СТАНКОВИЧ Евгений Федорович это:

СТАНКОВИЧ Евгений Федорович
( р. 19 IX 1942, г. Свалява Закарпатской обл.)

В плеяде украинских композиторов 70-х гг. Е. Станкович - один из лидеров. Его своеобразие заключается прежде всего в масштабноети - замыслов, идей, охвате проблем бытия, их музыкальном воплощении, наконец в гражданской позиции, в последовательном отстаивании идеалов, в борьбе (не фигуральной - подлинной!) с чиновниками от музыки.

Станкевича относят к "новой фольклорной волне". Вероятно, это не совсем верно, ибо к фольклору он относится не как к средству воплощения того или иного образа. Для него это форма существования, жизненный атрибут. Отсюда щедрое использование народных тем и образов, преломленное сквозь призму современного видения мира во всей его сложности, многогранности, противоречивости.

Станкович родился в маленьком закарпатском городке Сваляве. Музыкальная школа, музыкальное училище, служба в рядах Советской Армии. После демобилизации он становится студентом Киевской консерватории (1965). За 3 года занятий в классе Б. Лятошинского Станкович сумел проникнуться его высоконравственным принципом: быть честным и в искусстве, и в поступках. После смерти учителя Станкович перешел в класс М. Скорика, давшего прекрасную школу профессионализма.

Станковичу в музыке подвластно все. Он владеет всеми современными видами композиторской техники. Додекафония, алеаторика, сонорные эффекты, коллаж органично используются композитором, но нигде не переходят в самодовлеющую цель.

Начиная со студенческих лет Станкович пишет много и в самых различных областях, но наиболее значительные произведения созданы в симфоническом и музыкально-театральных жанрах: Симфониетта, 5 симфоний, балеты "Ольга" и "Прометей", фольк-опера "Когда цветет папоротник" - эти и другие сочинения отмечены самобытными, своеобразными чертами.

Первая симфония ("Sinfonia larga") для 15 струнных инструментов (1973) - редкий случай одночастного цикла в медленном темпе. Это глубокие философско-лирические размышления, где ярко проявился дар Станковича-полифониста. Совсем иные, конфликтные образы пронизывают Вторую ("Героическую") симфонию (1975), осененную, по выражению композитора, "огненным знаком" Великой Отечественной войны.

В 1976 г. появляется Третья симфония ("Я утверждаюсь") - эпико-философское широкомасштабное шестичастное симфоническое полотно, в которое введен хор. Огромное богатство образов, композиционных решений, насыщенная музыкальная драматургия отличают это кульминационное для эволюции творчества Станковича сочинение. Контрастом Третьей является созданная годом позже Четвертая симфония ("Sinfonia liriса") - трепетное лирическое высказывание художника. Наконец, последняя, Пятая ("Симфония пасторалей")- это поэтичнейшая лирическая исповедь, размышления о природе и месте человека в ней (1980). Отсюда короткие мотивы-попевки и редкие для Станковича прямые фольклорные знаки.

Наряду с крупными замыслами Станкевич часто обращается к камерным высказываниям. Миниатюры, рассчитанные на небольшой состав исполнителей, дают возможность композитору передать мгновенные смены настроений, проработать мельчайшие детали структур, с разных сторон осветить образы и благодаря подлинному мастерству создать совершенные сочинения, может быть, о самом сокровенном. (Об уровне совершенства свидетельствует и тот факт, что в 1985 г. музыкальная комиссия ЮНЕСКО назвала Третью камерную симфонию Станковича (1982) среди 10 лучших сочинений во всем мире.)

Станковича влечет и музыкальный театр, прежде всего возможностью прикоснуться к истории. Необычна по своему замыслу фольк-опера "Когда цветет папоротник" (1979). Это ряд жанрово-бытовых и обрядовых сцен, предназначенных для концертного исполнения известным во всем мире Государственным украинским народным хором им. Г. Веревки. В органичном сочетании подлинных фольклорных образцов и авторской музыки: рождается своеобразная музыкальная драматургия - без сквозного сюжета, близкая сюитности.

Иные системы организации материала найдены в балетах "Ольга" (1982) и "Прометей" (1985). Крупные исторические события, разноплановые образы и сюжетные линии питают почву для претворения грандиозных музыкальных действ. В музыке балета "Ольга" различные сюжетные линии порождают и разнообразие идей: здесь и героико-драматические сцены, и нежно-любовные, и народно-обрядовые. Это, пожалуй, наиболее демократичное сочинение Станковича, ибо, как нигде, здесь широко использовано мелодическое начало.

Иное в "Прометее". В отличие от сквозного сюжета "Ольги" здесь 2 плана: реальный и символический. Композитор взялся за решение труднейшей задачи: воплотить музыкальными средствами тему Великой Октябрьской социалистической революции.

