МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович это:

МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович
( р. 6 X 1913, Гори)

Мачавариани - композитор удивительно национальный. Одновременно с этим он обладает острым ощущением современности. ...Мачавариани обладает способностью достигать органического сплава опыта национальной и инонациональной музыки.

К. Караев

А. Мачавариани - один из крупнейших композиторов Грузии, С именем этого художника неразрывно связано развитие музыкального искусства республики. В его творчестве соединились благородство и величавая красота народного многоголосия, старинных грузинских песнопений и острота, импульсивность современных средств музыкальной выразительности.

Мачавариани родился в Гори. Здесь находилась знаменитая Горийская учительская семинария, которая сыграла значительную роль в развитии образования в Закавказье (в ней учились композиторы У. Гаджибеков, М. Магомаев). С детства Мачавариани окружала народная музыка и сказочная по красоте природа. В доме отца будущего композитора, руководившего любительским хором, собиралась интеллигенция Гори, звучали народные песни.

В 1936 г. Мачавариани оканчивает Тбилисскую государственную консерваторию по классу П. Рязанова, в 1940 г. - аспирантуру под руководством этого незаурядного педагога. В 1939 г. появляются первые симфонические сочинения Мачавариани - поэма "Дуб и мошкара" и поэма с хором "Горийские картинки".

Несколько лет спустя композитор пишет фортепианный концерт (1944), о котором Д. Шостакович сказал: "Автор его - молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк". Откликом на события Великой Отечественной войны стала опера Мать и сын (1945, по одноим. поэме И. Чавчавадзе). Позже композитор напишет балладу-поэму "Арсен" для солистов и хора a cappella (1946), Первую симфонию (1947) и поэму для оркестра с хором "На смерть героя" (1948).

В 1950 г. Мачавариани создает лирико-романтический Скрипичный концерт, с тех пор прочно вошедший в репертуар советских и зарубежных исполнителей. Величавая оратория "День моей родины" (1952) воспевает мирный труд, красоту родной земли. Этот цикл музыкальных картин, пронизанных элементами жанрового симфонизма, основан на народно-песенном материале, претворенном в романтическом духе. Образно-эмоциональным камертоном, своего рода эпиграфом оратории служит лирико-пейзажная 1 часть, носящая название "Утро моей Родины".

Тема красоты природы воплощена и в камерно-инструментальных сочинениях Мачавариани: в пьесе "Хоруми" (1949) и в балладе "Базалетское озеро" (1951) для фортепиано, в скрипичных миниатюрах "Долури, Лазури" (1962). "Одним из самых примечательных сочинений грузинской музыки" назвал К. Караев Пять монологов для баритона с оркестром на ст. В. Пшавела (1968).

Особое место в творчестве Мачавариани занимает балет "Отелло" (1957), поставленный В. Чабукиани на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета в том же году. А. Хачатурян писал, что в "Отелло" Мачавариани "раскрывается во всеоружии как композитор, мыслитель, гражданин". Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются. Воплощая образы произведения В. Шекспира, Мачавариани говорит на национальном музыкальном языке и в то же время выходит за пределы этнографической принадлежности. Образ Отелло в балете несколько отличается от литературного первоисточника. Мачавариани максимально сблизил его с образом Дездемоны - символом прекрасного, идеалом женственности, воплощая характеры главных героев в лирико-экспрессивной манере. К Шекспиру композитор обращается и в опере "Гамлет" (1974). "Можно лишь позавидовать такой смелости в отношении к произведениям мировой классики", - писал К. Караев.

Выдающимся событием в музыкальной культуре республики стал балет "Витязь в тигровой шкуре" (1974) по поэме Ш. Руставели. "Работая над ним, я испытал особое волнение", - говорит А. Мачавариани. - "Поэма великого Руставели - дорогой вклад в духовной сокровищнице грузинского народа, "наш зов и знамя", если говорить словами поэта". Используя современные средства музыкальной выразительности (серийная техника, полигармонические сочетания, сложные ладовые образования), Мачавариани оригинально сочетает приемы полифонического развития с грузинским народным многоголосием.

В 80-е гг. композитор активно работает. Он пишет Третью, Четвертую ("Юношескую"), Пятую и Шестую симфонии, балет "Укрощение строптивой", который вместе с балетом "Отелло" и оперой "Гамлет" составил шекспировский триптих. В ближайших планах - Седьмая симфония, балет "Пиросмани".

"Подлинный художник всегда в "пути". ...Творчество - и труд, и радость, ни с чем не сравнимое счастье художника. Этим счастьем обладает и замечательный советский композитор - Алексей Давидович Мачавариани" (К. Караев).


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович" в других словарях:

  • МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович — (р. 1913) грузинский композитор, народный артист СССР (1958). Опера Гамлет (1967), балеты Отелло (1957), Витязь в тигровой шкуре (1973), концерты, в т. ч. для скрипки с оркестром (1949). Профессор Тбилисской консерватории (с 1963).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мачавариани Алексей Давидович — [родился 10(23).9.1913, Гори], советский композитор, народный артист СССР (1958). В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию (классы композиции С. В. Бархударяна и П. Б. Рязанова). Творческую деятельность начал в 1935. Известность получил его балет… …   Большая советская энциклопедия

  • МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович — (р. 23.09.1913), композитор. Народный артист СССР (1958);Лауреат Государственной премии СССР (1951);Лауреат Ленинской премии (1958, за музыку к балету «Отелло»). Окончил Тбилисскую консерваторию (1936). Автор опер («Гамлет, «Отелло»  1957, «Мать… …   Энциклопедия кино

  • Мачавариани, Алексей Давидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мачавариани. Алексей Мачавариани Основная информация Дата рождения 10 (23) сентября …   Википедия

  • Мачавариани Алексей Давидович — (р. 1913), грузинский композитор, народный артист СССР (1958). Опера «Гамлет» (1965), балет «Отелло» (1957), «Витязь в тигровой шкуре» (1973), концерты, в том числе, для скрипки с оркестром (1949). Профессор Тбилисской консерватории (с 1963).… …   Энциклопедический словарь

  • Мачавариани, Алексей Давидович — род. 23 сент. 1913 в Гори. Композитор. Нар. арт. СССР (1958). В 1936 окончил Тбилисскую конс. по кл. композиции П. Б. Рязанова (ранее учился у С. В. Бархударяна); в 1937 1940 там же в аспирантуре (рук. П. Б. Рязанов). В 1934 1936 муз. рук. Т ра… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Алексей Давидович Мачавариани — …   Википедия

  • Мачавариани — (груз. მაჭავარიანი) грузинская фамилия: Мачавариани, Алексей Давидович (1913 1995) советский композитор. Мачавариани, Мухран Иванович (1929 2010) советский и грузинский поэт …   Википедия

  • Мачавариани А. Д. —         Алексей Давидович (p. 23 IX(6 X) 1913, Гори) сов. композитор, педагог, дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6 7 го созывов. Окончил в 1936 Тбилисскую консерваторию пo классу композиции у П. Б. Рязанова, в 1940… …   Музыкальная энциклопедия

  • Мачавариани — I Мачавариани         Алексей Давидович [родился 10(23).9.1913, Гори], советский композитор, народный артист СССР (1958). В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию (классы композиции С. В. Бархударяна и П. Б. Рязанова). Творческую деятельность… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»