РАХМАДИЕВ Еркегали Рахмадиевич

РАХМАДИЕВ Еркегали Рахмадиевич
( р. 1 VIII 1932, с. Мадениет Чубартауского р-на Семипалатинской обл.)

Е. Рахмадиев - один из ведущих композиторов Казахстана - вписал яркую страницу в музыкальную культуру своей республики. Его творчество органично связано с национальным фольклором, и прежде всего с народным инструментальным жанром кюй. Рахмадиев обращается к кюям различных стилей и школ, давшим казахской музыке замечательных создателей и исполнителей кюев Кургамангазы и Таттимбета. Претворяя интонационно-ритмические особенности этого жанра, композитор нашел новый метод его разработки в профессиональной музыке, основанный на соединении принципов европейской музыки со стилистикой национального музыкального мышления. Таким образом, Рахмадиев стал основателем жанра симфонического кюя (подобно Ф. Амирову, создавшему в азербайджанской музыке жанр симфонического мугама). "Творчество любого народа - это полноправная часть мировой культуры, и цель художника в том, чтобы сделать шедевры национальных мастеров интернациональным достоянием. Вот почему я обратился к жанру кюя, который представляется мне не пцосто формой музицирования, а средством выражения духовной жизни моего народа. Кюи - это уникальный вклад казахов в мировое музыкальное искусство".

Рахмадиев родился на земле, взрастившей выдающихся деятелей казахской национальной культуры: Абая, М. Ауэзова. Его отец Рахмади Жабыкбаев был известным акыном, участвовал в состязаниях народных певцов и музыкантов. Слушая игру и пение акынов и домбристов, Рахмадиев с детских лет был окружен атмосферой народной музыки, сам пел народные песни и играл на домбре. Большое влияние на его творческую судьбу оказала встреча в годы войны с известным казахским композитором - будущим создателем национальной классической оперы "Биржан и Сара" M. Тулебаевым. А в конце 40-х гг. в аул приехала группа музыкантов, в числе которых были композитор Н. Тлендиев и певец Б. Жилисбаев, которые отбирали талантливых детей для обучения музыке в Алма-Ате. В эту группу попал и Еркегали. Так в 1948г. он поступает в музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где занимается сразу на двух отделениях - в классе домбры и на историко-теоретическом, а в 1952 г. - в Алма-Атинскую консерваторию им. Курмангазы, где учится в классе композиции Е. Брусиловского. В творческом становлении молодого музыканта живое участие принимал известный казахский композитор Л. Хамиди, которому Рахмадиев показывал свои первые произведения. Окончив в 1957 г. консерваторию, Рахмадиев продолжает свое музыкальное образование в аспирантуре Московской консерватории. Здесь его учителями стали Г. Литинский, Ю. Фортунатов.

В конце 50 - начале 60-х гг. Рахмадиев пишет романсы и хоры, симфонические и камерно-инструментальные произведения, пьесы для оркестра казахских народных инструментов, музыку к драматическим спектаклям. Среди этих сочинений выделяется симфоническая поэма "Амангельды" (1956), посвященная подвигу легендарного народного героя Амангельды Иманова. Это героико-драматическое произведение отличается насыщенностью оркестрового звучания, выразительностью тем-образов, в числе которых - мотив народной песни "Зауреш", звучащий в момент трагической кульминации поэмы.

Вслед за поэмой "Амангельды" появляется лирико-пейзажная симфоническая поэма "Толгау" (1960), повествующая о красоте родной природы, вся словно наполненная светом и поэтичностью. Творческой удачей стала и хоровая картина "Вечер на Балхаше" (1962). Памяти М. Ауэзова Рахмадиев посвящает лирическую поэму-реквием "Мухтар-ага" (на ст. С. Мауленова - 1967). В этом сочинении композитор мастерски использует традиционный жанр народной музыки жоктау. Жанровые особенности западноевропейского реквиема здесь сочетаются с традициями национальной музыки. Поэма-реквием "Мухтар-ага" интересна и своим тематизмом - Рахмадиев обращается к жанру медленного кюя, который в отличие от энергично-подвижных кюев реже применяется казахскими композиторами. Именно такой лирический кюй послужил тематическим фундаментом для этого произведения, став символом трагедийного начала.

В 1973 г. в Алма-Ате состоялась Третья международная музыкальная Трибуна стран Азии, где первой премии был удостоен блестяще-виртуозный "Праздничный кюй" ("Дайрабай") для симфонического оркестра (1963), ставший одним из самых популярных произведений Рахмадиева. Традиция таких жизнерадостных симфонических кюев была продолжена в кюях "Кудаша-думан" и "Ортпа" (1973). К этому жанру относится и Скерцо для трубы с оркестром (1966).

