МЕЙЕРБЕР Джакомо это:

МЕЙЕРБЕР Джакомо
(наст. имя и фам. Якоб Либман Бер, Beer) (5 IX 1791, Тасдорф, близ Берлина - 2 V 1864, Париж, похоронен в Берлине) Судьба Дж. Мейербера - крупнейшего оперного композитора XIX в. - сложилась счастливо. Он не должен был добывать себе на пропитание, как это делали В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, М. Мусоргский и другие художники, ибо родился в семье крупного берлинского банкира. Он не отстаивал в юности свое право на творчество - его родители, люди весьма просвещенные, любившие и понимавшие искусство, делали все, чтобы дети получили самое блестящее образование. Лучшие учителя Берлина прививали им вкус к классической литературе, истории, языкам. Мейербер в совершенстве владел французским и итальянским, знал греческий, латынь, еврейский языки. Одаренными были и братья Джакомо: Вильгельм стал впоследствии известным астрономом, младший брат, рано умерший, был талантливым поэтом, автором трагедии "Струэнзе", к которой Мейербер впоследствии написал музыку.

Джакомо, старший из братьев, начал учиться музыке с 5 лет. Сделав громадные успехи, в 9 лет он выступает в публичном концерте с исполнением Концерта ре минор Моцарта. Его учителем становится знаменитый М. Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А. Вебера. Позже Фоглер сам приглашает Мейербера в Дармштадт (1811), куда к знаменитому педагогу съезжались ученики со всех концов Германии. Там Мейербер подружился с К. М. Вебером - будущим автором "Волшебного стрелка" и "Эврианты".

Среди первых самостоятельных опытов Мейербера - кантата "Бог и природа" и 2 оперы: "Клятва Иевфая" на библейский сюжет (1812) и комическая, на сюжет сказки из "Тысячи и одной ночи, Хозяин и гость" (1813). Оперы были поставлены в Мюнхене и Штутгарте и успеха не имели. Критика упрекала композитора в сухости и отсутствии мелодического дара. Вебер утешал упавшего духом друга, а опытный А. Сальери посоветовал ему поехать в Италию, чтобы воспринять у ее великих мастеров грацию и красоту мелодий.

В Италии Мейербер проводит несколько лет (1816-24). На сценах итальянских театров царит музыка Дж. Россини, с триумфом проходят премьеры его опер "Танкред" и "Севильский цирюльник". Мейербер стремится усвоить новую манеру письма. В Падуе, Турине, Венеции, Милане идут его новые оперы - "Ромильда и Констанца" (1817), "Узнанная Семирамида" (1819), "Эмма Ресбургская" (1819), "Маргарита Анжуйская" (1820), "Изгнанник из Гренады" (1822) и, наконец, самая яркая опера тех лет "Крестоносец в Египте" (1824). Она имеет успех не только в Европе, но и в США, в Бразилии, некоторые отрывки из нее становятся популярными.

"Я не хотел подражать Россини", - утверждает и как бы оправдывается Мейербер, - "и писать по-итальянски, как это утверждают, но должен был так писать... в силу своего внутреннего влечения". Действительно, многие немецкие друзья композитора - и в первую очередь Вебер - не приветствовали эту итальянскую метаморфозу. Скромный успех итальянских опер Мейербера в Германии не обескураживал композитора. У него появилась новая цель: Париж - крупнейший в то время политический и культурный центр. В 1824 г. в Париж Мейербера приглашает не кто иной, как маэстро Россини, не подозревавший тогда, что делает шаг, роковой для своей славы. Он даже способствует постановке "Крестоносца" (1825), покровительствуя молодому композитору. В 1827 г. Мейербер переселяется в Париж, где находит свою вторую родину и где к нему приходит мировая слава.

В Париже конца 1820-х гг. бурлила политическая и художественная жизнь. Приближалась буржуазная революция 1830 г. Либеральная буржуазия исподволь готовила ликвидацию Бурбонов. Имя Наполеона окружено романтическими легендами. Распространяются идеи утопического социализма. Молодой В. Гюго в знаменитом предисловии к драме "Кромвель" провозглашает идеи нового художественного течения - романтизма. В музыкальном театре наряду с операми Э. Мегюля и Л. Керубини особенно популярны сочинения Г. Спонтини. Созданные им образы древних римлян в сознании французов перекликаются с героями наполеоновской эпохи. Звучат комические оперы Дж. Россини, Ф. Буальдье, Ф. Обера. Г. Берлиоз пишет свою новаторскую "Фантастическую симфонию". В Париж съезжаются прогрессивные литераторы других стран - Л. Бёрне, Г. Гейне. Мейербер внимательно наблюдает парижскую жизнь, завязывает артистические и деловые контакты, посещает театральные премьеры, среди которых звучат два этапных для романтической оперы сочинения - "Немая из Портичи (Фенелла)" Обера (1828) и "Вильгельм Телль" Россини (1829). Знаменательной стала встреча композитора с будущим либреттистом Э. Скрибом, превосходным знатоком театра и вкусов публики, мастером сценической интриги. Результатом их сотрудничества стала романтическая опера "Роберт-дьявол" (1831), имевшая ошеломляющий успех. Яркие контрасты, живое действие, эффектные вокальные номера, оркестровая звукопись - все это становится характерным и для других опер Мейербера.

