КУПЕРЕН Франсуа это:

КУПЕРЕН Франсуа
( 10 XI 1668, Париж - 12 IX 1733, там же)

На протяжении XVII в. во Франции сложилась замечательная школа клавесинной музыки (Ж. Шамбоньер, Л. Куперен и его братья, Ж. д\'Англебер и др.). Передававшиеся из поколения в поколение традиции исполнительской культуры, композиторской техники достигли наивысшего расцвета в творчестве Ф. Куперена, которого уже современники стали называть великим.

Куперен родился в семье с давними музыкальными традициями. Службу органиста в соборе Сен-Жерве, унаследованную от отца - Шарля Куперена, известного во Франции композитора и исполнителя, Франсуа сочетал со службой при королевском дворе. Исполнение многочисленных и разнообразных обязанностей (сочинение музыки для церковной службы и придворных концертов, выступления в качестве солиста и аккомпаниатора и др.) до предела заполняли жизнь композитора. Куперен также давал уроки членам королевской семьи: ..."Вот уже двадцать лет я имею честь состоять при короле и обучать почти одновременно его высочество дофина, герцога Бургундского и шестерых принцев и принцесс королевского дома"... В конце 1720-х гг. Куперен пишет свои последние пьесы для клавесина. Тяжелая болезнь вынудила его оставить творческую деятельность, прекратить службу при дворе и в церкви. Должность камер-музыканта перешла к его дочери - Маргарите-Антуанетте.

Основу творческого наследия Куперена составляют произведения для клавесина - более 250 пьес, изданных в четырех сборниках (1713, 1717, 1722, 1730). Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, Куперен создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, отточенностью миниатюрных форм (рондо или вариации), обилием орнаментальных украшений (мелизмов), отвечающих природе клавесинной звучности. Этот изысканно-филигранный стиль во многом родствен стилю рококо во французском искусстве XVIII в. Французская безупречность вкуса, чувство меры, нежная игра красок и звучностей господствуют в музыке Куперена, исключая повышенную экспрессию, сильные и открытые проявления эмоций. "Я предпочитаю то, что меня трогает, тому, что поражает меня". Куперен связывает свои пьесы в ряды (ordre) - свободные вереницы разнохарактерных миниатюр. Большинство пьес имеет программные названия, отражающие богатство фантазии композитора, образно-конкретную направленность его мышления. Это женские портреты ("Недотрога, Шалунья, Сестра Моника"), пасторальные, идиллические сцены, пейзажи ("Тростники, Рождающиеся лилии"), пьесы-характеристики лирических состояний ("Сожаления, Нежные томления"), театральные маски ("Сатиры, Арлекин, Проделки фокусников") и т. п. В предисловии к первому сборнику пьес Куперен пишет: "Сочиняя пьесы, я всегда имел в виду определенный предмет - различные обстоятельства мне его подсказывали. Поэтому названия соответствуют идеям, которые были у меня при сочинении". Находя для каждой миниатюры свой, индивидуальный штрих, Куперен создает бесконечное множество вариантов клавесинной фактуры - детально разработанной, воздушной, ажурной ткани.

Инструмент, весьма ограниченный в своих выразительных возможностях, становится у Куперена гибким, чутким, по-своему красочным.

Обобщением богатейшего опыта композитора и исполнителя, мастера, досконально знающего возможности своего инструмента, явился трактат Куперена "Искусство игры на клавесине" (1761), а также авторские предисловия к сборникам клавесинных пьес.

Композитора более всего интересует специфика инструмента; он уточняет характерные исполнительские приемы (особенно при игре на двух клавиатурах), расшифровывает многочисленные украшения. "Клавесин сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но так как на клавесине нельзя ни увеличивать, ни уменьшать силу звука, я всегда буду признателен тем, кто благодаря своему бесконечно совершенному искусству и вкусу сумеет сделать его выразительным. К этому же стремились мои предшественники, не говоря уже о прекрасной композиции их пьес. Я попытался усовершенствовать их открытия".

