РЕВУЦКИЙ Лав Николаевич это:

РЕВУЦКИЙ Лав Николаевич
( 20 II 1889, с. Иржавец, ныне Черниговской обл. - 30 III 1977, Киев)

С именем Л. Ревуцкого связан важный этап в истории украинской советской музыки. Творческое наследие композитора невелико - 2 симфонии, фортепианный концерт, соната и ряд миниатюр для фортепиано, 2 кантаты ("Платок" по стихотворению Т. Шевченко "В воскресенье не гуляла" и вокально-симфоническая поэма "Ода песне" по стихам М. Рыльского), песни, хоры и свыше 120 обработок народных песен. Однако трудно переоценить вклад композитора в национальную культуру. Его концерт стал первым образцом этого жанра в украинской профессиональной музыке, Вторая симфония заложила основы украинского советского симфонизма. Его сборники и циклы обработок существенно развили традиции, заложенные такими фольклористами, как Н. Лысенко, К. Стеценко, Я. Степовой. Ревуцкий был инициатором обработок советского фольклора.

Расцвет творчества композитора пришелся на 20-е гг. и совпал с периодом бурного роста национального самосознания, активного изучения своего исторического и культурного прошлого. В это время ощущается повышенный интерес к пропитанному духом антикрепостничества искусству XIX в. (особенно к творчеству Т, Шевченко, И. Франко, Л. Украинки), к народному творчеству. В 1921 г. в Киеве открывается музыкально - этнографический кабинет при АН УССР, издаются сборники народных песен и фольклорные исследования ведущих ученых-фольклористов К. Квитки, Г. Веревки, Н. Леонтовича, издаются музыкальные журналы. Появляется первый республиканский симфонический оркестр (1919), камерные ансамбли, открываются национальные театры музыкальной драмы. Именно в эти годы окончательно сформировалась эстетика Ревуцкого, возникли практически все его лучшие работы. Глубокими корнями связанная с богатейшим народным искусством, музыка Ревуцкого впитала в себя его особый задушевный лиризм и эпическую широту, эмоциональную яркость и красочность. Ей свойственны классическая стройность, пропорциональность, светлая оптимистическая настроенность.

Ревуцкий родился в интеллигентной музыкальной семье. Дома часто устраивались концерты, на которых звучала музыка И, С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта. Очень рано мальчик познакомился и с народной песней. В 5 лет Ревуцкий начал заниматься музыкой с матерью, потом - с различными провинциальными педагогами. В 1903 г. он поступил в Киевскую музыкально-драматическую школу, где его педагогом по фортепиано был выдающийся композитор, основоположник украинской профессиональной музыки Н. Лысенко. Однако интересы Ревуцкого в юные годы не были ограничены только музыкой и в 1908г. он поступил на физико-математический и юридический факультеты Киевского университета. Параллельно будущий композитор посещает лекции в музыкальном училище РМО. В эти годы в Киеве была сильная оперная труппа, ставившая русскую и западноевропейскую классику; систематически проводились симфонические и камерные концерты, гастролировали такие выдающиеся исполнители и композиторы, как С. Рахманинов, А. Скрябин, В. Ландовская, Ф. Шаляпин, Л. Собинов. Постепенно музыкальная жизнь города увлекает Ревуцкого, и он, продолжая занятия в университете, поступает в открывшуюся на базе училища консерваторию в класс Р. Глиэра (1913). Однако война и связанная с ней эвакуация всех учебных заведений прерывает систематические занятия. В 1916 г. Ревуцкий ускоренными темпами заканчивает университет и консерваторию (в качестве дипломной работы были представлены 2 части Первой симфонии и несколько фортепианных пьес). В 1917 г. он попадает на Рижский фронт. Только после Великой Октябрьской социалистической революции, вернувшись домой в Иржавец, композитор включается в творческую работу - пишет романсы, массовые песни, хоры и одно из лучших сочинений - кантату "Платок" (1923).

В 1924 г. Ревуцкий переезжает в Киев и начинает педагогическую работу в музыкально-драматическом институте, а после его разделения на театральный вуз и консерваторию переходит на кафедру композиции в консерваторию, где за долгие годы работы из его класса вышло целое созвездие талантливых украинских композиторов - П. и Г. Майборода, А. Филиппенко, Г. Жуковский, В. Кирейко, А. Коломиец. Широтой и многограннностью отличаются творческие замыслы композитора. Но центральное место в них принадлежит обработкам народных песен - шуточных и исторических, лирических и обрядовых. Так появляются циклы "Солнышко, Галицкие песни" и сборник "Казацкие песни", занявшие ключевое место в наследии композитора. Глубокая фольклорная насыщенность языка в органичном единстве с творчески преломленными традициями современной профессиональной музыки, ясность мелодизма, близкого народным песням, поэтичность стали отличительными особенностями почерка Ревуцкого. Ярчайшим примером такого художественного переосмысления фольклора стали Вторая симфония (1927), Фортепианный концерт (1936) и симфонические вариации "Казачок".

В 30-х гг. композитор пишет детские хоры, музыку к кино- и театральным постановкам, инструментальные сочинения ("Балладу" для виолончели, "Молдавскую колыбельную" для гобоя и струнного оркестра). С 1936 по 1955 гг. Ревуцкий занимается доработкой и редактированием вершинного создания своего учителя - оперы Н. Лысенко "Тарас Бульба". С началом войны Ревуцкий переезжает в Ташкент и работает в консерватории. Ведущее место в его творчестве теперь занимает патриотическая песня.

В 1944 г. Ревуцкий возвращается в Киев. Много сил и времени занимает у композитора восстановление пропавших во время войны партитур двух симфоний, концерта - он записывает их практически по памяти, вносит изменения. Среди новых работ - "Ода песне" и "Песня о Партии", написанные как часть коллективной кантаты. Длительное время Ревуцкий возглавляет Союз композиторов УССР, ведет огромную по объему редакторскую работу над собранием сочинений Лысенко. До последних дней жизни Ревуцкий работает как педагог, публикует статьи, выступает оппонентом на защитах диссертаций.

...Однажды, уже будучи признанным старейшиной украинской музыки, Лев Николаевич попытался оценить свой творческий путь в искусстве и огорчился малым числом опусов из-за частых, доработок готовых сочинений. Что же заставляло его с такой настойчивостью вновь и вновь возвращаться к написанному? Стремление к совершенству, к правде и красоте, требовательность и бескомпромиссность в оценке собственного труда. Это всегда определяло творческое кредо Ревуцкого, а в итоге всю его жизнь.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»