МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ Феликс это:

МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ Феликс
( 3 II 1809, Гамбург - 4 XI 1847, Лейпциг)

Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их.

Р. Шуман

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям - она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов.

Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора - известный философ; отец - глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств - дал своему сыну прекрасное образование. В 1811г. семья переехала в Берлин, где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов - Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция). В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер. Игру двенадцатилетнего пианиста слушал И. В. Гёте. Встречи с великим поэтом в Веймаре остались самыми прекрасными воспоминаниями юных лет.

Общение с серьезными художниками, разнообразные музыкальные впечатления, посещение лекций в Берлинском университете, высокопросвещенная среда, в которой рос Мендельсон, - все способствовало быстрому профессиональному и духовному становлению. С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения. Уже в юности началась просветительская деятельность Мендельсона. Исполнение под его управлением "Страстей по Матфею" И. С. Баха (1829) стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, послужило толчком к возрождению творчества Баха. В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе. Желание поднять уровень исполнения, пополнить репертуар классическими произведениями (оратории Г. Ф. Генделя и И. Гайдна, оперы В. А. Моцарта, Л. Керубини) натолкнулось на равнодушие городских властей, косность немецкого бюргерства.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов - своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил "великий кантор". В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт, "Шотландская" симфония, музыка к "Сну в летнюю ночь" В. Шекспира, последние тетради "Песен без слов", оратория "Илия" и др.). Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм. В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру "Сон в летнюю ночь" - произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. "Расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора, - законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет". В одночастной программной увертюре, возникшей под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это светлая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры получил развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х гг. Мендельсон вернулся к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся, в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом "Итальянская симфония" - 1833), а также в северные страны - Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах "Фингалова пещера (Гебриды), Морская тишь и счастливое плавание" (обе 1832), в "Шотландской" симфонии (1830-42).

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили "Песни без слов" (48 пьес, 1830-45) - замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры - виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории "Павел, Илия", кантата "Первая Вальпургиева ночь" (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) - для любительского, домашнего музицирования, во все времена чрезвычайно популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона - воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ Феликс" в других словарях:

  • Мендельсон-Бартольди, Феликс — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Мендельсон Бартольди, Феликс — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Феликс Мендельсон-Бартольди — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Мендельсон-Бартольди — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Мендельсон Бартольди — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс — (1809—1847), немецкий композитор, дирижёр, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Представитель немецкого музыкального романтизма. Основоположник так называемой лейпцигской композиторской школы.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ — (Mendelssohn Bartholdy), Якоб Людвйг Феликс (обыкновенно называемый просто Мендельсон; фамилию Барттольди отец его присоединил к своей в память зятя и для отличия от других отраслей семейства М.), род. 3 февр. 1809 в Гамбурге, ум. 4 ноября 1847 в …   Музыкальный словарь Римана

  • Мендельсон-Бартольди Я. Л. — МЕНДЕЛЬСÓН БАРТÓЛЬДИ (Mendelssohn Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург, – 4.11.1847, Лейпциг), нем. композитор, пианист и дирижёр. Учился у К. Ф. Цельтера. Один из значит. представителей романтизма в нем. музыке, М. создал произв …   Балет. Энциклопедия

  • МЕНДЕЛЬСÓН Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс — Мендельсон Бартольди (Mendelssohn Bartholdy) Феликс (1809–1847), нем. композитор, дирижёр, пианист и органист. Основатель первой нем. консерватории (1843, Лейпциг). Предст. нем. муз. романтизма. Основоположник т. н. лейпцигской… …   Биографический словарь

  • Мендельсон — (Мендельсон Бартольди) Феликс (1809 1847) немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг) …   Словарь литературных типов

Книги

Другие книги по запросу «МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ Феликс» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»