ПАИЗИЕЛЛО Джованни это:

ПАИЗИЕЛЛО Джованни
( 9 V 1740, Таранто - 5 VI 1816, Неаполь)

Дж. Паизиелло принадлежит к тем итальянским композиторам, дарование которых ярче всего раскрылось в жанре оперы-buffa. С творчеством Паизиелло и его современников - Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы - связан период блестящего расцвета этого жанра во второй половине XVIII в.

Начальное образование и первые музыкальные навыки Паизиелло получил в коллегии иезуитов. Большая часть его жизни прошла в Неаполе, где он учился в консерватории San Onofrio у Ф. Дуранте - известного оперного композитора, наставника Дж. Перголези и Пиччинни (1754-63).

Получив звание помощника учителя, Паизиелло преподавал в консерватории, а свободное от занятий время посвящал сочинению. К концу 1760-х гг. Паизиелло - уже известнейший в Италии композитор; его оперы (преимущ. buifa) с успехом ставятся в театрах Милана, Рима, Венеции, Болоньи и др., отвечая вкусам достаточно широкой, в том числе и самой просвещенной публики.

Так, известный английский музыкальный писатель Ч. Бёрни (автор знаменитых "Музыкальных путешествий") высоко отзывался об услышанной в Неаполе onepe-buffa "Козни любви: ...Музыка мне очень понравилась; она была полна огня и фантазии, ритурнели изобиловали новыми пассажами, а вокальные партии - такими изящными и простыми мелодиями, которые запоминаются и уносятся с собой после первого же прослушивания или могут быть исполнены в домашнем кругу маленьким оркестром и даже, за неимением другого инструмента, клавесином".

В 1776 г. Паизиелло отправляется в Петербург, где без малого 10 лет служит придворным композитором. (Практика приглашения итальянских композиторов давно сложилась при императорском дворе, предшественниками Паизиелло в Петербурге были прославленные маэстро - Б. Галуппи и Т. Траэтта.) Среди многочисленных опер "петербургского" периода - "Служанка-госпожа" (1781), новая интерпретация сюжета, полвека назад использованного в знаменитой опере Перголези - родоначальнице жанра buffa; а также "Севильский цирюльник" по комедии П. Бомарше (1782), на протяжении нескольких десятилетий пользовавшийся огромным успехом у европейской публики. (Когда молодой Дж. Россини в 1816 г. вновь обратился к этому сюжету, многие расценили это как величайшую дерзость.)

Оперы Паизиелло ставились и при дворе, и в театрах для более демократической аудитории - Большом (Каменном) в Коломне, Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле). В обязанности придворного композитора входило также и создание инструментальной музыки для придворных празднеств и концертов: в творческом наследии Паизиелло 24 дивертисмента для духовых инструментов (некоторые имеют программные названия - "Диана, Полдень, Заход солнца" и т. п.), клавирные пьесы, камерные ансамбли. В петербургских духовных концертах исполнялась оратория Паизиелло "Страсти Христовы" (1783). Вернувшись в Италию (1784), Паизиелло получил место композитора и капельмейстера при дворе короля Неаполитанского. В 1799 г., когда войска Наполеона при поддержке революционно настроенных итальянцев свергли в Неаполе монархию Бурбонов и провозгласили Партенопейскую республику, Паизиелло занимает пост директора национальной музыки. Но уже через полгода композитор отстранен от должности. (Республика пала, король вернулся к власти, капельмейстеру предъявлено обвинение в измене - вместо того, чтобы во время беспорядков последовать за королем в Сицилию, он перешел на сторону мятежников.)

Тем временем из Парижа пришло заманчивое приглашение - возглавить придворную капеллу Наполеона. В 1802 г. Паизиелло приехал в Париж. Однако его пребывание во Франции не было продолжительным. Равнодушно встреченный французской публикой (написанные в Париже опера-seria "Прозерпина" и интермедия "Камилетта" не имели успеха), он уже в 1803 г. вернулся на родину. Последние годы композитор жил замкнуто, уединенно, сохраняя связи лишь с самыми близкими друзьями.

Более чем сорокалетний творческий путь Паизиелло был наполнен чрезвычайно интенсивной и многообразной деятельностью - он оставил более 100 опер, оратории, кантаты, мессы, многочисленные произведения для оркестра (напр., 12 симфоний - 1784) и камерные ансамбли. Крупнейший мастер оперы-buffa, Паизиелло поднял этот жанр на новую ступень развития, обогатил приемы комедийной (нередко с элементом острой сатиры) музыкальной характеристики персонажей, усилил роль оркестра.

