ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф

ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф
( р. 25 XI 1933. Денбица)

Ведь, коль лежащему вне, за пределами нашего мира,

Нету пространству границ, то старается ум доискаться.

Что же находится там, куда мысль устремляется наша,

И куда дух наш летит, подымаясь в паренье свободным.

Лукреций. О природе вещей

Музыку второй половины XX в. трудно представить себе без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки, ее метания между взаимоисключающими крайностями. Стремление к дерзкому новаторству в области средств выражения и ощущение органической связи с культурной традицией, уходящей в глубь веков, предельное самоограничение в некоторых камерных сочинениях и склонность к монументальным, почти "космическим" звучаниям вокально-симфонических произведений. Динамизм творческой личности заставляет художника испытывать "на прочность" разнообразные манеры и стили, овладевать всеми новейшими достижениями техники композиции XX в.

Пендерецкий родился в семье адвоката, где профессиональных музыкантов не было, но музицировали часто. Родители, обучая Кшиштофа игре на скрипке и фортепиано, не думали, что он станет музыкантом. В 15 лет Пендерецкий по-настоящему увлекся игрой на скрипке. В небольшом Денбице единственным музыкальным коллективом был городской духовой оркестр. Его руководитель С. Дарляк сыграл важную роль в развитии будущего композитора. В гимназии Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижером. В 1951 г. он окончательно решает стать музыкантом и уезжает учиться в Краков. Одновременно с занятиями в музыкальной школе Пендерецкий посещает университет, слушая лекции по классической филологии и по философии у Р. Ингардена. Он основательно изучает латынь и греческий, интересуется античной культурой. Занятия теоретическими дисциплинами с Ф. Сколышевским - ярко одаренной личностью, пианистом и композитором, физиком и математиком - привили Пендерецкому умение мыслить самостоятельно. После занятий с ним Пендерецкий поступает в Высшую музыкальную школу Кракова в класс композитора А. Малявского. На молодого композитора особенно сильное влияние оказывает музыка Б. Бартока, И. Стравинского, он изучает манеру письма П. Булеза, в 1958 г. знакомится с Л. Ноно, который посещает Краков.

В 1959 г. Пендерецкий побеждает на конкурсе, организованном Союзом польских композиторов, представив сочинения для оркестра - "Строфы, Эманации" и "Псалмы Давида". С этих произведений начинается международная известность композитора: они исполняются во Франции, Италии, Австрии. На стипендию Союза композиторов Пендерецкий едет в двухмесячную поездку по Италии.

С 1960 г. начинается интенсивная творческая деятельность композитора. В этом году он создает одно из самых известных произведений послевоенной музыки "Трен памяти жертв Хиросимы", которое дарит городскому музею Хиросимы. Пендерецкий становится постоянным участником международных фестивалей современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе, знакомится со многими музыкантами, издателями. Произведения композитора ошеломляют новизной приемов не только слушателей, но и музыкантов, которые порой не сразу соглашаются разучивать их. Кроме инструментальных сочинений Пендерецкий в 60-х гг. пишет музыку для театра и кино, для драматических и кукольных спектаклей. Он работает в Экспериментальной студии Польского радио, создает там свои электронные композиции, в том числе пьесу "Экехейрия" для открытия мюнхенских Олимпийских игр 1972 г.

С 1962 г. произведения композитора звучат в городах США и Японии.

Пендерецкий выступает с лекциями о современной музыке в Дармштадте, Стокгольме, Берлине. После эксцентрического, крайне авангардистского сочинения "Флуоресценции" для оркестра, пишущей машинки, стеклянных и железных предметов, электрических звонков, пилы композитор обращается к сочинениям для солирующих инструментов с оркестром и произведениям крупной формы: опере, балету, оратории, кантате (оратория "Dies irae", посвященная жертвам Освенцима, - 1967; детская опера "Самый сильный; оратория Страсти по Луке" - 1965, монументальное сочинение, выдвинувшее Пендерецкого в число самых исполняемых композиторов XX в.).

