикия", 1671

Перелом в отечественном искусстве XVII в., знаменующий приход Нового времени, затронул и музыку: во второй половине столетия на Руси становятся известны имена композиторов - мастеров партесного письма. Именно партесный стиль - многокрасочное, открыто эмоциональное хоровое пение на несколько голосов - открыл простор для становления авторской индивидуальности. Среди имен композиторов, которые история донесла до нас из XVII в. наряду с Николаем Дилецким, Василий Титов выделяется масштабом дарования и плодовитостью. Первое упоминание имени Титова встречается в 1678 г. при перечислении государевых певчих дьяков. Судя по архивным данным, певец вскоре занял в хоре ведущее положение - очевидно, благодаря не только вокальному, но и композиторскому дарованию. В 1686 или 1687 г. Титов сочинил музыку к "Стихотворной Псалтыри" Симеона Полоцкого. Экземпляр этой рукописи с посвящением композитор подарил правительнице царевне Софье:

...Псалтырь вершами новоизданная

Во славу Богу написанная:

Нотами ново улепототвовася,

Ей же Премудрой Царевне подася,

От Василий диака певчего,

Титова, раба их всесмиренного...

До 1698 г. Титов продолжал, служить певчим дьяком, затем был инспектором в московской ратуше и, вероятно, заведовал певческой школой. Предположить это позволяет документ 1704 г., гласящий: "Робят певчих, которые взяты у Титова, прикажите музыкантам учить на габоях и на прочих инструментах конечно с прилежанием и велите их кому в том надзирать непрестанно". По-видимому, речь идет об обучении малолетних певчих. Рукопись рубежа XVII-XVIII вв. называет Титова также "царственным мастером, что у Спаса в Нове" (т. е. в одном из соборов Московского Кремля) "верьховым дьяком". О дальнейшей судьбе музыканта документальных сведений нет. Известно лишь, что перу Титова принадлежит праздничный хоровой Концерт в честь Полтавской победы над шведами (1709). Некоторые исследователя вслед за историком музыки Н. Финдейзеном относят дату смерти Титова предположительно к 1715 г.

Обширное творчество Титова охватывает различные жанры партесного пения. Опираясь на опыт старшего поколения мастеров партесного письма - Дилецкого, Давидовича, С. Пекалицкого, - Титов придает своим хоровым партитурам барочную пышность и сочность. Его музыка завоевывает широчайшее признание. Судить об этом можно по многочисленным спискам произведений Титова, сохранившимся во многих рукописных хранилищах.

Композитор создал более 200 крупных произведений, среди которых такие монументальные циклы, как службы (литургии), "Догматики", "Богородичны воскресни", а также многочисленные партесные концерты (ок. 100). Точное число сочинений Титова установить трудно, поскольку в нотных рукописях XVII-XVIII вв. часто не указывалось имя автора. Музыкант использовал разнообразные исполнительские составы: от скромного трехголосного ансамбля кантового типа в "Стихотворной Псалтыри" до многоголосного хора, включающего 12, 16 и даже 24 голоса. Будучи опытным певчим, Титов глубоко постиг секреты выразительного, богатого нюансами хорового звучания. Хотя в его произведениях не участвуют инструменты, умелое использование возможностей хора создает сочную, многотембровую звуковую палитру. Красочность хорового письма особенно характерна для партесных концертов, в которых мощные возгласы хора соперничают с прозрачными ансамблями различных голосов, эффектно сопоставляются разные типы многоголосия, возникают контрасты ладов и размеров. Используя тексты религиозного характера, композитор сумел преодолеть их ограниченность и создать музыку искреннюю и полнокровную, обращенную к человеку. Примером тому служит концерт "Рцы нам ныне", в аллегорической форме прославляющий победу русского оружия в Полтавской битве. Пронизанный ощущением светлого торжества, мастерски передающий настроение массового ликования, этот концерт запечатлел непосредственный отклик композитора на важнейшее событие его времени. Живая эмоциональность, теплая задушевность музыки Титова сохраняют силу воздействия на слушателя и в наши дни.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ТИТОВ Василий Поликарпович" в других словарях:

  • Титов Василий Поликарпович — (около 1650 возможно, 1710), русский композитор, государев певчий дьяк (в Москве). Один из первых мастеров русского хорового многоголосия (см. Партесное пение). Автор церковных концертов, псалмов, кантов, популярного в русской церкви «Многолетия» …   Большая советская энциклопедия

  • Титов, Василий Поликарпович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Титов, Василий. Василий Поликарпович Титов Дата рождения ок. 1650 Дата смерти ок. 1715 Страна …   Википедия

  • Титов Василий Поликарпович — (около 1650 — между 1710 и 1715), государев певчий дьяк, композитор. Имя Титова впервые упоминается в московских документах в 1682, когда он был зачислен в хор государевых певчих дьяков. Возможно, Титов обучался у мастера западноевропейской… …   Москва (энциклопедия)

  • Титов Василий Поликарпович — (около 1650  1710?), композитор, государев певчий дьяк. Работал в Москве. Один из первых авторов партесных произведений (см. Партесное пение): концертов, музыки к «Псалтыри рифмованной» и «Месяцеслову» Симеона Полоцкого …   Энциклопедический словарь

  • Титов, Василий Поликарпович — певчий дьяк, еще жил 1699 г.; при царе Федоре Алексеевиче он прилаживал к пению вирши Симеона Полоцкого. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Титов Василий Поликарпович — …   Википедия

  • Титов, Василий — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Титов. Титов, Василий: Титов, Василий Петрович (? 1821) генерал майор, участник войн против Наполеона. Титов, Василий Поликарпович (ок. 1650 ок. 1715) композитор …   Википедия

  • Василий Поликарпович Титов — (1650 1710)  певчий, композитор. Пел в Хоре Государевых певчих дьяков. Композитор, один из первых мастеров русской хоровой музыки; автор многоголосных концертов (до 12 и более партий), псальм, кантов (музыки к «Псалтыри рифмотворной» Симеона… …   Википедия

  • Титов — Содержание 1 Мужчины: 1.1 А 1.2 Б 1.3 В …   Википедия

  • Титов В. П. —         Василий Поликарпович (ок. 1650 вероятно, 1710) рус. композитор, государев певчий дьяк. Служил в Москве. В совершенстве владел композиторской техникой партесного пения, был одним из первых мастеров хор. музыки этого стиля. Для произв. Т.… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»