Поздние оперы отличает разнообразие ансамблевых форм - от простейших "дуэтов согласия" до больших финалов, в которых музыка отражает все сложнейшие перипетии сценического действия. Свобода в выборе сюжетов, литературных источников отличает творчество Паизиелло от многих его современников, работавших в жанре buffa. Так, в знаменитой "Мельничихе" (1788-89) - одной из лучших комических опер XVIII в. - черты пасторали, идиллии переплетаются с остроумной пародией и сатирой. (Темы из этой оперы легли в основу фортепианных вариаций Л. Бетховена.) Традиционные приемы серьезной мифологической оперы высмеиваются в "Воображаемом философе". Непревзойденный мастер пародийных характеристик, Паизиелло не обошел вниманием даже глюковского "Орфея" (оперы-buffa "Обманутое дерево" и "Мнимый Сократ"). Композитора привлекают и модные в то время экзотические восточные сюжеты ("Вежливый араб, Китайский идол"), а "Нина, или Безумная от любви" носит характер лирической сентиментальной драмы. Творческие принципы Паизиелло во многом были восприняты В. А. Моцартом, оказали сильнейшее воздействие на Дж. Россини. В 1868 г., уже на склоне лет, прославленный автор "Севильского Цирюльника" писал: "В одном парижском театре как-то был представлен "Цирюльник" Паизиелло: жемчужина безыскусных мелодий и театральности. Он завоевал огромный и вполне заслуженный успех".


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ПАИЗИЕЛЛО Джованни" в других словарях:

  • Паизиелло, Джованни — Джованни Паизиелло Giovanni Paisiello …   Википедия

  • Паизиелло Джованни — Портрет кисти Виже Лебрен, 1791 Джованни Паизиелло (итал. Giovanni Paisiello, 9 мая 1741, Роккафорцата, Таранто 5 июня 1816, Неаполь) итальянский оперный композитор, много работавший в России. Выдающийся мастер комического реализма, он оказал… …   Википедия

  • Паизиелло Джованни — Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) (1740 1816), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Из 100 опер наиболее популярны оперы буффа (оказали влияние на творчество В. А. Моцарта и Дж. Россини), среди которых «Служанка… …   Энциклопедический словарь

  • ПАИЗИЕЛЛО Джованни — ПАИЗИЕЛЛО (Паэзиелло) (Paisiello Paesiello) Джованни (1740 1816), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Мастер оперы буффа: Севильский цирюльник (1782), Нина, или Безумная от любви (1789) и др. В 1776 84 работал в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Паизиелло Джованни — Паизиелло, Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) Джованни (9.5.1740, Таранто, 5.6.1816, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Дебютировал в Болонье оперой «Болтун» (1764). В 1776 83 жил в России, работал… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАИЗИЕЛЛО Джованни — (Paisiello, Giovanni) (1740 1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в… …   Энциклопедия Кольера

  • Паизиелло Джованни — (Giovanni Paisiello, 1741 1816) один из лучших итальянских оперных композиторов. В 1763 г. в Болонье поставлены с блестящим успехом его две оперы. Модена, Парма, Венеция, Милан, Рим, Турин наперерыв приглашали П. ставить свои оперы в их театрах.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Паизиелло Джованни Грегорио — ПАИЗИЕЛЛО (Паэзиелло) Джованни Грегорио (1740 1816) итал. композитор. Нач. образование получил в школе иезуитов в Таранто, затем в 1754 63 обучался в конс. Сант Онофрио а Капуана в Неаполе (по композиции у Ф. Дуранте), где решил обосноваться.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Паизиелло — Паизиелло, Джованни Портрет кисти Виже Лебрен, 1791 Джованни Паизиелло (итал. Giovanni Paisiello, 9 мая 1741, Роккафорцата, Таранто 5 июня 1816 …   Википедия

  • Джованни Паизиелло — Портрет кисти Виже Лебрен, 1791 Джованни Паизиелло (итал. Giovanni Paisiello, 9 мая 1741, Роккафорцата, Таранто 5 июня 1816, Неаполь) итальянский оперный композитор, много работавший в России. Выдающийся мастер комического реализма, он оказал… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»