КОМИТАС это:

КОМИТАС
(Согомон Геворкович Согомонян) (8 X 1869, Кутина. Турция - 22 X 1935, Париж) Я был всегда и останусь плененный музыкой Комитаса.

А. Хачатурян

Выдающийся армянский композитор, ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, Комитас сыграл исключительно важную роль в становлении и развитии национальной композиторской школы. Его опыт претворения традиций европейской профессиональной музыки на национальной почве и в частности многоголосные обработки монодийных (одноголосных) по своей природе армянских народных песен имели огромное значение для последующих поколений армянских композиторов. Комитас является основоположником армянской музыкальной этнографии, внесшим неоценимый вклад в национальную музыкальную фольклористику, - им была собрана богатейшая антология армянской крестьянской и древнегусанской песни (искусство певцов-сказителей).

Многогранное искусство Комитаса открыло миру все богатство армянской народнопесенной культуры. Его музыка впечатляет удивительной чистотой и целомудренностью. Проникновенная мелодика,тонкое преломление ладогармонических особенностей и колорита национального фольклора, изысканная фактура, совершенство формы характерны для его стиля.

Комитас является автором относительно небольшого числа произведений, среди которых Литургия ("Патараг"), миниатюры для фортепиано, сольные и хоровые обработки крестьянских и городских песен, отдельные оперные сцены ("Ануш, Жертвы деликатности, Сасунские богатыри"). Благодаря выдающимся музыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика в 1881 г. зачисляют воспитанником Эчмиадзинской духовной академии. Здесь полностью раскрывается его незаурядное дарование: Комитас знакомится с европейской теорией музыки, записывает церковные и народные песни, делает первые опыты хоровой (многоголосной) обработки крестьянских песен.

После окончания курса Академии в 1893 г. его возводят в сан иеромонаха и в честь выдающегося армянского гимнотворца VII в. присваивают имя Комитас. Вскоре Комитаса там же назначают учителем пения; параллельно он руководит хором, организует оркестр народных инструментов.

В 1894-95 гг. появляются в печати первые комитасовские записи народных песен и статья "Армянские церковные мелодии". Осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических познаний, в 1896 г. Комитас едет в Берлин с целью восполнить свое образование. В течение трех лет в частной консерватории Р. Шмидта он изучает курсы композиции, берет уроки игры на фортепиано, пения и хорового дирижирования. В университете Комитас посещает лекции по философии, эстетике, всеобщей истории и истории музыки. Разумеется, в центре внимания - богатая музыкальная жизнь Берлина, где он слушает репетиции и концерты симфонического оркестра, а также оперные спектакли. Во время пребывания в Берлине он выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной и церковной музыке. Авторитет Комитаса как фольклориста-исследователя столь высок, что Международное музыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.

В 1899 г. Комитас возвращается в Эчмиадзин. Начинаются годы его наиболее плодотворной деятельности в различных сферах национальной музыкальной культуры - научной, этнографической,творческой, исполнительской, педагогической. Он работает над капитальным "Этнографическим сборником", записывает около 4000 армянских, курдских, персидских и турецких церковных и светских напевов, занимается расшифровкой армянских хазов (нотных знаков), изучением теории ладов, самих народных песен. В эти же годы он создает отмеченные тонким художественным вкусом обработки песен для хора без сопровождения, включаемые композитором в программы своих концертов. Песни эти различны по образно-жанровой принадлежности: любовно-лирические, шуточные, плясовые ("Весна, Шествуй, Ходил, сверкал"). Есть среди них трагические монологи ("Журавль, Песня бездомного"), трудовые ("Лорийский оровел, Песня гумна"), обрядовые картины ("С утренним приветом"), эпико-героические ("Храбрецы Сипана") и пейзажные ("Луна нежна") циклы.

В 1905-07 гг. Комитас много концертирует, возглавляя хор, ведет активную музыкально-пропагандистскую деятельность. В 1905 г. вместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом он направляется в тогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом проводит концерты и лекции. Год спустя, в декабре 1906 г. в Париже своими концертами и лекциями Комитас привлек внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. Выступления имели большой резонанс. Художественная ценность обработок и оригинальных сочинений Комитаса столь значительна, что дала основание К. Дебюсси сказать: "Если бы Комитас написал только "Антуни"" ("Песня бездомного". - Д. А.), "то и это было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным художником". В Париже публикуются статьи Комитаса "Армянская крестьянская музыка" и сборник обработанных им песен "Армянская лира". Позднее состоялись его концерты в Цюрихе, Женеве, Лозанне, Берне, Венеции.