Рахмадиев постоянно обращается и к опере. В основе лирико-драматической оперы "Камар-сулу" (1963) лежит одноименный роман-поэма классика казахской советской литературы С. Торайгырова, рассказывающий о судьбе угнетенной казахской женщины в условиях феодально-байского строя. Лирическая трактовка сюжета коренится в национальном фольклоре, и прежде всего в жанре казахской женской песни, а также в бытовых песнях - детских, шуточных, колыбельных. Драматургия оперы основана на развитии главной сюжетной линии - трагической любви разлученных друг с другом девушки-акына Камар и учителя Ахмета, обрывающейся гибелью Камар. Музыкальный язык оперы мелодичен, драматически-экспрессивен. Важную роль играют лейттемы и лейтинтонации. Особое место в опере занимает хор: впечатляюще звучит в сцене гибели Камар хорал a cappella - один из первых примеров использования Рахмадиевым этого жанра в контексте национальной оперы.

Значительной вехой в творчестве композитора стала опера "Алпамыс" (1973), представляющая иной жанровый тип. Это крупномасштабное сочинение эпического характера написано на основе старинных народных преданий, оно во многом продолжает традиции русской оперы-сказки ("Руслан и Людмила" М. Глинки, "Золотой петушок" и "Кащей бессмертный" Н. Римского-Корсакова). Главный герой оперы - легендарный батыр Алпамыс - олицетворяет лучшие человеческие качества - доброту, любовь к людям, справедливость. Как символы зла выступают Тайчикхан и ведьма Мыстан. Музыкальный язык оперы своеобразен тем, что в нем нет непосредственных цитат подлинных народных мелодий. Знание родного фольклора дает композитору возможность писать в стиле народной музыки, опираясь на ее типичные интонации и ритмы. Так, в основе хора из пролога лежат интонации трагического кюя Курмангазы "Кишкентай", в арии Матери-земли из пролога слышны интонации народной песни "Угай-ай". Рахмадиев обращается и к таким широко популярным формам народной казахской музыки, как терме, желдирме, свойственным исполнительской манере героических сказаний, а также использует некоторые композиционные приемы лирических песен акынов. После первой постановки в 1975 г. опера "Алпамыс" была существенно переработана. Так, в нее был введен новый персонаж - народный сказитель акын Жирау, который, аккомпанируя себе на домбре, комментирует события, нередко предсказывая их.

Популярным сочинением Рахмадиева стал Концерт для трубы с оркестром (1982), в котором композитор опирается на национальный мелос, сочетая его с современной виртуозной техникой. Необычайно широк круг стилистических элементов этого одночастного сочинения, обладающего чертами рапсодичности: от тем скерцозного характера, свойственных европейской классической музыке, до кюев и среднеазиатских танцевальных тем. Красочная оркестровка Концерта близка симфоническим кюям композитора.

В 80-е гг. Рахмадиев создал ораторию-реквием памяти Г. Мусрепова (1987), Концерт для скрипки с оркестром (1985), Шесть романсов на стихи М. Макатаева (1983), Семь романсов на стихи Абая (1985), музыку к кинофильму "Дорогой жизни" (1985), музыкальную комедию "Майра" (либр. Г. Мусрепова, 1985). В 1986 г. он сделал вторую редакцию оперы "Камар-сулу". Произведения Рахмадиева пользуются неизменным интересом у многочисленной публики. Они вышли далеко за пределы Казахстана и звучат во многих странах Европы, Азии, Америки.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "РАХМАДИЕВ Еркегали Рахмадиевич" в других словарях:

  • РАХМАДИЕВ Еркегали Рахмадиевич — (р. 1932) казахский композитор, народный артист СССР (1981). Оперы Камар сулу (1963), Алпамыс (1973), Песнь о Целине (1980) и др., вокально симфонические и симфонические произведения. Профессор Алма Атинской консерватории (с 1979, в 1967 75… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Рахмадиев Еркегали Рахмадиевич — (р. 1932), казахский композитор, народный артист СССР (1981). Оперы «Карам сулу» (1963), «Алпамыс» (1973), «Песнь о целине» (1980) и другие, вокально симфонические и симфонические произведения. Профессор Алма Атинской консерватории (с 1979; в… …   Энциклопедический словарь

  • Рахмадиев Е. Р. —         Еркегали Рахмадиевич (р. 1 VIII 1932, аул No 9 Чубартауского р на Семипалатинской обл.) сов. композитор, педагог, муз. обществ. деятель. Нар. арт. Казах. ССР (1975). Чл. КПСС с 1960. Кандидат в чл. ЦК компартии Казахстана с 1971. Деп.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Восточно-Казахстанская область — каз. Шығыс Қазақстан облысы Герб …   Википедия

  • Список народных артистов Казахской ССР — Ниже приведён список народных артистов Казахской ССР по годам присвоения звания …   Википедия

  • Герой Труда Казахстана — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой Труда (значения). Герой Труда Казахстана Оригинальное название …   Википедия

  • Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы — Оригинальное название Құрманғазы атындағы Қазақ Ұлттық консерваториясы Год основания 1944 Ректор Аубакирова Жания Яхияевна Расположение Алма Ат …   Википедия

  • Казахская национальная консерватория имени Курмангазы — Оригинальное название Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы Г …   Википедия

  • Семипалатинская область (Казахстан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Семипалатинская область (значения). Семипалатинская область Страна СССР Статус область Входила в Казахская ССР …   Википедия

  • Заслуженный деятель искусств Казахской ССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР  почётное звание Казахской ССР, которое присваивалось композиторам, режиссёрам, балетмейстерам, дирижёрам, художникам …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»