Большой интерес представляет камерно-инструментальное творчество Куперена. Два цикла концертов "Королевские концерты" (4) и "Новые концерты" (10, 1714-15), написанные для небольшого ансамбля (секстета), исполнялись в придворных концертах камерной музыки. Трио-сонаты Куперена (1724-26) возникли под впечатлением трио-сонат А. Корелли. Своему любимому композитору Куперен посвятил трио-сонату "Парнас, или Апофеоз Корелли". Характерные названия и даже целые развернутые сюжеты - всегда остроумные, оригинальные - встречаются и в камерных ансамблях Куперена. Так, в программе трио-сонаты "Апофеоз Люлли" отразились модные в то время споры о преимуществах французской и итальянской музыки.

Серьезность и возвышенность мыслей отличает духовную музыку Куперена - органные мессы (1690), мотеты, 3 предпасхальные обедни (1715).

Уже при жизни Куперена его произведения были широко известны за пределами Франции. Величайшие композиторы находили в них образцы ясного, классически отточенного клавесинного стиля. Так, И. Брамс называл в числе учеников Куперена - И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и Д. Скарлатти. Связи с клавесинным стилем французского мастера обнаруживаются в фортепианных произведениях И. Гайдна, В. А. Моцарта и молодого Л. Бетховена. Традиции Куперена на совершенно иной образной и интонационной основе возродились на рубеже XIX-XX вв. в творчестве французских композиторов К. Дебюсси и М. Равеля (например, в сюите Равеля "Гробница Куперена".)


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "КУПЕРЕН Франсуа" в других словарях:

  • Куперен, Франсуа — Франсуа Куперен François Couperin …   Википедия

  • КУПЕРЕН Франсуа — (Couperin, Franois) ФРАНСУА КУПЕРЕН (1668 1733), французский композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17 18 вв. Франсуа Куперен, которого потом прозвали le …   Энциклопедия Кольера

  • Куперен Франсуа — (Couperin) (1668 1733), французский композитор, клавесинист, органист. Из рода, давшего несколько поколений музыкантов; прозван «великим Купереном». Его творчество  вершина французского клавесинного искусства. Музыку Куперена отличают… …   Энциклопедический словарь

  • Куперен Франсуа — Франсуа Куперен François Couperin Дата рождения 10 ноября 1668 Место рождения Париж Дата смерти 11 сентября 1733 …   Википедия

  • Куперен Франсуа — Куперен (Couperin) Франсуа (10.11.1668, Париж, ≈ 12.9.1733, там же), французский композитор, органист и клавесинист. Происходил из рода, давшего в 17≈18 вв. несколько поколений музыкантов; был прозван «великим К.». Основное место в наследии К.… …   Большая советская энциклопедия

  • Куперен, Франсуа — КУПЕРЕН (Couperin) Франсуа (1668 1733), французский композитор, клавесинист, органист. Из семьи потомственных музыкантов, прозван Купереном великим . Его программные пьесы (объединены в циклы) вершина французского клавесинного искусства. Стилю… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Франсуа Куперен — François Couperin Дата рождения 10 ноября 1668 Место рождения Париж Дата смерти 11 сентября 1733 …   Википедия

  • Франсуа Куперин — Франсуа Куперен François Couperin Дата рождения 10 ноября 1668 Место рождения Париж Дата смерти 11 сентября 1733 …   Википедия

  • Куперен — (фр. Couperin)  французская семья органистов и клавесинистов. Самое раннее упоминание Куперенов относится к 1366 году, однако музыканты среди членов семьи начали появляться, по видимому, только с конца 16 века. Первым, вероятно, был… …   Википедия

  • КУПЕРЕН (Couperin) Франсуа — (1668 1733) французский композитор, клавесинист, органист. Из рода, давшего несколько поколений музыкантов; прозван великим Купереном . Его творчество вершина французского клавесинного искусства. Музыку Куперена отличают мелодическая… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»