Возвратившись в Эчмиадзин (1907), Комитас в течение трех лет продолжает свою интенсивную многогранную деятельность. Зреет план создания оперы "Ануш". Вместе с тем взаимоотношения между Комитасом и его церковным окружением все более ухудшаются. Открытая вражда со стороны реакционного духовенства, полное непонимание ими исторического значения его деятельности заставляют композитора покинуть Эчмиадзин (1910) и обосноваться в Константинополе с надеждой создать там армянскую консерваторию. Хотя реализовать этот план ему не удается, тем не менее Комитас с прежней энергией занимается педагогической и исполнительской деятельностью - в городах Турции и Египта он проводит концерты, выступая в качестве руководителя организуемых им хоров и солиста-певца. Граммофонные записи пения Комитаса, осуществленные в эти годы, дают представление о его голосе мягкого баритонального тембра, манере пения, исключительно тонко передающей стиль исполняемой песни. По существу он явился создателем национальной школы пения.

По-прежнему Комитаса приглашают для чтения лекций и докладов в крупнейшие музыкальные центры Европы - Берлин, Лейпциг, Париж. Доклады об армянской народной музыке, состоявшиеся в июне 1914г. в Париже на конгрессе Международного музыкального общества, произвели, по его словам, громадное впечатление на участников форума.

Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события геноцида - массовой резни армян, организованной турецкими властями. 11 апреля 1915 г. после тюремного заключения он вместе с группой крупных армянских деятелей литературы и искусства ссылается в глубь Турции. По ходатайству влиятельных лиц Комитаса возвращают в Константинополь. Однако увиденное настолько тяжело отразилось на его психике, что в 1916 г. он оказывается в больнице для душевнобольных. В 1919 г. Комитаса перевозят в Париж, где он умирает. Останки композитора погребены в Ереванском пантеоне деятелей науки и искусства. Творчество Комитаса вошло в золотой фонд армянской музыкальной культуры. О его кровной связи со своим народом прекрасно сказал выдающийся армянский поэт Егише Чаренц:

Певец, народом ты вскормлен,

воспринял песню от него ты,

о радости мечтал, как он,

его страданья и заботы

ты разделял в своей судьбе -

за то, как мудрость человечья,

с младенчества далось тебе

народа чистое наречье.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "КОМИТАС" в других словарях:

  • Комитас — Կոմիտաս Սողոմոն Գևորգի Սողոմոնյան Имя при рождении …   Википедия

  • Комитас — Комитас. КОМИТАС (настоящие имя и фамилия Согомон Геворкович Согомонян) (1869 1935), армянский композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижер. Мастер хоровых жанров а капелла: поэмы Лорийский оровел , Песня плуга , Песня гумна , обрядовая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОМИТАС — (настоящие имя и фамилия Согомон Геворкович Согомонян) (1869 1935), армянский композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижер. Мастер хоровых жанров а капелла: поэмы Лорийский оровел , Песня плуга , Песня гумна , обрядовая картина Свадебные сюиты …   Современная энциклопедия

  • КОМИТАС — (наст. имя и фам. Согомон Геворкович Согомонян) (1869 1935) армянский композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижер. Классик армянской музыки, основоположник армянской музыкальной этнографии, мастер хоровых жанров. Сыграл значительную роль в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Комитас — (настоящие имя и фамилия Согомон Геворкович Согомонян)         [26.9(8.10).1869, м. Кутина, Турция, 22.10.1935, Париж], армянский композитор, учёный, хоровой дирижёр и общественный деятель. В 1893 окончил Эчмиадзинскую духовную академию. В 1896… …   Большая советская энциклопедия

  • Комитас — (наст. имя и фам. Согомон Геворкович Согомонян) (1869–1935) – арм. композитор, фольклорист, певец, хор. дирижер. В 1893 окончил духовную академию и получил имя Комитас в честь выдающегося гимнотворца VII в. Основоположник нац. науч. муз.… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Комитас — монашеское имя в честь армянского гимнотворца VII в.; настоящие имя и фамилия Согомон Геворкович Согомонян (1869 1935), армянский композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижёр. С 1895 вардапет (архимандрит). Жил преимущественно в монастыре… …   Энциклопедический словарь

  • Комитас — КОМИТÁС (монашеское имя в честь арм. гимнотворца 7 в.; наст. имя и фам. Согомон Геворкович Согомонян) (1869–1935), композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижёр. С 1895 вардапет (архимандрит). В 1896–99 обучался в Берлине в… …   Биографический словарь

  • Комитас Ахцеци — 26 й Католикос всех армян 615   628 гг. Церковь: Армянская Апостольская Церковь …   Википедия

  • Комитас С. Г. —         (наст. имя и фам. Согомон Геворгович Согомонян) (26 IX (8 X) 1869, Кутина, Турция 22 X 1935, Париж) арм. композитор, фольклорист, певец, хор. дирижёр, муз. обществ. деятель. Окончил Эчмиадзинскую духовную академию (1893) и получил имя… …   Музыкальная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «КОМИТАС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»