ЛЮЛЛИ Жан Батист это:

ЛЮЛЛИ Жан Батист
( 28 XI 1632, Флоренция - 22 III 1687, Париж)

Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия.

Р. Роллан

Ж. Б. Люлли - один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра. В историю национальной оперы Люлли вошел и как создатель нового жанра - лирической трагедии (так называлась во Франции большая мифологическая опера), и как выдающийся театральный деятель - именно под его началом Королевская академия музыки стала первым и главным оперным театром Франции, который позднее обрел всемирную известность под названием Grand Opera.

Люлли родился в семье мельника. Музыкальные способности и актерский темперамент подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который ок. 1646 г. увез Люлли в Париж, определив на службу к принцессе Монпансье (сестре ко- роля Людовика XIV). Не получивший музыкального образования на родине, умевший к 14 годам лишь петь и играть на гитаре, Люлли занимался в Париже композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и особенно любимой им скрипке. Молодой итальянец, добившийся благоволения Людовика XIV, сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили - "играть на скрипке как Батист", он скоро вошел в знаменитый оркестр "24 скрипки короля", ок. 1656 г. организовал и возглавил свой малый оркестр "16 скрипок короля". В 1653 г. Люлли получил место "придворного композитора инструментальной музыки", с 1662 г. он уже суперинтендант придворной музыки, а еще через 10 лет - владелец патента на право основания в Париже Королевской академии музыки "с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству тому из сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля". В 1681 г. Людовик XIV удостоил своего любимца дворянскими грамотами и званием королевского советника-секретаря. Скончавшийся в Париже, Люлли до конца дней сохранил положение абсолютного властителя музыкальной жизни французской столицы.

Творчество Люлли развивалось преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировались при дворе "Короля-солнце". Прежде чем обратиться к опере, Люлли в первые десятилетия своей службы (1650-60 гг.) сочинял инструментальную музыку (сюиты и дивертисменты для струнных инструментов, отдельные пьесы и марши для духовых и т. п.), духовные сочинения, музыку к балетным спектаклям ("Больной Амур, Альсидиана, Балет Насмешки" и др.). Постоянно участвуя в придворных балетах в качестве автора музыки, постановщика, актера и танцора, Люлли освоил традиции французского танца, его ритмоинтонационные и сценические особенности. Сотрудничество с Ж. Б. Мольером помогло композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры, режиссуры и т. п. Люлли пишет музыку к пьесам Мольера ("Брак поневоле, Принцесса Элиды, Сицилиец, Любовь-целительница" и др.), исполняет роли Пурсоньяка в комедии "Господин де Пурсоньяк" и Муфти в "Мещанине во дворянстве". Долгое время остававшийся противником оперы, считавший, что французский язык непригоден для этого жанра, Люлли в начале 1670-х гг. круто изменил свои взгляды. В период 1672-86 гг. он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых "Кадм и Гермиона, Альцеста, Тезей, Атис, Армида, Ацис и Галатея"). Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тот тип национальной оперы, который на протяжении нескольких десятилетии господствовал во Франции. "Люлли создал национальную французскую оперу, в которой как текст, так и музыка сочетаются с национальными средствами выражения и вкусами и которая отражает как недостатки, так и достоинства французского искусства", - пишет немецкий исследователь Г. Кречмер.

Стиль лирической трагедии Люлли формировался в теснейшей связи с традициями французского театра эпохи классицизма. Тип большой пятиактной композиции с прологом, манера декламации и сценической игры, сюжетные источники (древнегреческая мифология, история Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт чувства и разума, страсти и долга) сближают оперы Люлли с трагедиями П. Корнеля и Ж. Расина. Не менее важна связь лирической трагедии с традициями национального балета - большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии, празднества, волшебные картины, пасторальные сцены усиливали декоративно-зрелищные качества оперного спектакля. Возникшая во времена Люлли традиция введения балета оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во французской опере на протяжении нескольких столетий. Влияние Люлли сказалось в оркестровых сюитах конца XVII- начала XVIII в. (Г. Муффат, И. Фукс, Г. Телеман и др.). Сочинявшиеся в духе балетных дивертисментов Люлли, они включали французские танцы и характеристические пьесы. Большое распространение в оперной и инструментальной музыке XVIII в. получил особый тип увертюры, сложившийся в лирической трагедии Люлли (т. н. "французская" увертюра, состоящая из медленного, торжественного вступления и энергичного, подвижного основного раздела).