Триумфальная премьера "Гугенотов" (1836) окончательно подавляет всех его соперников. Громкая слава Мейербера проникает и на его родину - в Германию. В 1842 г. прусский король Фридрих-Вильгельм IV приглашает его генераль-музикдиректором в Берлин. В Берлинской опере Мейербер принимает к постановке "Летучего голландца" Р. Вагнера (дирижирует автор), приглашает в Берлин Берлиоза, Листа, Г. Маршнера, интересуется музыкой М. Глинки и исполняет трио из "Ивана Сусанина". В свою очередь Глинка пишет: "Оркестром управлял Мейербер, а надо сознаться, что он отличнейший капельмейстер во всех отношениях". Для Берлина композитор пишет оперу "Лагерь в Силезии" (главную партию исполняет знаменитая Ж. Линд), в Париже ставятся "Пророк" (1849), "Северная звезда" (1854), Динара (1859). Последняя опера Мейербера "Африканка" увидела сцену через год после его смерти - в 1865 г.

В своих лучших сценических произведениях Мейербер выступает как крупнейший мастер. Первоклассное музыкальное дарование, особенно в области оркестровки и мелодии, не отрицали даже его оппоненты Р. Шуман и Р. Вагнер. Виртуозное владение оркестром позволяет ему достигать тончайших живописных и ошеломляющих драматических эффектов (сцена в соборе, эпизод сна, коронационный марш в опере "Пророк" или освящение мечей в "Гугенотах"). Не меньшее мастерство и во владении хоровыми массами. Влияние творчества Мейербера испытали многие его современники, в т. ч. и Вагнер в операх "Риенци, Летучий голландец" и отчасти - в "Тангейзере". Современников захватывала также политическая направленность опер Мейербера. В псевдоисторических сюжетах они видели борьбу идей сегодняшнего дня. Композитор сумел тонко почувствовать эпоху. Гейне, с энтузиазмом воспринимавший творчество Мейербера, писал: "Это человек своего времени, и время, которое всегда умеет выбирать своих людей, шумно подняло его на щит и провозгласило его господство".


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "МЕЙЕРБЕР Джакомо" в других словарях:

  • Мейербер, Джакомо — Джакомо Мейербер Giacomo Meyerbeer Основная информация Дата рождения 5 сентября 1791 …   Википедия

  • Мейербер Джакомо — Джакомо Мейербер Джакомо Мейербер Джакомо Мейербер (нем. Giacomo Meyerbeer, урожденный Якоб Либман Бер нем. Jacob Liebm …   Википедия

  • МЕЙЕРБЕР Джакомо — (Meyerbeer, Giacomo) ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР. (1791 1864), немецкий композитор. Якоб Либман Бер (впоследствии присоединил к своей фамилии фамилию деда Мейера) родился 5 сентября 1791 в Берлине. В детстве выступал как пианист вундеркинд, рано начал… …   Энциклопедия Кольера

  • Мейербер Джакомо — (Meyerbeer), настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер (Beer) (1791 1864), композитор. Жил в Германии, Италии, Франции, писал для театров этих стран. Создал жанр большой героико романтической оперы (см. Большая опера): «Роберт Дьявол» (1830),… …   Энциклопедический словарь

  • Мейербер Джакомо — Мейербер (Meyerbeer) Джакомо (настоящее имя и фамилия ‒ Якоб Либман Бер; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина, ‒ 2.5.1864, Париж), композитор. Родился в семье еврейского банкира. Музыкальное образование получил под руководством М. Клементи… …   Большая советская энциклопедия

  • Мейербер, Джакомо — МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер) (1791 1864), французский композитор. Жил и работал также в Германии, Италии. Создатель жанра большой оперы: “Роберт Дьявол” (1830, ознаменовала появление романтического… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мейербер Джакомо — (наст. имя и фам. Якоб Либман Бер; 1791–1864) – композитор. Жил в Германии, Италии, Франции. Писал для т ров этих стран. Создал жанр большой героико романтич. оперы: «Роберт Дьявол» (1830), «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1849; в России под назв.… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Мейербер Джакомо — (1791 1864) наст. имя Якоб Либман Бер; французский пианист, дирижер и композитор, автор оперы Роберт дьявол , которой в 40 е гг. был очень увлечен Ф. М. Достоевский, а также опер Гугеноты , Пророк , Африканка и др …   Словарь литературных типов

  • Джакомо Мейербер — Джакомо Мейербер (нем. Giacomo Meyerbeer, урожденный Якоб Либман Бер нем. Jacob Liebm …   Википедия

  • Мейербер, Жак — Джакомо Мейербер Джакомо Мейербер Джакомо Мейербер (нем. Giacomo Meyerbeer, урожденный Якоб Либман Бер нем. Jacob Liebm …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «МЕЙЕРБЕР Джакомо» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»