ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд это:

ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд
( р. 25 I 1913, Варшава)

Вся изощренность организации музыкального материала может иметь ценность только в той мере, в какой она заставляет слушателя понять произведение... вызвать... непосредственное впечатление, а не осознание методов организации музыкального материала.

В. Лютославский

Один из признанных лидеров музыки XX в. В. Лютославский вырос в семье с большими культурными и музыкальными традициями. В 6 лет он начинает учиться игре на рояле, а позже, в гимназические годы, - на скрипке. С 14 лет посещает лекции в консерватории. Окончив гимназию, Витольд поступает на математический факультет Варшавского университета (1931), но, не проучившись и двух лет, переходит в консерваторию в классы фортепиано Е. Лефельда и композиции В. Малишевского (ученика Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова), у которого занимался еще до поступления в консерваторию. Высоко ценя систему своего педагога (позже Лютославский использует курс анализа форм Малишевского в собственных лекциях по композиции), молодой композитор скоро "перерос" учителя, который не принимал творчества И. Стравинского и даже позднего К. Шимановского. Правда, в ранних произведениях самого Лютославского еще естественно сказываются влияния К. Дебюсси, Шимановского, русских композиторов (Соната для фортепиано - 1934, Симфонические вариации - 1937).

Вторая мировая война помешала Лютославскому поехать в Париж, чтобы совершенствоваться там в консерватории. Он служит радистом при штабе Первой армии, попадает в плен, бежит и добирается до оккупированной Варшавы, где живет вплоть до восстания, зарабатывая игрой в кафе вместе с композитором А. Пануфником. Оба автора сделали за это время более 200 обработок для фортепианного дуэта (Токкату И. С. Баха, "Болеро" М. Равеля. вальсы И. Штрауса и др.). Вкладом в движение Сопротивления явились "Пять песен подпольной борьбы". Лютославский пишет также 1 ч. Первой симфонии, которую заканчивает только в 1947 г.

После войны композитор активно участвует в возрождении культурной жизни страны. Работая на радио, он пишет музыку к радиопостановкам, участвует в организации Союза польских композиторов, фестиваля "Варшавская осень", позже (1959-65) является членом президиума комитета Международного общества современной музыки. Увлечение польским фольклором наложило отпечаток на многие произведения конца 40-50-х гг. ("Силезский триптих" для сопрано и оркестра, "Малая сюита" для оркестра). Фольклорная линия творчества тесно переплетается в сочинениях этих лет с традициями европейского классицизма и барокко, что отразилось прежде всего в Первой симфонии и Концерте для оркестра (1954).

После паузы в творчестве (1954-58) композитор создает произведение для струнного оркестра "Траурная музыка памяти Белы Бартока" (1958), ставя перед собой новые технические задачи. Сам автор определяет это сочинение как начало нового периода. "Это и есть первое слово, произнесенное на новом для меня языке". Произведения Лютославского часто звучат на международных фестивалях современной музыки в Венеции ("Венецианские игры" - 1961), в Загребе ("Три поэмы Анри Майю" для хора и оркестра - 1963), в Варшаве; ему присуждается Международная премия им. С. Кусевицкого (1964). Начиная с оркестровой пьесы "Венецианские игры" композитор применяет алеаторику как важное конструктивное средство. Во Второй симфонии (1967) он демонстрирует возможности соединения новых методов композиции с традициями классицизма, закрепляя эти приемы в "Книге для оркестра" (1968). Одним из самых интересных произведений этого периода является экспрессивный виолончельный концерт (1970), в котором драматургический конфликт солирующего инструмента и оркестра приобретает почти театральную выпуклость. Начиная с середины 70-х гг. стиль Лютославского существенно меняется. Он разрабатывает совершенно индивидуальный тип композиторской техники, в его сочинениях возрастает роль мелодического начала. Очень тонко Лютославский использует технику ad libitum, порой стирая в восприятии слушателя грань между музыкой написанной и исполняемой музыкантами по собственному усмотрению (ad libitum). Вторая половина 70-х и 80-е гг. характеризуются огромным качественным скачком, новым подъемом в творчестве композитора.

