ПИПКОВ Любомир это:

ПИПКОВ Любомир
( 6 IX 1904, Ловеч - 9 V 1974, София)

Л. Пипков - "композитор, который порождает влияния" (Д. Шостакович), лидер болгарской композиторской школы, вышедшей на уровень современного европейского профессионализма и получившей международное признание. Пипков вырос в среде демократической прогрессивной интеллигенции, в семье музыканта. Его отец Панайот Пипков - один из пионеров профессиональной болгарской музыки, автор песен, имевших широкое хождение в революционных кругах. От отца будущий музыкант и унаследовал свой дар и гражданственные идеалы - в 20 лет он вступил в революционное движение, участвовал в деятельности подпольной тогда партии коммунистов, рискуя свободой, а подчас и жизнью.

В середине 20-х гг. Пипков - ученик Государственной музыкальной академии в Софии. Он выступает как пианист, и первые его композиторские опыты также лежат в сфере фортепианного творчества. Незаурядно одаренный юноша получает стипендию для обучения в Париже - здесь в 1926-32 гг. он занимается в Ecole Normale у известного композитора Поля Дюка и у педагога Нади Буланже. Пипков быстро вырастает в серьезного художника, о чем свидетельствуют его первые зрелые опусы: Концерт для духовых, ударных и фортепиано (1931), струнный Квартет (1928, это вообще был первый болгарский квартет), обработки народных песен. Но главное достижение этих лет-опера "Девять братьев Яны", начатая в 1929, а завершенная после возвращения на родину в 1932 г. Пипков создал первую классическую болгарскую оперу, признанную историками музыки выдающимся сочинением, которое ознаменовало переломный этап в истории болгарского музыкального театра. Остросовременную социальную идею в те времена композитор мог воплотить лишь иносказательно, на материале народных преданий, отнеся действие в далекий XIV век. На легендарно-поэтическом материале раскрыта тема борьбы добра и зла, воплощенная прежде всего в конфликте двух братьев - злобного завистливого Георгия Грозника и загубленного им, светлого душой, талантливого художника Ангела. Личная драма перерастает в общенародную трагедию, ибо развертывается в глубинах народной массы, страдающей от иноземных угнетателей, от постигшей страну чумы... Рисуя трагические события давних времен, Пипков, однако, имеет в виду современную ему трагедию. Опеpa создавалась по свежим следам потрясшего всю страну Сентябрьского антифашистского восстания 1923 г., жестоко подавленного властями, - то было время, когда погибло много лучших людей страны, когда болгарин убивал болгарина. Злободневность ее была понята сразу же после премьеры в 1937 г. - тогда официальные критики обвинили Пипкова в "коммунистической пропаганде", писали, что в опере видится протест "против сегодняшнего общественного строя", - то есть против монархического фашистского режима. Много лет спустя композитор признал, что так оно и было, что он стремился в опере "раскрыть правду жизни, полной мудрости, опыта и веры в будущее, веры, которая необходима для борьбы с фашизмом. Девять братьев Яны" - симфонизированная музыкальная драма, с остро экспрессивным языком, полная сочных контрастов, с динамичными массовыми сценами, в которых прослеживается воздействие сцен "Бориса Годунова" М. Мусоргского. Музыка оперы, как и вообще всех творений Пипкова, отличается яркой национальной характерностью.

Среди произведений, которыми Пипков откликнулся на героизм и трагедию Сентябрьского антифашистского восстания, - кантата "Свадьба" (1935), названная им революционной симфонией для хора и оркестра, и вокальная баллада "Всадники" (1929). Обе они написаны на ст. крупного поэта Н. Фурнаджиева.

Возвратившись из Парижа, Пипков включается в музыкальную и общественную жизнь своей родины. В 1932 г. вместе с коллегами и сверстниками П. Владигеровым, П. Стайновым, В. Стояновым и другими он становится одним из создателей общества "Современная музыка", объединившего все прогрессивное в отечественной композиторской школе, которая переживала первый высокий взлет. Пипков выступает также как музыкальный критик и публицист. В программной статье "О болгарском музыкальном стиле" он утверждает, что композиторское творчество должно развиваться в русле социально-активного искусства и что основой его является верность народной идее. Социальная значимость характерна для большинства крупных сочинений мастера. В 1940 г. он создает Первую симфонию - это первая в Болгарии подлинно национальная, вошедшая в отечественную классику крупная концепционная симфония. В ней находит отражение духовная атмосфера эпохи гражданской войны в Испании и начала второй мировой войны. Концепция симфонии - национально своеобразный вариант известной идеи "через борьбу к победе" - воплощена на основе болгарской образности и стилистики, опирающейся на закономерности фольклора.

Вторая опера Пипкова "Момчил" (имя народного героя, предводителя гайдуков) создавалась в 1939-43 гг., завершена в 1948 г. Она отразила патриотические настроения и демократический подъем в болгарском обществе на рубеже 40-х гг. Это народная музыкальная драма, с ярко выписанным, многогранно показанным образом народа. Важное место занимает героическая образная сфера, использован язык массовых жанров, в частности революционной маршевой песни - она здесь органично соединяется с исконными крестьянскими фольклорными истоками. Сохраняются характерные для Пипкова мастерство драматурга-симфониста и глубинная национальная почвенность стиля. Опера, впервые показанная в 1948 г. в Софийском театре, стала первой ласточкой нового этапа развития болгарской музыкальной культуры, этапа, наступившего после революции 9 сентября 1944 г. и вступления страны на путь социалистического развития.

