ПЕРСЕЛЛ Генри это:

ПЕРСЕЛЛ Генри
( ок. 1659, Лондон - 21 XI 1695, там же)

...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души.

Р. Роллан

"Британским Орфеем" назвали Г. Пёрселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Творчество Пёрселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса (например, расцвет театра, преследовавшегося во времена Кромвеля); возникали демократические формы музыкальной жизни - платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Пёрселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.

Пёрселл родился в семье придворного музыканта. Музыкальные занятия будущего композитора начались в Королевской капелле, он овладел игрой на скрипке, органе и клавесине, пел в хоре, брал уроки композиции у П. Хамфри (предп.) и Дж. Блоу; в печати регулярно появляются его юношеские сочинения. С 1673 г. и до конца жизни Пёрселл состоял на службе при дворе Карла II. Исполняя многочисленные обязанности (композитор ансамбля "24 скрипки короля", созданного по образцу знаменитого оркестра Людовика XIV, органист Вестминстерского аббатства и королевской капеллы, личный клавесинист короля), Пёрселл все эти годы много сочинял. Композиторское творчество оставалось его главным призванием. Напряженнейший труд, тяжелые утраты (3 сына Пёрселла умерли в младенческом возрасте) подорвали силы композитора - он умер в возрасте 36 лет.

Творческий гений Пёрселла, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Композитор написал музыку к 50 театральным постановкам. Эта интереснейшая область его творчества неразрывно связана с традициями национального театра; в частности, с жанром маски, возникшем при дворе Стюартов во второй половине XVI в. (the masque - сценическое представление, в котором игровые сцены, диалоги чередовались с музыкальными номерами). Соприкосновение с миром театра, сотрудничество с талантливыми драматургами, обращение к разнообразным сюжетам и жанрам окрыляло фантазию композитора, побуждало к поискам более рельефной и многоплановой выразительности. Так особенное богатство музыкальных образов отличает пьесу "Королева фей" (свободная переработка "Сна в летнюю ночь" Шекспира, автор текста предп. Э. Сетл). Аллегория и феерия, фантастика и высокая лирика, народно-жанровые эпизоды и буффонада - все нашло отражение в музыкальных номерах этого волшебного спектакля. Если музыка к "Буре" (переработка пьесы Шекспира) соприкасается с итальянским оперным стилем, то в музыке к "Королю Артуру" ярче обозначена природа национального характера (в пьесе Дж. Драйдена варварским нравам саксов противопоставлены благородство и суровость бриттов).

Театральные работы Пёрселла в зависимости от развитости и весомости музыкальных номеров приближаются либо к опере, либо к собственно театральным спектаклям с музыкой. Единственная в полном смысле опера Пёрселла, где весь текст либретто положен на музыку, - "Дидона и Эней" (либр. Н. Тейта по "Энеиде" Вергилия - 1689). Остро индивидуальный характер лирических образов, поэтичных, хрупких, утонченно-психологических, и глубокие почвенные связи с английским фольклором, бытовыми жанрами (сцена сборища ведьм, хоры и пляски матросов) - это сочетание определило совершенно неповторимый облик первой английской национальной оперы, одного из самых совершенных творений композитора. Пёрселл предназначал "Дидону" для исполнения не профессиональными певцами, а ученицами пансиона. Этим во многом объясняется камерный склад произведения - небольшие формы, отсутствие сложных виртуозных партий, господствующий строгий, благородный тон. Гениальным открытием композитора стала предсмертная ария "Дидоны" - последняя сцена оперы, ее лирико-трагическая кульминация. Покорность судьбе, мольба и жалоба, скорбь прощания звучат в этой глубоко исповедальной музыке. "Сцена прощания и смерти Дидоны могла бы одна обессмертить это произведение", - писал Р. Роллан.

В опоре на богатейшие традиции национального хорового многоголосия сформировалось вокальное творчество Пёрселла: песни, вошедшие в изданный посмертно сборник "Британский Орфей", хоры в народном стиле, антемы (английские духовные песнопения на библейские тексты, исторически подготовившие оратории Г. Ф. Генделя), светские оды, кантаты, кэтчи (распространенные в английском быту каноны) и т. п. Много лет работавший с ансамблем "24 скрипки короля", Пёрселл оставил замечательные произведения для струнных (15 фантазий, Соната для скрипки, Чакона и павана на 4 партии, 5 паван и т. п.). Под впечатлением трио-сонат итальянских композиторов С. Росси, Дж. Витали написаны 22 трио-сонаты для двух скрипок, баса и клавесина. В клавирном творчестве Пёрселла (8 сюит, более 40 отдельных пьес, 2 цикла вариаций, токката) получили развитие традиции английских вёрджинелистов (вёрджинел - английская разновидность клавесина).

Только через 2 века после смерти Пёрселла наступила пора возрождения его творчества. Созданное в 1876 г. Общество Пёрселла поставило своей целью серьезное изучение наследия композитора и подготовку издания полного собрания его сочинений. В XX в. английские музыканты стремились привлечь внимание публики к произведениям первого гения отечественной музыки; особенно значительна исполнительская, исследовательская, творческая деятельность Б. Бриттена - выдающегося английского композитора, сделавшего обработки песен Пёрселла, новую редакцию "Дидоны", создавшего Вариации и фугу на тему Пёрселла - великолепное оркестровое сочинение, своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ПЕРСЕЛЛ Генри" в других словарях:

  • Перселл, Генри — Генри Пёрселл Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 1659 1695) английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Брат композитора Дэниела Пёрселла. Биография Генри Перселл родился 10 сентября 1659 г. в …   Википедия

  • Перселл Генри — Генри Пёрселл Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 1659 1695) английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Брат композитора Дэниела Пёрселла. Биография Генри Перселл родился 10 сентября 1659 г. в …   Википедия

  • ПЕРСЕЛЛ Генри — (Purcell, Henry) (1659 1695), английский композитор. Родился, по видимому, в Лондоне. О жизни Перселла известно немного, не установлена даже личность его отца. Известно, что композитор женился в 1681, имел шестерых детей и умер, мало что оставив… …   Энциклопедия Кольера

  • Перселл, Генри — (Purcell, Henry, 1659 1695) великий композитор, среди его произведений, связанных с творчеством Шекспира, партитура * Королевы фей и музыка (1694) к спектаклю * История Тимона Афинского, человеконенавистника Шедуэлла. Фрагменты оперы Перселла… …   Шекспировская энциклопедия

  • Перселл Г. — Генри Пёрселл Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 1659 1695) английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Брат композитора Дэниела Пёрселла. Биография Генри Перселл родился 10 сентября 1659 г. в …   Википедия

  • ПЕРСЕЛЛ (Purcell) Генри — (ок. 1659 95) английский композитор. Создатель первой национальной оперы Дидона и Эней (1689). Музыка к драматическим спектаклям, многоголосные хоровые культовые (гимны и др.) и светские (песни) сочинения, инструментальные произведения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Перселл — Пёрселл (англ. Purcell) английская фамилия. Известные носители: Пёрселл, Генри британский композитор и органист. Пёрселл, Дэниел брат Генри Пёрселла, музыкант. Пёрселл, Эдуард Миле американский физик …   Википедия

  • Перселл, Эдвард — Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль , США  7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США)  американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… …   Википедия

  • Перселл, Эдвард Миллс — Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль , США  7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США)  американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… …   Википедия

  • Перселл, Эдуард Миле — Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль , США  7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США)  американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»