Из большого количества сочинений Лютославского последних лет наиболее значительные Прелюдии и фуга для 13 струнных (1972), "Mi-parti" для оркестра (1976), "Les espaces du sommeil" для баритона с оркестром (1975), "Новеллы для оркестра" (1979), Двойной концерт для гобоя и арфы с оркестром (1980), "Chain I" для камерного оркестра (1983), "Chain II" для скрипки и оркестра (1985), "Chain III" для оркестра (1986), Партита для скрипки и фортепиано (1984), Фортепианный концерт (1987). Все они изданы в Великобритании и широко исполняются в разных странах мира, в т. ч. под управлением автора. Одним из самых исполняемых произведений стала Третья симфония (1983), записанная крупнейшими фирмами мира. Лютославский первым из музыкантов получил за нее недавно учрежденную в США премию Грауэмейера, которая присуждается деятелям искусства (театра, кино, музыки).

Глава польской композиторской школы характеризует сегодняшнее состояние западной музыки как постоянное отрицание хотя бы раз уже использованного в области техники, музыкального языка или стиля, как "перманентную революцию". Противодействие этому принципу Лютославский видит в "создании произведений, которые, будучи новыми, сочинены не только ради новизны. Речь идет о произведениях, несущих в себе вечные ценности, позволяющие искусству стареть, но не устаревать, как не устаревают шедевры прошлого" (1981).


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд" в других словарях:

  • Лютославский, Витольд — Витольд Лютославский польск. Witold Lutosławski …   Википедия

  • Лютославский Витольд — (Lutosławski) (1913 1994), польский композитор. Ранние сочинения близки к неоклассицизму, в дальнейшем использовал элементы додекафонии, сонорики, контролируемую алеаторику. 3 симфонии (1947 1984), «Венецианские игры» (1960) для оркестра;… …   Энциклопедический словарь

  • Лютославский Витольд — Витольд Лютославский дирижирует Витольд Лютославский (польск. Witold Lutosławski, 25 января 1913, Варшава, Российская империя  7 февраля 1994, Варшава, Польша)  польский композитор и дирижёр, один из крупнейших музыкантов XX века. Содержание …   Википедия

  • Лютославский Витольд — Лютославский (Lutosławski) Витольд (родился 25.1.1913, Варшава), польский композитор. Член Шведской королевской академии музыки (с 1962). Окончил Государственную высшую музыкальную школу имени Ф. Шопена в Варшаве как пианист (1936) и композитор… …   Большая советская энциклопедия

  • Лютославский, Витольд — ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski) Витольд (родился в 1913), польский композитор. В произведениях черты неоклассицизма, элементы додекафонии, сонорика, алеаторика. 3 симфонии, “Венецианские игры” для оркестра (1960), Траурная музыка для струнного… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Лютославский — Лютославский  фамилия: Лютославский, Винсент  польский филолог классик и мыслитель Лютославский, Витольд  польский композитор и дирижер Лютославский, Юзеф  польский политик …   Википедия

  • Витольд Лютославский — дирижирует Витольд Лютославский (польск. Witold Lutosławski, 25 января 1913, Варшава, Российская империя  7 февраля 1994, Варшава, Польша)  польский композитор и дирижёр, один из крупнейших музыкантов XX века. Содержание …   Википедия

  • ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski) Витольд — (р. 1913) польский композитор. Ранние сочинения близки к неоклассицизму, в дальнейшем использовал элементы додекафонии, сонористики, контролируемую алеаторику. 3 симфонии. (1947 84), Венецианские игры (1960) для оркестра; Траурная музыка (памяти… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лютославский В. — Витольд Лютославский дирижирует Витольд Лютославский (польск. Witold Lutosławski, 25 января 1913, Варшава, Российская империя  7 февраля 1994, Варшава, Польша)  польский композитор и дирижёр, один из крупнейших музыкантов XX века. Содержание …   Википедия

  • ЛЮТОСЛАВСКИЙ — (Lutoslawski) Витольд (родился в 1913), польский композитор. В произведениях черты неоклассицизма, элементы додекафонии, сонорика, алеаторика. 3 симфонии, Венецианские игры для оркестра (1960), Траурная музыка для струнного оркестра (памяти Б.… …   Современная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»