Во второй половине XVIII в. лирическая трагедия Люлли и его последователей (М. Шарпантье, А. Кампра, А. Детуш), а вместе с ней и весь стиль придворной оперы становится объектом острейших дискуссий, пародий, осмеяния ("война буффонов, война глюкистов и пиччиннистов"). Искусство, возникшее в эпоху расцвета абсолютизма, воспринималось современниками Дидро и Руссо как обветшавшее, безжизненное, напыщенно-помпезное. Вместе с тем творчество Люлли, сыгравшее определенную роль в формировании большого героического стиля в опере, привлекало внимание оперных композиторов (Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк), тяготевших к монументальности, патетике, строго рациональной, упорядоченной организации целого.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ЛЮЛЛИ Жан Батист" в других словарях:

  • Люлли, Жан Батист — Жан Батист Люлли Jean Baptiste Lully Портрет Жана Батиста Люлли Дата рождения 28 ноября 1632 Место рождения Флоренция Дата смерти …   Википедия

  • Люлли, Жан-Батист — Жан Батист Люлли Jean Baptiste Lully …   Википедия

  • Люлли Жан Батист — Жан Батист Люлли Jean Baptiste Lully Портрет Жана Батиста Люлли Дата рождения 28 ноября 1632 Место рождения Флоренция Дата смерти …   Википедия

  • Люлли Жан Батист — (Lully) (1632 1687), композитор. По происхождению итальянец. Основоположник французской оперной школы. Создал классические типы так называемой лирической (музыкальные) трагедии («Альцеста», 1674; «Тезей», 1675) и французской оперной увертюры.… …   Энциклопедический словарь

  • ЛЮЛЛИ Жан Батист — (Lully, Jean Baptiste) ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ. (1632 1687), основоположник французской оперы. Родился 28 ноября 1632 во Флоренции (Италия). В возрасте 12 лет был вывезен во Францию, где поступил на службу к двоюродному брату французского короля герцогу …   Энциклопедия Кольера

  • Люлли Жан Батист — Люлли (Lully) Жан Батист (итал. ‒ Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (28.11.1632, Флоренция, ‒ 22.3.1687, Париж), французский композитор, основоположник национальной оперной школы. Родился в семье итальянского мельника. С 14 лет жил в Париже,… …   Большая советская энциклопедия

  • Жан Батист Люлли — Jean Baptiste Lully Портрет Жана Батиста Люлли Дата рождения 28 ноября 1632 Место рождения Флоренция Дата смерти …   Википедия

  • Люлли, Жан — Жан Батист Люлли Jean Baptiste Lully Портрет Жана Батиста Люлли Дата рождения 28 ноября 1632 Место рождения Флоренция Дата смерти …   Википедия

  • ЛЮЛЛИ (Lully) Жан Батист — (1632 87) французский композитор. По происхождению итальянец. Основоположник французской оперной школы. Создал классические типы лирической трагедии ( Альцеста , 1674; Тезей , 1675) и французской оперной увертюры. Музыка к комедиям Мольера …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЮЛЛИ́ (Lully) Жан Батист — (Lully) Жан Батист (1632–87), франц. композитор. По происхождению итальянец. С 1653 придворный композитор, с 1672 рук. Королев. академии музыки и оперного т ра. Основоположник франц. оперной школы. Создал классич. жанры т. н. лирич.… …   Биографический словарь

Книги

  • Тартюф (спектакль), Жан-Батист Мольер. Тартюф… Вот уже сколько веков шагает он по земле. И не устаревает, нет. А растет, множится, процветает! Кто же он? Почему государства рассыпаются в пыль, а он торжествует, как и тысячи лет… Подробнее  Купить за 145 руб аудиокнига
  • Любовь-целительница, Жан-Батист Мольер. «Пред вами всего только набросок карандашом, маленький экспромт, из которого угодно было королю сделать себе развлечение. Это самый спешный из всех заказов Его Величества: если я скажу, что… Подробнее  Купить за руб электронная книга
  • Любовь-целительница, Жан-Батист Мольер. «Пред вами всего только набросок карандашом, маленький экспромт, из которого угодно было королю сделать себе развлечение. Это самый спешный из всех заказов Его Величества: если я скажу, что… Подробнее  Купить за электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»