Композитор-демократ, коммунист, обладающий большим общественным темпераментом, Пипков развертывает кипучую деятельность. Он - первый директор возрожденной Софийской оперы (1944-48), первый секретарь созданного в 1947 г. Союза болгарских композиторов (194757). С 1948 г. он профессор Болгарской государственной консерватории. В этот период в творчестве Пипкова с особой силой утверждается современная тема. Особенно ярко раскрыта она оперой "Антигона-43" (1963), остающейся поныне лучшей болгарской оперой и одной из наиболее значительных опер на современный сюжет в европейской музыке, и ораторией "О нашем времени" (1959). Чуткий художник возвысил здесь голос против войны - не той, что прошла, а той, что вновь угрожает людям. Богатство психологического содержания оратории обусловливает смелость и остроту контрастов, динамику переключений - от интимной лирики писем солдата к возлюбленной к жестокой картине всеобщего уничтожения в результате атомного удара, к трагическому образу погибших детей, окровавленных птиц. Подчас оратория обретает театральную силу воздействия.

Юная героиня оперы "Антигона-43" - школьница Анна, как когда-то Антигона, вступает в героический поединок с властями. Из неравной борьбы Анна-Антигона выходит победительницей, хотя достается ей эта моральная победа ценою жизни. Музыка оперы отличается суровой сдержанной силой, самобытностью, тонкостью психологической разработки вокальных партий, в которых доминирует ариозно-декламационный стиль. Драматургия остроконфликтна, напряженному динамизму сцен-поединков, характерных для музыкальной драмы и кратких, как пружина, напряженных оркестровых интерлюдий, противостоят эпические хоровые интермедии - это как бы голос народа, с его философскими размышлениями и этическими оценками происходящего.

В конце 60-х - начале 70-х гг. намечается новый этап в творчестве Пипкова: от героических и трагедийных концепций гражданственного звучания происходит все больший поворот к лирико-психологической, философско-этической проблематике, особой интеллектуальной утонченности лирики. Наиболее значительные произведения этих лет - Пять песен на ст. иностранных поэтов (1964) для баса, сопрано и камерного оркестра, Концерт для кларнета с камерным оркестром и Третий квартет с литаврами (1966), лирико-медитативная двухчастная Четвертая симфония для струнного оркестра (1970), хоровой камерный цикл на ст. М. Цветаевой "Приглушенные песни" (1972), циклы пьес для фортепиано. В стилистике поздних сочинений Пипкова заметно обновление выразительного потенциала, обогащение его новейшими средствами. Композитор прошел большой путь. На каждом витке своей творческой эволюции он решал задачи новые и актуальные для всей национальной школы, прокладывая ей путь в будущее.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ПИПКОВ Любомир" в других словарях:

  • Пипков Любомир — (6.9.1904, Ловеч,‒ 9.5.1974, София), болгарский композитор, музыкально общественный деятель, педагог, народный артист НРБ (1952), Герой Социалистического Труда (1967). Член БКП с 1944. Учился в Софии (1919‒26), затем в Париже у П. Дюка (1926‒32) …   Большая советская энциклопедия

  • ПИПКОВ Любомир — (1904 74) болгарский композитор. Профессор Болгарской консерватории (с 1953). Руководитель Софийской народной оперы (1944 48). Оперы 9 братьев Яны (1937), Момчил (1948), Антигона 43 (1963), Оратория о нашем времени (1959), симфонии, концерты с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пипков Любомир — (1904 1974), болгарский композитор. Ученик П. Дюка, Н. Буланже. Руководитель Софийской народной оперы (1944 48). Оперы «9 братьев Яны» (1937), «Момчил» (1948), «Антигона 43» (1963), «Оратория о нашем времени» (1959), симфонии, концерты с… …   Энциклопедический словарь

  • Пипков Л. —         Любомир (6 IX 1904, Ловеч 9 V 1974, София) болг. композитор, музыкально обществ. деятель, педагог, хор. дирижёр. Нар. артист НРБ (1952). Герой Социалистического Труда (1967). Чл. БКП (1944). Учился у отца, Панайота П. (1871 1942), одного… …   Музыкальная энциклопедия

  • Пипков —         Любомир (6.9.1904, Ловеч, 9.5.1974, София), болгарский композитор, музыкально общественный деятель, педагог, народный артист НРБ (1952), Герой Социалистического Труда (1967). Член БКП с 1944. Учился в Софии (1919 26), затем в Париже у П.… …   Большая советская энциклопедия

  • Пипков Л. — ПИ́ПКОВ Любомир (1904–74), болг. композитор. Ученик П. Дюка, Н. Буланже. Рук. Софийской нар. оперы (1944–1948). Оп. 9 братьев Яны (1937), Момчил (1948), Антигона 43 (1963), Оратория о нашем времени (1959), симфонии, концерты с орк.,… …   Биографический словарь

  • Болгарская музыка —         Болг. нар. музыка сформировалась на основе нар. музыки слав. племён, вобрав в себя элементы муз. культур др. народов, населявших территорию совр. Болгарии. Сохранились остатки мн. древних культур (фракийской, иллирийской, эллинской,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Илиев К. Н. —         Константин Николов (р. 9 III 1924, София) болг. дирижёр и композитор. Нар. арт. НРБ (1971). Окончил софийскую Академию музыки (1942 46) по классу композиции П. Владигерова, класс скрипки В. Аврамова, класс дирижирования М. Големинова. В… …   Музыкальная энциклопедия

  • Ljubomir Pipkow — Ljubomir Panajotow Pipkow (auch Lyubomir Panayotov Pipkov geschrieben, bulgarisch Любомир Панайотов Пипков; * 6. September 1904 in Lowetsch; † 9. Mai 1974 in Sofia) war ein bulgarischer Komponist. Der Sohn des Komponisten Panajot Pipkow… …   Deutsch Wikipedia

  • Друскин, Михаил Семёнович — Друскин Михаил Семёнович Дата рождения 14 января (1 января) 1905(1905 01 01) Место рождения Киев Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»