Избежать банальности, прямолинейности, штампов ему помогла не только романтическая трактовка образов-символов (Прометея, его дочери Искры), но в первую очередь неординарная разработка тем, современный язык без скидок на законы жанра. Музыкальное решение оказалось значительно глубже внешнего ряда. Особенно близок композитору образ Прометея, принесшего человечеству добро и обреченного вечно страдать за этот поступок. Сюжет балета благодатен еще и тем, что дал возможность столкнуть 2 полярных мира. Благодаря этому возникло сочинение остроконфликтное, с мощными взлетами драматического и лирического, сарказма и подлинной трагедийности.

"Заострить "человеческое в человеке", сделать так, чтобы его эмоциональный мир, разум легко откликались на "позывные" других людей. Тогда механизм соучастия, сопереживания не только позволит воспринять суть произведения, но точно нацелит слушателя на проблемы сегодняшнего дня". Это высказывание Станковича точно обозначает его гражданскую позицию и раскрывает смысл его активной общественной деятельности (секретарь Союза композиторов СССР и первый секретарь Союза композиторов УССР, депутат Верховного Совета УССР, народный депутат СССР), цель которой - творить добро.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "СТАНКОВИЧ Евгений Федорович" в других словарях:

  • СТАНКОВИЧ Евгений Федорович — (р. 19.09.1942, село Свалява, Закарпатская область), композитор, народный артист Украинской ССР (1986), лауреат Государственой премии Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко (1977). Окончил Киевскую консерваторию (1970, классы Б. Лятошинского и М.… …   Энциклопедия кино

  • Станкович, Евгений Федорович — род. 19 сент. 1942 в г. Свалява (Закарпатье). Композитор. Нар. артист УССР (1986). В 1970 окончил Киевскую конс. по кл. Б. Н. Лятошинского и М. М. Скорика. С 1979 зам. пред. правления Союза композиторов УССР, секретарь правления Союза… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Станкович, Евгений Фёдорович — Евгений Станкович Полное имя Евгений Фёдорович Станкович Дата рождения 19 сентября 1942(1942 09 19) (70 лет) Место рождения город Свалява …   Википедия

  • ПОЕЗД ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ — «ПОЕЗД ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1980, цв., 87 мин. Историко биографический фильм. Авторы фильма выбрали из всей богатой событиями биографии главы украинского правительства Г.И.Петровского (1878 1958) самый… …   Энциклопедия кино

  • ВОЙНА. На западном направлении — «ВОЙНА. НА ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ», СССР, Луч (киностудия им. А.Довженко), 1990, цв. Телесериал, военная киноэпопея по мотивам одноименного романа И. Стаднюка. 1 серия «Взорванный мир»; 2 серия «Мы погибли бы, если б не погибали»; 3 серия «Черное… …   Энциклопедия кино

  • ЕСЛИ ВРАГ НЕ СДАЕТСЯ — «ЕСЛИ ВРАГ НЕ СДАЕТСЯ. . .», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1982, цв., 80 мин. Героико эпическая драма. Фильм посвящен знаменитому Корсунь Шевченковскому сражению во время Великой Отечественной войны, после победы в котором для Советской Армии… …   Энциклопедия кино

  • ЗОНА — «ЗОНА», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1988, цв., 69 мин. По пьесе Миколы Кулиша. Голод 1925 года. История трех друзей коммунистов, предавших высокие идеалы. В ролях: Николай Гудзь (см. ГУДЗЬ Николай Афанасьевич), Леонид Яновский (см. ЯНОВСКИЙ… …   Энциклопедия кино

  • МЫ ОБВИНЯЕМ — «МЫ ОБВИНЯЕМ», СССР, киностудия им. А.Довженко, 1985, цв., 132 мин. Публицистическая драма, политический фильм. 1 мая 1960 года, накануне встречи глав правительств СССР и США, американский летчик Френсис Пауэрс на самолете «Локхид У 2» осуществил …   Энциклопедия кино

  • РОЖДЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ — «РОЖДЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ («Комиссар милиции рассказывает»)», СССР, ЛУЧ (киностудия им. А.Довженко), 1974 1977, ч/б, 870 мин. Историко приключенческий телесериал. Воспоминания умудренного опытом генерала о буднях милиции двадцатых годов. «Точное, при …   Энциклопедия кино

  • Национальный Союз композиторов Украины — Союз композиторов Украины ведет свою историю от Общества им. Леонтовича (1922), в рамках которого в Украине начали функционировать отдельные композиторские ячейки. Однако непосредственной основой для создания Союза композиторов стало… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»