В 1966 г. композитор едет на фестиваль музыки стран Латинской Америки, в Венесуэлу и впервые посещает СССР, куда впоследствии приезжает неоднократно в качестве дирижера, исполнителя собственных сочинений. В 1966-68 гг. композитор ведет композиторский класс в Эссене (ФРГ), в 1969 - в Западном Берлине. В 1969 г. в Гамбурге и Штутгарте ставится новая опера Пендерецкого "Дьяволы из Людена", (1968), которая в том же году появляется на сценах 15 городов мира. В 1970 г. Пендерецкий завершает одно из самых впечатляющих и эмоциональных своих сочинений - "Заутреню". Обращаясь к текстам и напевам православной службы, автор применяет средства новейшей композиторской техники. Первое исполнение "Заутрени" в Вене (1971) вызвало огромный энтузиазм слушателей, критики и всей музыкальной общественности Европы. По заказу ООН композитор, пользующийся большим авторитетом во всем мире, создает для ежегодных концертов ООН ораторию "Космогония", построенную на высказываниях философов древности и современности о происхождении вселенной и устройстве мироздания - от Лукреция до Ю. Гагарина. Пендерецкий много занимается педагогикой: с 1972 г. он ректор краковской Высшей музыкальной школы, одновременно ведет класс композиции в Йельском университете (США). К 200-летию США композитор пишет оперу "Потерянный рай" по поэме Дж. Мильтона (премьера в Чикаго, 1978 г.). Из других крупных сочинений 70-х гг. можно выделить Первую симфонию, ораториальные сочинения "Магнификат" и "Песнь песней", а также Скрипичный концерт (1977), посвященный первому исполнителю И. Стерну и написанный в неоромантической манере. В 1980 г. композитор пишет Вторую симфонию и "Те Deum".

В последние годы Пендерецкий много концертирует, занимается со студентами-композиторами из разных стран. В Штутгарте (1979) и Кракове (1980) проходят фестивали его музыки, а в местечке Люславицы Пендерецкий сам организует международный фестиваль камерной музыки молодых композиторов. Яркая контрастность, зримость музыки Пендерецкого объясняет его постоянный интерес к музыкальному театру. Третья опера композитора "Черная маска" (1986) по пьесе Г. Гауптмана соединяет нервную экспрессивность с элементами ораториальности, психологическую точность и глубину вневременной проблематики. "Я писал "Черную маску" так, как будто это мое последнее сочинение", - сказал Пендерецкий в одном из интервью. - "Для себя я решил завершить период увлечения поздним романтизмом".

Композитор находится сейчас в зените всемирной славы, являясь одним из самых авторитетных музыкальных деятелей. Его музыка звучит на разных континентах в исполнении самых известных артистов, оркестров, театров, захватывая многотысячную аудиторию.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф" в других словарях:

  • Пендерецкий Кшиштоф — (Penderecki) (р. 1933), польский композитор, дирижёр, педагог. Экспериментировал в области новых средств выразительности, в том числе сонорики. В сочинениях конца 1970 80 х гг. близок неоромантизму. Оперы «Черти из Людена» (1968), «Потерянный… …   Энциклопедический словарь

  • Пендерецкий, Кшиштоф — Кшиштоф Пендерецкий польск. Krzysztof Penderecki …   Википедия

  • Пендерецкий Кшиштоф — Пендерецкий (Penderecki) Кшиштоф (родился 23.11.1933, Дембица), польский композитор. Ведущий представитель польского авангардизма. Преподаёт композицию в Государственной высшей школе музыки в Кракове (с 1972 ректор) и в консерватории в Эссене… …   Большая советская энциклопедия

  • Пендерецкий Кшиштоф — Krzysztof Penderecki Кшиштоф Пендерецкий (23 октября 1933(19331023), Дембица)  выдающийся современный польский композитор и дирижёр. Содержание 1 Юность …   Википедия

  • ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф — (Penderecki, Krzysztof) (р. 1933), крупнейший композитор польского музыкального авангарда. Про его музыку говорили, что она создана не из тонов, а из звуков . Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем …   Энциклопедия Кольера

  • Пендерецкий — Пендерецкий, Кшиштоф Кшиштоф Пендерецкий польск. Krzysztof Penderecki на XIII Звёздном Фестивале в Гданьске, 2008 …   Википедия

  • Кшиштоф Занусси — Krzysztof Zanussi Кшиштоф Занусси (2007) Дата рождения: 17 июня 1939 (69 лет)(19390617) …   Википедия

  • ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Penderecki) Кшиштоф — (р. 1933) польский композитор, дирижер, педагог. Экспериментирует в области новых средств выразительности, в т. ч. сонорики. В сочинениях кон. 1970 80 х гг. близок неоромантизму. Оперы Черти из Людена (1968), Потерянный рай (1978); 2 симфонии… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕНДЕРЕЦКИЙ — (Penderecki) Кшиштоф (родился в 1933), польский композитор, дирижер. Экспериментировал в области новых средств выразительности, в том числе сонорики. В сочинениях конца 1970 80 х гг. близок неоромантизму. Оперы Черти из Людена (1968), Потерянный… …   Современная энциклопедия

  • Кшиштоф Пендерецкий — Krzysztof Penderecki Кшиштоф Пендерецкий (23 октября 1933(19331023), Дембица)  выдающийся современный польский композитор и дирижёр. Содержание 1 Юность …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»